Система опережающей профессиональной подготовки кадров для нефтегазохимического комплекса (на примере Республики Татарстан) (03.02.2012)

Автор: Журавлева Марина Васильевна

Интервьюирование выпускников, которые приняли участие в исследовании на разных этапах, показало их положительное отношение к внедренным в учебный процесс элементам опережающей профессиональной подготовки.

Таблица 3

Эффективность системы ОПП на вузовском этапе (факультет нефти и нефтехимии ФГБОУ «КНИТУ»)

Показатели

1. Число студентов получающих дополнительное образование, % 5 37

2. Востребованность выпускников, % 84 100

3. Трудоустройство выпускников, %:

-предприятия НГХК (инновационные

производства)

-аспирантура

4. Количество выпускников, у которых наблюдался профессиональный рост в течении 2-3 лет, % - 24

Таким образом, проведенное исследование подтверждает правомерность постановки и разработки проблемы проектирования и функционирования системы опережающей профессиональной подготовки кадров для нефтегазохимического комплекса.

В заключение диссертации сформулированы основные выводы.

Определены сущность, содержание и структура понятий: «система опережающей профессиональной подготовки кадров для нефтегазохимического комплекса», «гармонизация профессионального самоопределения обучающихся», «интенсификация профессионального самоопределения обучающихся на довузовском этапе», «стимулирование профессионального самоопределения студентов вуза».

Выявлены и обоснованы социально-экономические и педагогические предпосылки системы опережающей профессиональной подготовки кадров для нефтегазохимического комплекса (необходимость кадрового обеспечения инновационных направлений развития нефтегазохимического комплекса, изменения в характере профессиональной деятельности кадрового персонала комплекса, снижение престижности инженерного образования у молодежи и др.).

Выявлены и показаны особенности и тенденции профессиональной подготовки кадров для нефтегазохимического комплекса, определяемые его спецификой и перспективами инновационного развития: излишняя дифференцированность, не обеспечивающая конкурентоспособность и универсальность кадров, предопределяет необходимость фундаментализации подготовки и ее комплексный характер; недостаточная мобильность и отсутствие корреляции содержания подготовки с реальной производственной ситуацией, определяемой неоднородностью технологического обеспечения, актуализируют вариативность обучения; избыточно длительные сроки подготовки кадров в системе НПО-СПО-ВПО создают необходимость оптимизации образовательного процесса на основе кластерного подхода; ориентированность содержания подготовки на нефтегазовое сырье, не отражающая перспективного перехода комплекса на альтернативные источники сырья, требует фундаментализации подготовки и активизации международного сотрудничества.

Разработана концепция системы опережающей профессиональной подготовки кадров для нефтегазохимического комплекса, основными положениями которой являются:

цель системы опережающей профессиональной подготовки состоит в формировании компетентных, прогностически и инновационно ориентированных кадров, способных обеспечить эффективную работу производств на современном этапе и в условиях перспективного развития нефтегазохимического комплекса;

система опережающей профессиональной подготовки кадров для нефтегазохимической отрасли формируется в региональном образовательно-научно-производственном комплексе, обеспечивающем интеграцию образования, науки и производства;

основными методологическими подходами проектирования системы подготовки являются: системный, ресурсный, личностно-деятельностный, компетентностный, прогностически-технократический, кластерного подхода;

содержание опережающей профессиональной подготовки кадров для нефтегазохимического комплекса определяется требованиями инновационно развивающейся нефтегазохимической отрасли, регулируется принципами: региональности, интеграции, интенсификации обучения, дифференциации, вариативности, опережающего развития профессионального образования, социального партнерства, мотивации, ориентации на саморазвитие;

реализация системы опережающей подготовки находится в зависимости от уровня развития потребностно-мотивационной сферы, готовности к опережающему обучению всех субъектов образовательного процесса;

эффективным средством реализации системы опережающей подготовки является гармонизация профессионального самоопределения обучающихся на всех этапах профессионального становления личности;

организационно-педагогическими условиями реализации системы опережающей подготовки кадров для нефтегазохимического комплекса выступают: мониторинг требований инновационно развивающегося нефтегазохимического комплекса к уровню подготовки кадров; формирование профессионально-ориентированного контингента абитуриентов на этапе довузовской подготовки; организация инновационного образовательного процесса в условиях технологического вуза; совершенствование механизмов взаимодействия социальных партнеров регионального образовательно-научно-производственного комплекса; повышение квалификации профессорско-преподавательского состава; разработка нормативно-методического обеспечения опережающего образовательного процесса;

результативность системы опережающей профессиональной подготовки оценивается на довузовском этапе по качеству подготовки абитуриентов, их заинтересованности в получении технического образования, на вузовском этапе: по востребованности выпускников на рынке труда, их трудоустройству на инновационных предприятиях нефтегазохимического комплекса, быстрому карьерному росту, удовлетворенности выпускников результатами профессионального и социального становления.

Разработана организационно-структурная модель системы опережающей профессиональной подготовки кадров для нефтегазохимического комплекса, отражающая взаимодействие всех субъектов образовательного процесса (обучающихся, преподавателей, потенциальных работодателей), его структуру и технологию осуществления и обеспечивающая эффективность опережающей профессиональной подготовки.

Установлено, что эффективность реализации системы опережающей подготовки зависит от гармонизации профессионального самоопределения обучающихся, обеспечивающей готовность их к инновационной деятельности и опережающему образованию, компонентами которой являются социально-профессиональная направленность, профессиональное саморазвитие, совокупность профессионально важных качеств. С учетом этого выявлены и обоснованы специфические принципы гармонизации профессионального самоопределения: интенсификации профессионального самоопределения обучающихся на довузовском этапе и стимулирования профессионального самоопределения студентов вуза.

Осуществлена экспериментальная апробация и выявлена эффективность реализации системы опережающей профессиональной подготовки кадров для нефтегазохимического комплекса в условиях Республики Татарстан.

8. По результатам исследования разработаны нормативно-методические материалы: соглашения, договоры, учебные планы, программы, авторские учебные пособия и методические рекомендации, обеспечивающие эффективную реализацию системы опережающей профессиональной подготовки кадров для нефтегазохимического комплекса,

Перспективы дальнейших научных исследований будут определяться тенденциями инновационного развития нефтегазохимического комплекса, что потребует развития и совершенствования содержания, ресурсного обеспечения, возможно корректирования субъектной структуры системы опережающей профессиональной подготовки кадров для отрасли и выработки рекомендаций, обеспечивающих реализацию этих процессов.

Таким образом, необходимость проведения многоплановых исследований становится основанием создания научной школы по проблеме опережающей профессиональной подготовки кадров для нефтегазохимического комплекса.

Основные результаты исследования отражены в 60 публикациях автора, наиболее значимыми из которых являются:

Монографии

Журавлева М.В. Непрерывная профессиональная подготовка кадров в региональном интегрированном образовательном комплексе нефтехимической отрасли: монография / Г.С.Дьяконов, Н.Ю.Башкирцева, М.В.Журавлева, Л.З.Рязапова, Э.Р.Хайруллина. – Казань: Центр инновационных технологий, 2009. – 248 с. (авт. – 40%)

Журавлева М.В. Опережающая профессиональная подготовка кадров для нефтегазохимического комплекса (на примере Республики Татарстан): монография / М.В.Журавлева. – Казань: РИО ГУ «РЦМКО», 2011. – 228 с.

Научные статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК РФ

Журавлева М.В. Концептуальные и методические основы создания региональной модели непрерывного профессионального образования в образовательном кластере нефтехимического и нефтеперерабатывающего комплекса/ М.В.Журавлева, Н.Ю.Башкирцева // Вестник Казанского технологического университета – 2008. – №6.Ч.II. – С.67-72.

Журавлева М.В. Региональная модель непрерывного профессионального образования в образовательном кластере нефтехимического и нефтеперерабатывающего комплекса / М.В.Журавлева // Высшее образование в России. – 2009. – №8. – С.85-89.

Журавлева М.В. Профессиональная подготовка в образовательном нефтехимическом кластере / М.В.Журавлева // Интеграция образования. – 2010. – №1. – С.14-18.

Журавлева М.В. Профессиональная подготовка кадров на основе кластерного подхода / М.В.Журавлева // Вестник высшей школы «Alma-mater». – 2010. – №2. – С. 50-56.


загрузка...