Татарские предприниматели Поволжья и Приуралья в социокультурной жизни России (вторая половина XIX-начало XX вв.) (03.10.2011)

Автор: Таиров Наиль Измайлович

Таиров Наиль Измайлович

Татарские предприниматели Поволжья

и Приуралья в социокультурной жизни России (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА xix – НАЧАЛО xx ВВ.)

24.00.01 – теория и история культуры

Автореферат

диссертации на соискание учёной степени

доктора исторических наук

Казань – 2011

Работа выполнена на кафедре истории Отечества и зарубежных стран ГОУВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств»

Научный консультант – доктор исторических наук, профессор Ривкат Рашидович Юсупов

Официальные оппоненты:

доктор исторических наук, член-корреспондент

АН РТ Салихов Радик Римович

доктор исторических наук, профессор

Сенюткина Ольга Николаевна

доктор исторических наук, профессор

Мартыненко Александр Валентинович

Ведущая организация: Московский государственный университет культуры и искусств

Защита состоится «20» декабря 2011 г. в ___ часов на заседании диссертационного совета Д 210.005.02 по защите докторских и кандидатских диссертаций при ФГОУВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств» по адресу: 420059, г. Казань, ул. Оренбургский тракт, д. 3, ауд. 302.

Автореферат разослан «___»______________ 2011 г.

Учёный секретарь диссертационного совета

кандидат философских наук, доцент Р.К.Бажанова

Общая характеристика работы

Актуальность исследования определяется следующими основными причинами. Во-первых, историю России невозможно представить без изучения её регионов и отдельных народов. Их роль в истории страны была весьма велика и значительна. Говоря о важности регионов страны, великий русский историк В.О. Ключевский утверждал, что центр России находится в провинции. Во второй половине XIX – начала ХХ в. Поволжье и Приуралье являлись внутренними регионами России.

Во-вторых, в постсоветский период, в условиях постепенного освобождения от идеологического наследия советской эпохи, возрастает интерес к исторической роли личностей, сыгравших существенную роль в развитии национальной культуры.

В-третьих, в соответствии с общеимперскими законами Российское государство оказывало помощь главным образом православным общинам. Мусульманским народам предоставлялась возможность, и гарантировалось удовлетворение религиозных потребностей без оказания какого-либо материального содействия. Особенности религиозного и национального менталитета (особенности питания мусульман, разность языков, незнание мусульманскими народами государственного языка и др.) создавали определенные препятствия представителям этноконфессиональных меньшинств, в том числе татарам-мусульманам в использовании правительственных социальных институтов в решении социальных задач своих единоверцев. В этих условиях татарские традиционные общины выступали самодостаточными социальными ячейками. В инициировании обновленческих лозунгов, требований необходимости выработки стратегических положений развития татарской нации, претворении их в жизнь и понимании своей миссии главного финансиста и в значительной степени лидера своего народа, являлись основополагающими моментами в многогранной деятельности татарских предпринимателей, в развитии национальной культуры. Этот позитивный опыт остро востребован в наши дни, в условиях развития рыночных отношений и существенных издержек в работе федерального закона о национально-культурных автономиях малых народов в субъектах Российской Федерации, когда главными финансистами и общественными деятелями в возрождении культурных традиций, родного языка, противостояния ассимиляторским процессам в этноконфессиональных общинах призвана выступить лишь состоятельная прослойка общества, занятая в сфере предпринимательства.

Территориальные границы исследования включают регион Поволжье и Приуралья, куда входили 11 губерний Российской империи: Астраханская, Казанская, Нижегородская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Симбирская, Вятская, Оренбургская, Пермская и Уфимская губернии. Эта территория компактного расселения татарского народа. По переписи 1897 г. в Волго-Уралье проживало 1784597 татар, около 10% от общего состава населения региона. Эти обширные, богатые сырьевыми и людскими ресурсами территории стали местом традиционного сосредоточения татарского национального капитала, промышленного производства и торговли. Так, в 1914 г. в целом по России в руках татарских предпринимателей находилось 141 крупное промышленное предприятие, из них 100 (63,6%) действовали в Волго-Уралье (в Поволжье – 43, в Приуралье – 47). Аналогичная картина наблюдалась и по торговым домам, подконтрольным татарской буржуазии – в 1914 г. их было официально открыто – 154.

Актуализация темы исследования вызвана необходимостью осмысления взаимосвязи этно-конфессиональной активизации и татарского предпринимательского порыва в контексте культурно-модернизационного процесса татарского сообщества конца ХIХ – начала ХХ в., что является востребованным для понимания и позитивного регулирования национально-культурного возрожденческого феномена.

Хронологические рамки исследования охватывают вторую половину ХIХ – начало ХХ вв. – период модернизации России, реализации либеральных реформ в стране, завершения промышленного переворота и формирования всероссийского рынка, усиления монополизации отечественной промышленности, охватившей и татарских предпринимателей. Для татарского общества данный отрезок времени характеризовался завершением процесса формирования татарской буржуазии, появления новых духовно-культурных приоритетов, направленных на обновление общественной, социальной и культурной жизни, распространением джадидизма, европеизацией национальной культуры. Эти процессы сопровождались ощутимым экономическим и духовным подъемом, что выражалось в успешной деятельности торговых домов, торгово-промышленных товариществ, акционерных обществ. В условиях активизации социокультурной жизни татар, расширения сети мектебов и медресе, появления национальной периодики именно пожертвования и социальная направленность предпринимательской деятельности татарских купцов и промышленников стали финансовой основой развития исламских институтов, национальных просветительско-культурных и благотворительных организаций и происходивших обновленческих проявлений.

Степень изученности темы. Исходя из совпадений с основными общественно-политическими эпохами в истории России, исследование истории татарского предпринимательства, благотворительной, меценатской и общественно-социальной деятельности промышленников и торговцев мусульман Поволжья и Приуралья мы разделили на три периода: досоветский, советский и постсоветский.

В досоветский период, в конце ХIХ в российские ученые, экономисты, социологи и историки стали уделять особое внимание проблемам генезиса капитализма в России, его национальным особенностям, уровню капиталистических отношений, формированию основных классов капиталистического общества, состоянию фабрично-заводского производства, торговли, транспорта в стране, строительству железных дорог, эксплуататорской сущности капитализма и социально-экономическому положению рабочего класса. По этим насущным проблемам определилось два основных направления в отечественной историографии: либеральное и марксистское, представленные именами П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановского, Н.А. Рожкова, В.И. Ленина, М.Н. Покровского. Однако предметного исследования российская буржуазия, ее ведущего вклада в отечественное производство в их трудах не было. Некоторые частные вопросы торгово-предпринимательской деятельности буржуазии, в том числе и татарской, нашли отражение в локальных исследованиях.

Второй период изучения в историографии заявленных проблем был наиболее насыщен научными работами, как в общероссийском, так и в региональном отношении, хотя и отличался идеализированным, социально-классовым подходом в оценке роли российской буржуазии в историческом процессе в ХIХ – в начале ХХ вв. Было вовлечение в научный оборот огромного количества разнообразных источников по производству, торговле, акционированию предприятий, статистическим данным о социальном и национальном облике российской буржуазии её роли в социально-общественной и культурном развитии. Но было заметно отставание в изучении национальной буржуазии, в данном случае татарской.

Одной из основных тем, активно исследовавшихся на общероссийском и региональных уровнях, стало изучение правового, социального положения, и классовой борьбы рабочего люда, российского пролетариата. В рамках социально-экономической проблематики рассматривалось положение рабочего класса, условия труда рабочих в России, производственно-бытовые условия на предприятиях Урала и в Среднем Поволжье (Р.А. Гарафутдинов, Е.Д. Румянцев).

Исходя из идеологических требований, в советской историографии по истории предпринимательства было принято показывать представителей буржуазии, как союзников самодержавия в эксплуатации народных масс. Вне поля зрения оставались вопросы высокопрофессиональной торгово-промышленной деятельности татарских купцов и фабрикантов, их щедрых пожертвований и бескорыстного меценатства.

В постсоветское время, в условиях снятия идеологических «клише», впервые появилась возможность для всестороннего изучения российского предпринимательства и различных аспектов его проявлений. Еще в 1980-е гг. изучение крупной буржуазии стало формироваться в самостоятельное направление научных изысканий, результаты которых появились в виде монографий в постсоветское время как в масштабах страны, так и ее регионов. (А.Д. Боханов, Ю.А. Петров).

История русской благотворительности в общероссийском масштабе, так и региональном стала наконец предметом исследования. Вопросы благотворительности и меценатства в немалой степени рассматривали авторы работ, посвященных истории национальной культуры: театра, музыки, изобразительного искусства, музееведения, книговедения, библиотековедения, литературы и др.

Следует отметить, что приметой некоторых публикаций последних десятилетий, стало приукрашивание личности и деятельности отдельных купцов и промышленников. Подобные односторонние оценки противоречат отзывам современников, в частности, классиков татарской литературы. Предприниматели были людьми своего времени, с неоднозначными поступками и противоречиями.

Анализ историографии проблемы и источников позволяет сделать ряд выводов.

На сегодняшний день наиболее полно изучена история купечества г. Казани и отчасти Казанской губернии, а также территории, которые сегодня входят в состав Татарстана (в прошлом части Вятской, Уфимской и других Поволжско-Уральских губерний). К числу наиболее существенных проблем в изучении темы, на наш взгляд, относятся следующие:

1) – до настоящего времени нет работ, в которых бы комплексно рассматривалась разносторонняя производственная, социально-общественная, религиозная деятельность купцов и промышленников;


загрузка...