Духовная социализация как проблема социальной философии (03.02.2012)

Автор: Матвеева Алла Ивановна

Особый интерес представляет разработка проблемы социализации личности в русле философской антропологии. М. Бубер, А. Гелен, М. Шелер, А. Г. Плесснер и другие поставили, в частности, вопрос об особенностях человека как социального и природного существа, о значении духовности в социальной жизни людей.

В отечественной литературе проблематика социализации личности давно и прочно вошла в число одной из самых актуальных. В социальной философии эта проблема рассматривается с точки зрения влияния на личность всей совокупности общественных отношений, выявления механизма социализации, соотношения объективных условий и субъективных факторов общественной среды. Такой подход к проблеме представлен в работах М.С. Кагана, Л.Н. Когана, А.В. Мялкина, Б.Д. Парыгина, Г.Н. Филонова, И.Т. Фролова и другие.

В работах К.А. Абульхановой-Славской, Н.В. Андреенковой, Л.И. Анцыферовой, М.И. Бобневой, Л.П. Буевой, Л.Д. Дёминой, И.С. Кона, В.П. Кузьмина, В.Л. Маркова, А.Т. Москаленко, А.В. Мудрика, А.А. Налчаджяна, В.П. Петрова, Х.Ф. Сабирова, Л.К. Синцовой и других авторов социализация рассматривается с позиции системного подхода.

В научных трудах А.А. Алдашевой, Д.А. Андреевой, Н.В. Андреенковой, Ю.А. Барклянской, Л.И. Васехи, А.Н. Величко, С.И. Григорьева, Л.Г. Гусляковой, З.А. Даниловой, Б.А. Ефимова, Е.К. Завьялова, З.И. Калугина, С.В. Кинелева, Л.В. Ковтун, В.А. Колеватова, О.В. Коршуновой, О.В. Краснова, B.C. Немченко, Г.Г. Овчинникова, В.В. Попкова, В.Г. Попова, Ю.Е. Растова, Л.М. Растовой, Е.В. Руденского, , А.А. Русалиновой, А.В. Сахно, Н.А. Свиридова, В.А. Ядова и др. описаны отдельные аспекты социализации. Они отслежены на индивидуальном групповом и социетальном уровнях. Однако, до сих пор социализация отождествляется либо с процессом воспитания личности, либо с усвоением и воспроизводством ею накопленного ранее социального и культурного опыта, либо с освоением ею определенных социальных ролей, либо с адаптацией к условиям культурной среды (А.П. Ветошкин, Б.С. Ерасов, И.С. Кон, Л.И. Маленкова, В.А. Мудриков, В.Д. Семенов, Н.Л. Худякова и др.).

Существует также направление, представители которого исследовали процессы социализации в контексте межличностного общения и коммуникации. Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, П.П. Блонский, A.A. Бодалев, Я.Л. Коломинский, A.A. Леонтьев, В.Н. Мясищев, А.В. Резаев.

Следует также отметить блок исследований, рассматривающих вопросы мотивации социализации личности в целом, и духовной социализации, в частности. Различные концепции иерархий мотивов и потребностей социализируемой личности представлены в работах В.Г. Асеева, В.К. Вилюнаса, Г.А. Глотовой, В.И. Колесова, А.Н. Леонтьева, В.С. Мерлина, П.В. Симонова, П.М. Якобсона и др. При этом приоритет, как правило, отдается первичным (физиологическим) мотивам и потребностям и недооценивается значимость высших (духовных) потребностей.

Особым этапом в разработке проблемы духовной социализации личности стало творчество российских философов: Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Б.П. Вышеславцева, И.А. Ильина, Л.П. Карсавина, Н.О. Лосского, В.И. Несмелова, В.В. Розанова, В.С. Соловьева, М.М. Тареева, С.Л. Франка, П.А. Флоренского, Г.Г. Шпета, В.Ф. Эрна. Они подходили к исследованию данной проблемы с сугубо теологических позиций и видели смысл духовной социализации в осуществлении совместного поиска людьми абсолютных оснований добра, его накоплении и созидании.

В советский период российской истории проблематика духовной социализации личности оказалась подмененной проблемой пролетарского интернационализма и классовой борьбы. Тем не менее, немало ученых советского периода также отдали дань исследованию вопросов духовной социализации личности. Так, А.А. Богданов выступил с известной идеей «собирания человека», ставшей одной из теоретико-методологических основ его всеобщей организационной науки – тектологии. М.И.Туган-Барановский разработал своеобразную теорию социальной кооперации, в основе которой он видел, прежде всего, общность идеалов и единую духовную культуру людей.

Позднее попытки комплексного рассмотрения проблемы социализации личности в контексте духовных координат были предприняты в сочинениях Р.Г. Апресяна, Л.П. Буевой, И.С. Вдовина, Л.С. Выготского, П.С. Гуревича, А.А. Гусейнова, К.С. Долгова и других авторов.

Анализ отдельных аспектов духовной социализации личности, взятый в контексте духовно-нравственного развития человека, присутствует в работах А.А. Аверинцева, З.Г. Антошкиной, В.И. Бабушкиной, Г.С. Батищева, К.Я. Вазиной, Р.Н. Васильева, А.П. Ветошкина, С.З. Гончарова, П.С. Гуревича, Л.В. Денисовой, В.М. Князева, Л.М. Марцевой, В.Г. Федотова, Н.М. Чуринова и других. В.А. Алексеева, В.П. Большаков, В.И. Копалов, Т.В. Лазутина, Р.Л. Лившиц, Л.М. Марцева, Г.В. Осипов, Д.В. Пивоваров, О.Н. Платонов, Н.С. Рыбаков, В.И. Стрелков, Л.А. Шумихина изучают сам феномен духовности и его влияние на социальное бытие человека.

Важным фактором дальнейшей научной разработки проблематики духовной социализации личности стало развитие междисциплинарных исследований. В работах Л.И. Абалкина, А.И. Ковалева, Н.А. Каратеевой, В.П. Леднева, Э.С. Маркаряна, Н.Ф. Наумовой, А.С. Панарина, В.А. Петровского, В.М. Полтеровича, М.В. Ромма, К.В. Рубчевского, К.П. Стожко, Я.Л. Харапинского и других получили свое отражение институциональные аспекты процесса духовной социализации личности. Это позволило более четко сформулировать само понятие духовной социализации личности в качестве самостоятельного предмета социально-философского и историко-культурного исследования, существенно конкретизировать научные представления в области морфологии социализации.

В работах М.М. Бахтина, О.Н. Козловой, В.Т. Лисовского, Н.М. Мамедовой, В.Д. Плахова, Б.Ф. Плотникова, В.А. Панпурина, В.И. Филатова, Н.Л. Худяковой, Л.Н. Шабатуры, Г.В. Щербакова и других рассматриваются вопросы формирования ценностного мира личности, его онтологических оснований, сохранения и трансляции духовной традиции в процессе становления целостной личности. Это обстоятельство позволило глубже вникнуть в суть самого процесса духовной социализации личности и представить его не просто как приспособление индивида к уже имеющимся готовым ценностным образцам и нормам, но и как процесс солидарной выработки таких норм в контексте определенных систем социального взаимодействия.

Обзор указанной литературы позволяет нам сделать вывод о том, что проблема духовной социализации (в целостном контексте социализации) остается все еще слабо разработанной в науке. Духовная социализация личности в большинстве случаев представляется авторами как усвоение индивидами уже имеющихся готовых морально-этических норм.

Общее состояние изученности проблематики духовной социализации личности позволяет констатировать, что в контексте современного информационного пространства существует настоятельная необходимость в дальнейшем ее исследовании.

Актуальность и социальная значимость заявленной проблемы обусловили выбор темы исследования «Духовная социализация как проблема социальной философии».

Цель диссертационного исследования заключается в разработке комплексной социально-философской концепции духовной социализации личности.

Объектом исследования является личность как субъект социального взаимодействия.

Предмет – процесс духовной социализации личности.

Для достижения указанной цели в работе поставлены и решаются следующие задачи:

Выявить основные подходы к исследованию духовной социализации личности.

Сформулировать теоретико-методологические основания исследования духовной социализации личности.

Определить сущность духовной социализации личности как процесса освоения, усвоения и творческого применения высших ценностных оснований бытия в социальной практике человека.

Показать роль и значение духовной культуры в процессе духовной социализации личности.

Раскрыть диалектическую взаимосвязь между общим процессом социализации личности в целом и духовной ее социализацией как ключевым его компонентом.

Выделить и проанализировать содержание и конкретно-исторические модальности духовной социализации личности.

Охарактеризовать субъектную основу и особенности духовной социализации личности в современном российском обществе.

Обосновать место и роль духовной социализации личности в ее социальном и культурном развитии.

Определить основные этапы процесса духовной социализации личности.

Осмыслить основные тенденции и проблемы духовной социализации личности в современном российском обществе.

Теоретико-методологическая основа диссертации.

Методологической основой диссертации являются принципы целостности, объективности и историзма.

В исследовании используется комплекс ключевых методологических подходов: а) аксиологический (для анализа трансформаций внутреннего мира человека в контексте духовной социализации личности, его ценностного аспекта); б) диалектический (для исследования процесса духовной социализации личности); в) структурно-функциональный (позволил рассматривать сущность и содержание разных этапов процесса духовной социализации личности в конкретно-исторических условиях); г) онтологический (для человека с точки зрения его проявлений в процессе духовной социализации); субъектно-субъектного подхода.

Теоретическое основание диссертации складывается из идей, концепций и теорий классиков философской мысли, а так же психологов, социологов, культурологов и историков, так или иначе связанные с изучением социализации личности, духовно нравственных ценностей и современных социальных теорий. Рассмотреть духовную социализацию личности как процесс ее духовно-нравственного и социального становления и развития позволяет, применение методов: индукции и дедукции, анализа и синтеза, восхождения от абстрактного к конкретному.

Модусы духовного бытия, выделенные Н. Гартманом, позволили нам установить общую структуру системы ценностных ориентаций личности как ядра личностной духовной культуры.

Метод сравнительного анализа помогает выявить основные подходы и теории, раскрывающие различные аспекты духовной социализации и показать их эвристическую значимость.

Научная новизна исследования состоит в разработке социально-философской концепции духовной социализации личности. Она отражена в следующих положениях, выносимых на защиту:

Духовная социализация личности является основой общего процесса личностной социализации, поскольку определяет духовно-нравственные и морально-этические ориентации индивида. Она представляет собой процесс духовной адаптации личности к уже имеющимся ценностным основаниям духовного и социального бытия; формирования на этой основе собственных мировоззренческих идеалов, принципов и убеждений личности, характеризующих ее внутренний мир; развития продуктивно-творческих способностей личности, обусловливающих актуализацию духовных ценностей в социальной практике.

Сущность духовной социализации личности состоит в превращении человека в духовное и социальное существо посредством соотнесения его с личным ценностным полем духовной культуры (поляризация), сочетания его собственного внутреннего мира с внешним миром (когеренция) и выработки общих социально значимых ценностей (универсализация). Тем самым личность становится подлинным субъектом духовной культуры, развивая свои продуктивно-репродуктивные, генеративные и конструктивно-инновативные творческие способности.

Фундаментальными духовными основаниями становления духовной социализации личности выступают духовная любовь, совестливый акт, воля к совершенству, социальная справедливость. Духовная любовь – источник духовной социализации личности. Соборность – условие для развития духовной социализации личности. Совестливый акт – двигатель духовных сил в процессе духовной социализации. Воля к совершенству – способность личности актуализировать высшие ценности бытия в процессе духовной социализации Социальная справедливость – духовно-нравственная норма человеческих отношений. Через перечисленные духовные основания индивид превращается в личность как подлинно духовное и социальное существо.

Определить характер становления духовной социализации личности возможно через оценку её духовной культуры (системы ценностных ориентаций субъекта духовной социализации) по степени проявления в личностно духовном – модуса объективированного духа (абсолютные ценности) и модуса объективного духа (ценности группового бытия - ценности народа, нации и т.п.), а также по производительности духовного труда личности, которая является показателем активности человека, направленной на воплощение его ценностей, и проявляется в социальной ответственности).


загрузка...