Теоретические и методологические основы управления знаниями в организации (03.10.2011)

Автор: Погорелова Елена Вадимовна

ПОГОРЕЛОВА ЕЛЕНА ВАДИМОВНА

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ

В ОРГАНИЗАЦИИ

Специальность 08.00.05 - Экономика и управление народным

хозяйством: менеджмент

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Самара 2011

Работа выполнена в Самарском государственном экономическом университете

Научный консультант - доктор экономических наук, профессор

Волкодавова Елена Викторовна

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Гапоненко Александр Лукич

доктор экономических наук, доцент

Дресвянников Владимир Александрович

доктор экономических наук, профессор

Манохина Надежда Васильевна

Ведущая организация - Государственный университет управления,

г. Москва

Защита состоится 9 декабря 2011 г. в 12 ч на заседании диссертационного совета Д 212.214.03 при Самарском государственном экономическом

университете по адресу: ул. Советской Армии, д. 141, ауд. 325, г. Самара, 443090

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Самарского государственного экономического университета

Автореферат разослан 8 ноября 2011 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Волкодавова Е.В.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Стратегия, изложенная в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., заключается в переводе отечественной экономики с инерционного энергосырьевого пути развития на инновационный. В Послании Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию в ноябре 2008 г. тип экономического развития страны определен как инновационный и социально ориентированный, для реализации которого необходимы опора на модернизацию традиционных секторов, превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста во всех секторах экономики, формирование новой экономики - экономики знаний и высоких технологий. Она становится одним из ведущих секторов национальной экономики, который к 2020 г. по своему вкладу в валовой внутренний продукт станет сопоставимым с нефтегазовым и сырьевым секторами. Поэтому рассмотрение знания как экономического ресурса и включение его в сферу деятельности организаций жизненно важны.

Формирование инновационной экономики требует установления институционального режима, обеспечивающего заинтересованность организаций в эффективном использовании ими существующих и новых знаний, в развитии интеллектуальных ресурсов.

Активность организации в создании новых знаний и эффективных коммуникаций становится фактором создания ее добавленной стоимости, конкурентоспособности, экономического развития. Для многих видов продукции большая часть стоимости создается не только на стадии материального производства, но и также на стадии НИОКР и технологической подготовки. Использование новых знаний позволяет повысить как эффективность системы управления организацией в целом, так и ее отдельных составляющих.

Обобщение опыта управления знаниями (УЗ), его всесторонний анализ, выявление возможностей использования новых организационных моделей и методов с учетом конкретных ситуаций и особенностей хозяйствующих субъектов становятся ключевыми задачами организации. В соответствии с этим новые формы менеджмента, способствующие развитию нематериальных активов и реализующие динамические инновационные способности организации, имеют важное значение.

Инновационное развитие каждой организации может быть осуществлено на основе такой целенаправленной системы управления знаниями, которая, во-первых, обеспечивала бы возможность трансформации интеллектуальных ресурсов общества в новые продукты и услуги; во-вторых, создавала бы условия для генерации нового знания и его внедрения с целью повышения добавленной стоимости продукции (услуги); в-третьих, повышала бы уровень знаний и творческий потенциал персонала как ресурса, обеспечивающего быструю адаптацию к меняющейся внешней среде.

Учитывая вышеизложенное, актуальность исследования связана с тем, что в нем предлагается авторская методология управления знаниями в организации, позволяющая осуществлять когнитивно-трансферное, когнитивно-алгоритмическое и когнитивно-креативное управление знаниями в рамках основных целей деятельности организации.

Степень разработанности проблемы. Управление знаниями - это сложный и многоаспектный процесс, включающий в себя внутриорганизационные и внешние коммуникации и охватывающий все стадии функционирования организации как сложной экономической системы. Поэтому всестороннее, целостное исследование управления знаниями базируется на изучении классических и современных трудов зарубежных и отечественных ученых и практиков во многих областях экономической науки.

Указания на то, что в знаниях накапливается общественная сила человека, содержатся в работах Сократа, Аристотеля, Ф. Бэкона, Э. Канта, Г.В.Ф. Гегеля.

Роль знания в экономическом развитии была сформулирована

А. Смитом.

А. Маршалл рассматривал знание как необходимый фактор осуществления предпринимательской деятельности.

П. Ромер, Дж. Гроссман исследовали модель экономического роста, когда знания и технологии, воплощенные в новых и усовершенствованных продуктах, выступают и результатом экономической деятельности, и фундаментальным источником устойчивого роста.


загрузка...