Формирование психолого-педагогического потенциала учителя начальных классов (03.10.2011)

Автор: Романова Марина Александровна

Результаты, представленные в таблице 6, свидетельствуют о том, что до начала эксперимента величина мотива оказания помощи людям в экспериментальной и контрольной группах испытуемых практически не различалась. После окончания эксперимента произошло увеличение силы данного мотива в обеих группах, экспериментальной и контрольной, но в различной степени. Что касается контрольной группы, то здесь различия до и после эксперимента оказались статистически недостоверными. В экспериментальной группе обнаружились более заметные позитивные изменения, которые находятся на уровнетребуемой статистической значимости: t = 2, 10; р ? 0,05. Отсюда можно сделать вывод, что развитие психолого-педагогического потенциала способствовалоувеличению силы мотива оказания помощи людям.

Выясним, каким образом проведенный психолого-педагогический эксперимент повлиял на мотивы социального поведения детей, которые во время прохождения практики обучали и воспитывали студенты из экспериментальной группы. Данные, касающиеся оценки силы мотива достижения успехов детей, приведены в таблице 7.

Таблица 7.

Мотив достижения успехов детей, обучавшихся и воспитывавшихся студентами из экспериментальной и контрольной групп, до и после эксперимента

Группы испытуемых Сила мотива достижения успехов (в баллах)

До эксперимента После эксперимента

Экспериментальная 8,2 10,3

Контрольная 8,5 8,9

Примечание:Количественные показатели силы мотива достижения успехов, представленные в этой таблице, являются средними величинами по экспериментальной и контрольной группам и получены по детскому, проективному варианту методики, предназначенной для оценивания данного мотива, разработанному группой американских авторов под руководством Д. Макклелланда.Под названиями «экспериментальная группа» и «контрольная группа» в этой таблице фигурируют, соответственно, дети, которые обучались и воспитывались под руководством студентов из экспериментальной и контрольной групп.

Данные, приведенные в таблице 7, указывают на следующие тенденции. До начала эксперимента сила мотива достижения успехов в экспериментальной и контрольной группах детей была примерно одинаковой. После эксперимента сила мотива изменилась, и сложилась следующая картина. Как в экспериментальной, так и в контрольной группах детей показатели соответствующего мотива возросли. Однако проверка изменений на статистическую значимость обнаружила, что рост показателей в обеих группах статистически достоверным не является, хотя из таблицы 7 видно, что более заметно этот мотив, все же, возрос в той группе детей, которых обучали и воспитывали студенты из экспериментальной группы. Следовательно, в данном случае можно говорить о тенденции к росту соответствующих показателей в экспериментальной группе.

По методике, предназначенной для оценки силы мотива аффилиации, были получены результаты, которые отражены в таблице 8.

Таблица 8.

Мотив аффилиации в экспериментальной и контрольной группах детей до и после эксперимента

Группы испытуемых Сила мотива аффилиации (стремление к людям, в баллах)

До эксперимента После эксперимента

Экспериментальная 6,9 11,3

Контрольная 6,4 7,0

Данные, приведенные в таблице 8, указывают на следующие изменения, которые произошли в результате проведенного эксперимента. До его начала дети, представляющие экспериментальную и контрольную группы, мало отличались друг от друга (различия между ними статистически достоверными не являются). После эксперимента в контрольной группе детей увеличилась сила мотива аффилиации, однако это увеличение не является статистически достоверным. В экспериментальной группе рост мотива аффилиации оказался более существенным – выше трех баллов.

Проверка этих различий на статистическую значимость показала следующие результаты: t=3,35; р?0,01. Исходя из этого, можно констатировать, что развитие психолого-педагогического потенциала студентов – будущих учителей начальных классов способствовало увеличению силы соответствующего мотива социального поведения преимущественно у детей, которых обучали и воспитывали данные студенты.

В заключение ознакомимся с результатами, полученными по методике оценки мотива оказания помощи людям у детей. Они отражены в таблице 9.

Таблица 9.

Мотив оказания помощи людям в экспериментальной и контрольной группах детей до и после эксперимента

Группы испытуемых Сила мотива оказания помощи людям (в баллах)

До эксперимента После эксперимента

Экспериментальная 6, 2 8,4

Контрольная 6, 1 6,9

Картина, представленная в таблице 9, примерно соответствует тому, что произошло в результате проведенного эксперимента с мотивом аффилиации. Здесь также наблюдается более заметное увеличение мотива в экспериментальной группе, чем в контрольной. Статистические различия в средних показателях достигают требуемого уровня значимости: t = 2, 28; р ?0,05.

Для доказательства эффективности предложенной модели развития психолого-педагогического потенциала будущего учителя начальных классов и ее реализации в ходе эксперимента мы провели определение уровней его сформированности по тем критериям, которые были установлены с помощью разработанной модели, посредством экспертной оценки. Для демонстрации реальной динамики развития психолого-педагогического потенциала и его компонентов такая оценка была сделана четыре раза. Анализируя результаты всех «срезов» уровня психолого-педагогического потенциала личности будущего учителя, проведенные в разное время, можно отметить постоянный рост уровней по каждому из компонентов потенциала. Динамику роста уровня мотивации профессиональной деятельности и роста убежденности студентов экспериментальных групп в необходимости работы по развитию интеллектуально-творческого потенциала детей по этапам эксперимента можно проследить на графике и в таблице (рис. 7, табл. 10). Из графика видно, что в группе «А», которая на всех этапах выступала в качестве экспериментальной, отмечается высокий уровень мотивации. На втором и третьем этапах, когда в качестве экспериментальных выступают группы «Б» и «В», она также заметно увеличивается.

Рис. 7. Результаты оценки уровня сформированности психолого-педагогического потенциала личности студентов по результатам первого, второго, третьего и четвертого (итогового) контрольных «срезов»

Таблица 10.

Результаты контрольных «срезов» уровня сформированности психолого-педагогического потенциала личности студентов

Группы студентов Значение коэффициента

К1 К2 К3 К 4 итог. К ср.

А 28 чел. 1,3 (ЭКС) 1,47 (ЭКС) 1,38 (ЭКС) 1,36 1,37

Б 26 чел. 1,07 (КОН) 1,05 (ЭКС) 1,08 (КОН) 2,0 1,07

В 22 чел. 0,5 (КОН) 0,8 (КОН) 0,5 (ЭКС) 1,8 0,7

Анализ данных позволяет сделать вывод о том, что постепенное введение экспериментальных факторов в обучение способствует повышению уровня развития психолого-педагогического потенциала личности студентов. Несмотря на то, что экспериментальное обучение в группе «В» не осуществлялось целенаправленно, на III этапе ощущается заметное его улучшение и уровень такого потенциала поднимается до среднего.

Для проверки и доказательства эффективности проделанной опытно-педагогической работы мы использовали t-критерий Стюдента-Фишера. Были взяты данные, касающиеся групп «А» и «В». На всех этапах опытно-экспериментальной работы группа «А» выступала в качестве экспериментальной, «В» - контрольной. Разница между средними баллами развития психолого-педагогического потенциала личности будущих педагогов в контрольной и экспериментальной группах статистически достоверна (t=4,15; р?0,01).

В заключение диссертации представлены выводы, сформулированные на основе теоретического анализа и экспериментальной работы, намечены перспективы дальнейшего изучения проблемы.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ


загрузка...