Духовная социализация как проблема социальной философии (03.02.2012)

Автор: Матвеева Алла Ивановна

Трехфазовая модель духовной социализации личности в социальных взаимодействиях отражает: 1) духовную адаптацию – сторону духовной социализации личности, представленную фазой первичного освоения, интериоризации социального опыта; 2) интериоризацию духовного содержания сторону духовной социализации личности, представленную фазой на которой происходит заимствование основных категорий индивидуального сознания из сферы общественного опыта и общественных представлений; 3) социальное творчество – сторону духовной социализации личности, представленную фазой экстериоризации, на которой осуществляется актуализация ценностей духовной культуры, и происходит преобразование сложившихся и создание качественно новых форм социальных отношений и социальной действительности. Выявленные фазы духовной социализации личности соответствуют трем основным этапам развития ее субъектных свойств и способностей: самоидентификации, самоопределения и самореализации.

Процесс социализации личности в целом, обусловленный духовной ее социализацией, представляет собой не линейное движение через различные стадии (фазы) социализации и доминирующие уровни сознания, а циклическое движение, осуществляемое по восходящей спирали от более простых духовных образований к более сложным и высшим ценностям человеческого бытия.

Содержанием духовной социализации личности является формирование высших идеалов – образцов, нравственных норм и правил социального взаимодействия, которые можно охарактеризовать как максимы культуры. В них концентрируется опыт духовного развития социума-этноса. Они упорядочивают систему социальных взаимосвязей в обществе, придают смысл действиям людей, определяют выбор должных сценариев поведения человека, и, в конечном счете, позволяют осмыслить исторические перспективы человеческого бытия. Идеал как аксиологическая универсалия культуры определяет и характеризует степень духовной зрелости личности. Стремление к актуализации идеалов как совершенных образов в своей социальной практике является для человека генеральным направлением его духовной социализации.

Духовная социализация личности определяет направленность и трансформацию различных систем социального взаимодействия, поскольку конкретно-историческая иерархия духовных детерминант отражается на качестве, содержании и характере социальных отношений в обществе. Наиболее типичные социальные отклонения в жизнедеятельности личности обусловлены, главным образом, духовной деградацией, незавершенностью процесса ее духовной социализации. Поэтому духовное воспитание человека, наряду с образованием и активной социальной практикой, относятся к числу важнейших способов его духовной социализации. Однако духовное воспитание предполагает не спонтанное, а целенаправленное развитие систем социального взаимодействия, сравнительный анализ различных систем и осмысленный выбор в пользу той, которая создает наиболее благоприятные условия для духовной социализации личности.

Среди различных систем социального взаимодействия (социальная конкуренция, социальная кооперация, социальное партнерство, социальное самоуправление и т.д.) в контексте состояния современного российского общества наиболее перспективной представляется система социального партнерства. В этой системе личность из простого исполнителя предписанных ей извне моральных норм и правил поведения превращается реальный субъект духовной социализации.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что представленный социально-философский анализ духовной социализации личности дает возможность по-новому взглянуть на духовно нравственные процессы, происходящие в современном обществе.

Полученные результаты могут быть использованы:

при разработке направлений социальной политики, приоритетной задачей которой является сохранение и развитие духовно-нравственного потенциала многонационального российского народа;

при формировании культурных стратегий в сфере образования, экономики, социального взаимодействия в целях направленного развития процессов гуманизации современного общества;

в профессиональной деятельности государственных служащих, социальных работников, психологов и педагогов, решающих практические проблемы духовной социализации личности в контексте социального взаимодействия;

при подготовке курсов по философии, социальной философии и другим социально-гуманитарным наукам, в высших учебных заведениях, в частности при разработке тем «Духовный мир человека», «Социализация личности», «Типы духовных ценностей», «Феномен социального партнерства в контексте духовного самоопределения личности», «Национальные особенности русского самосознания» и других.

Апробация и внедрение результатов исследования. Представленные в работе результаты отражены в 50 публикациях, в том числе 2 монографиях, 7 коллективных монографиях, 15 статьях в журналах, аккредитованных ВАК, научных семинарах и совещаниях. Обсуждены на заседании Федерального межвузовского центра гуманитарного и социально-экономического образования при Уральском государственном университете им. А.М. Горького (2010 г), представлены к рассмотрению на заседании кафедры гуманитарных дисциплин НОУ ВПО «Уральский институт бизнеса» (2011 г.) и на совместном заседании кафедр философии и истории Гуманитарного института ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет» (2011 г.).

Наиболее важные итоги диссертационного исследования апробированы на научно-практических конференциях: всероссийских – «Культура. Творчество. Личность» (г. Екатеринбург, 2001г.), «Возрождение России: общество – управление – образование – культура – молодёжь» (г. Екатеринбург, 2003 г., 2004 г.), «Традиция. Духовность. Правосознание» (г. Тюмень, 2006 г.); международных – «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования» (г. Екатеринбург, 2007 г.), «Качество жизни в социокультурном контексте России и Запада: методология, опыт эмпирического исследования» (г. Екатеринбург, 2006 г.), «Наука в современном мире» (г. Москва, 2010 г.); «Вопросы научного образования по гуманитарным, социальным и психологическим специальностям» (г. Москва, 2011г.).

Апробация результатов исследования осуществлялась также на ХII Всероссийской научно-практической конференции «Мультикультурная современность: Урал–Россия–Мир» (г. Екатеринбург, 2009 г.), III Всероссийской научно-практической конференции «Государство, общество и церковь в России: исторический опыт взаимодействия на фоне политического развития страны» (г. Екатеринбург, 2011г.), XIII Международной конференции «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования (г. Екатеринбург) 2010г.), I Международной практической конференции «Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития» (г. Новосибирск, 2011г.); XII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы современной науки» (г. Таганрог, 2011г.); III Международной научно-практической конференции «Гуманитарные науки в XXI веке» (г. Москва, 2011г.) и других.

Рекомендации настоящего диссертационного исследования включены в комплексную программу НИР Гуманитарного института ФГАОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет». Они нашли свое отражение в авторских курсах «Основы духовной социализации», «Система социального партнерства», «Основы социального государства», разработанных диссертантом для бакалавров и магистров «Российского государственного профессионально-педагогического университета» и «Уральского государственного экономического университета».

Структура работы. Работа состоит из «Введения», трех глав, по пять параграфов в каждой, «Заключения» и списка использованной литературы, включающего 450 наименований. Общий объем работы – 323 страницы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы; определены цель, объект и предмет исследования; сформулированы задачи исследования; аргументированы научная новизна работы, ее теоретическая и практическая значимость; изложены сведения об апробации и внедрении результатов исследования; представлены основные положения выносимые на защиту.

В первой главе работы «Духовная социализация личности в контексте внутреннего мира человека» рассматриваются духовные основания процесса социализации личности в целом, и духовная социализация в качестве главного направления духовного и социального развития человека, в частности.

В п. 1.1. «Духовная социализация личности как социокультурный феномен» представлено общее понимание духовной социализации личности и дается ее определение.

Человек есть живая система, представляющая собой единство физического, и духовного, природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. Кьеркегор утверждал, что человек «рождает себя», с помощью волевого акта (выбора), благодаря которому индивид, непосредственно природное существо, становится личностью, то есть бытием духовным, самоопределяемым.

В современной философии (персонализм, экзистенциализм, философская антропология) развитие личности рассматривается как процесс самопроектирования, самоинтеграции, саморефлексии, протекающий в рамках общения «Я» с «Другим», а социальное взаимодействие интерпретируется как субъект-субъектное отношение, включающее переживание, понимание и индентификацию. В философии марксизма развитие личности полагается неотделимым от реального изменения социальных отношений и обязательно воплощаемым в нормативном социальном поведении. Человек не просто приспосабливается к условиям своего существования, а объединяясь в совместном труде, преобразует их, в соответствии со своими постоянно развивающимися потребностями, создает мир материальной и духовной культуры. Носителем подлинной духовности может быть только сам человек, а не создаваемые им институты и структуры. Каждую личность правомерно можно назвать человеком, но не каждого человека личностью.

В рамках субъектно-субъектного подхода социализация понимается как развитие и самоизменение личности путем усвоения ею образцов поведения, ценностей и норм, принятых в обществе, в результате взаимодействия человека со стихийными, относительно регулируемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни и социальной средой на всех возрастных этапах. В ходе исторического развития меняются не только преобладающие социальные типы личности, их ценностные ориентации, но и сами взаимоотношения личности и общества. Следовательно, социальное взаимодействие можно трактовать как способ социального бытия личности, в рамках которого она соотносит и реализует свои объективные интересы и субъективные потребности с интересами и потребностями окружающего ее общества. Существуют конкретные системы социального взаимодействия: социальная конкуренция, социальная кооперация, социальное партнерство, социальное самоуправление и т.д. Именно изучение социальной системы позволяет понять ценностные ориентации личности, ее притязания идейную и духовные направленность, возможную степень ее творческого проявления.

На современном этапе развития в российском обществе складывается система социального партнерства, которая строится на основе общественных отношений, присущих цивилизованному обществу с рыночной экономикой, отметим что в Трудовом кодексе РФ данная модель социального взаимодействия трактуется, как система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Очевидно, что здесь имеет место узко экономическая интерпретация системы социального взаимодействия. В связи с этим актуальной становиться проблема понимания социального взаимодействия как особого вида связи между разными субъектами системы социальных отношений. И здесь без духовного единства социума, без объединяющей всех участников системы социальных отношений духовной культуры, а значит и без решения проблемы духовной социализации обойтись нельзя. Духовная социализация личности является основой более общего процесса личностной социализации, поскольку определяет духовно-нравственные и морально-этические ориентации индивида в сфере его социальной практики.

Процесс возникновения и развития духовной социализации человека возможно описать формулой: дух => духовность=> духовная культура => духовная социализация. Согласно формуле между духом и духовностью, с одной стороны, и духовной социализацией с другой, лежит аксиологическое поле духовной культуры, в котором возникает и оформляется духовный генотип, духовный код развития личности и общества.

В работах И.А. Ильина «духовность» является определяющим началом в человеке, а «дух» есть категория, характеризующая человека, его направленность и состояние в следовании по неизменному пути добра и зла внутреннего мира человека.

Идеал человека по И.А. Ильину – это духовно зрелый, богатый внутренне, деятельный, наделенный сильным гражданским чувством человек. При этом акцент делается на ответственном самосознании (совести) и волевой собранности. «В России было множество хороших и добрых людей; но хорошим людям не хватало характера, а у добрых людей было мало воли и решимости. В России было немало людей чести и честности; но они были рассеяны, не спаяны друг с другом, не организованы. Духовная культура России росла и множилась: крепла наука, цвели искусства, намечалось и зрело обновление Церкви. Но не было во всем этом действенной силы, верной идеи, уверенного и зрелого самосознания, собранных вместе; не хватало национального воспитания и характера»

В силу отсутствия или недостаточности духовной социализации в мире нарастает социальное отчуждение. Ценности культуры подменяются ценностями цивилизации. В обществе нарушается баланс между материальным и духовным, правами и свободами человека. Наиболее полное обоснование необходимости неукоснительного соблюдения этого баланса дал П.А. Флоренский, который ввел в философский лексикон термины «конкретный идеализм» (духовное и социальное взаимодействие между людьми, основанное на культе общих для всех и каждого образов и идеалов) и «сизигия» (духовная гармония).

С нашей точки зрения, духовная социализация – представляет собой процесс духовной адаптации личности к уже имеющимся ценностным основаниям духовного и социального бытия; формирования на этой основе собственных мировоззренческих идеалов, принципов и убеждений личности, характеризующих ее внутренний мир; развития продуктивно-творческих способностей личности, обусловливающих актуализацию духовных ценностей в социальной практике.

Сущность духовной социализации личности состоит в превращении человека в духовное и социальное существо посредством соотнесения его с наличным ценностным полем духовной культуры (поляризация), сочетания его собственного внутреннего мира с внешним миром (когеренция) и выработки общих социально значимых ценностей (универсализация). Тем самым личность становится подлинным субъектом духовной культуры, развивая свои продуктивно-репродуктивные, генеративные и конструктивно-инновативные творческие способности.

Фундаментальными основаниями духовной социализации личности ее духовного становления и совершенствования выступают духовная любовь, совестливый акт (И. А. Ильин), воля к совершенству, социальная справедливость. Духовная любовь – источник духовной социализации. Соборность – основание духовной социализации. Совестливый акт – двигатель духовных сил в процессе духовной социализации. Воля к со-вершенству – способность личности актуализировать высшие ценности бытия в процессе духовной социализации Социальная справедливость – духовно-нравственная норма человеческих отношений. Через перечисленные духовные основания индивид превращается в личность, а личность – в подлинно духовное и социальное существо.

Духовная культура человечества представлена, согласно структуре духовного бытия, выделяемой Гартманом, модусами духовного: 1) объективированным духом, охватывающим все  вневременное идеальное, сверхисторическое; 2) объективным духом, являющимся носителем истории в строгом первичном смысле; и относящимся, как и первый модус, к явлению внеиндивидуализированного духовного; 3) личностным духовным, которое индивидуализировано и которое только и может любить и ненавидеть, нести ответственность, вину, заслугу,  иметь сознание, волю, самосознание.

Модусы духовного бытия, выделенные Н. Гартманом, позволили нам установить общую структуру системы ценностных ориентаций личности. Мы пришли к выводу, что система ценностных ориентаций субъекта духо-вной социализации представляет собой модус личностно духовного, в котором находит свое отражение и модус объективированного духа, «являющегося носителем вневременного, идеального, свехисторичекого» (абсолютные ценности) и модус объективного духа, «являющегося носителем истории в строгом первичном смысле» (ценности группового бытия).

Определить характер становления духовной социализации личности возможно через оценку её духовной культуры по степени проявления в личностно духовном модусе – модусов объективированного духа и объективного духа, а также по производительности духовного труда личности, которая является показателем активности человека, направленной на воплощение его ценностей, и проявляется в социальной ответственности.

Важно, однако, и то обстоятельство, что духовная социализация осуществляется также через интериоризацию относительных ценностей, к которым относятся свобода, равенство, безопасность, взаимное признание, понимание и доверие. Усваивая эти ценности в процессе духовной социализации, личность проявляет такие характеристики как солидарность, верность и служение. На их основе и в обществе в целом реализуется потенциал духовной социализации человека, а именно формируются гражданский мир, социальное согласие, общественное сознание, психология и мораль. Поэтому необходимо помнить о том, что самое глубокое единение людей возникает из их духовной однородности, сходного душевно-духовного уклада, любви к единому и общему, из единых судьбы, языка, веры (И. А. Ильин).

Степень развития уровней сознания человека, зависит от степени развития его духовности. Изменение уровней доминирующего сознания личности в процессе духовной социализации, возможно, описать формулой: чувственное сознание ? самосознание ? дух. Личность в процессе духовной социализации проходит три фазы обретения такого духовного единства: 1) духовную адаптацию – сторону духовной социализации личности, представленную фазой первичного освоения, интериоризации социального опыта; 2) интериоризацию духовного содержания сторону духовной социализации личности, представленную фазой на которой происходит заимствование основных категорий индивидуального сознания из сферы общественного опыта и общественных представлений; 3) социальное творчество – сторону духовной социализации личности, представленную фазой экстериоризации, на которой осуществляется актуализация ценностей духовной культуры, и происходит преобразование сложившихся и создание качественно новых форм социальных отношений и социальной действительности. Каждая фаза духовной социализации соответствует определенному уровню доминирующего сознания личности. В разных конкретно-исторических условиях и социально-культурных средах эти фазы «наслаиваются» друг на друга, хронологически даже совпадают либо, наоборот, оказываются «разнесенными» в диахронии и проявляют себя дискретно. Характер этих фаз в рамках процесса духовной социализации личности до настоящего времени практически не изучен.

В п. 1.2. «Духовная любовь как источник духовной социализации» доказывается, что духовная любовь является фундаментальной основой, успешной духовной социализации личности.

В. Соловьев, И. А. Ильин, С. Франк рассматривают любовь как энергию, направленную на значимость другого, как отношение, в котором происходит совпадение противоположного, как высшую ценность.

Духовная любовь – это особое свойство личности. Она не исчерпывается ситуациями, когда свое Я совпадает с Я другого. Духовная любовь есть обретение своего Я в другом Я.


загрузка...