Развитие региональной системы внешней оценки качества общего образования (03.02.2012)

Автор: Фомицкая Галина Николаевна

положения системного подхода как совокупности методов исследования и проектирования сложных систем (Л. Берталанфи, Б.Ф. Ломов, А.М. Малышенко, Н.Н. Моисеев, Ф.И. Перегудов, И. Пригожин, Ф.П. Тарасенко и др.), в т.ч. применительно к исследованию педагогических явлений и систем (В.П. Беспалько, А.Т. Глазунов, В.С. Ильин, Н.В. Кузьмина, Г.П. Щедровицкий, Э.Г. Юдин и др.);

исследования в области педагогических измерений (D.S. Adkins, J. Algina, R.A. Berk, A. Birnbaum, R.C. Cox, L. Cracker, R. Ebel, J. Keeves, F. Lord, R. Glaser, N. Gronlund, B. Orth, G. Rasch, В.С. Аванесов, А. Анастази, В.И. Васильев, К. Ингекамп, Е.Ю. Карданова, Ю.М. Нейман, А.Н. Майоров, М.А. Минин, Е.А. Михайлычев, В.Ю. Переверзев, В.А. Хлебников, М.Б. Челышкова и др.);

идеи проектирования региональной образовательной политики, формирования междисциплинарного статуса регионологии Т.А. Атакаев, Л.А. Гаранин, Е.П. Марков, И.А. Чуриков, В.И. Матис, А.И. Сухарев, В.В. Рубцов, Н.Ж. Дагбаева, М.С. Васильева.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использован комплекс теоретических, эмпирических, математических методов и методик, адекватных сущности изучаемого явления.

Теоретические методы: междисциплинарный теоретический анализ философской, социологической, психологической, педагогической, экономической литературы по проблемам качества человеческого капитала, качества образования, оценки качества образования, развития и управления образовательными системами; социально-педагогический анализ закономерностей в развитии системы общего образования; исторический анализ состояния и развития внешних оценочных процедур в теории и практике образования; анализ понятийно-терминологической системы, существующих подходов в оценке качества общего образования, образовательных учреждений различных типов и видов; анализ нормативно-правовых актов в области образования; обобщение квалиметрического подхода к оценке качества объектов образовательных систем); теоретическое моделирование, опирающееся на системно-структурный анализ материалов.

Эмпирические методы: наблюдение, беседа, тестирование, обсуждение, метод экспертной оценки и самооценки, педагогический эксперимент.

Математические:методы математической статистики, логики оценок, основ теории нечетких множеств, методы экспертных опросов; статистические методы обработки эмпирических данных.

Обработка результатов исследования осуществлялась с помощью компьютерных средств.

Экспериментальная база исследования. Экспериментальной базой исследования являлись: 19 муниципальных органов управления образованием, Министерство образования и науки Республики Бурятия, 453 общеобразовательные школы Республики Бурятия, филиалы Бурятского госуниверситета: Боханский в Иркутской области и Агинский в Забайкальском крае, 2 школы Агинского бурятского автономного округа Забайкальского края, учреждения здравоохранения, спорта, охраны правопорядка и др., 6 общественных (неправительственных) организаций.

В исследовании на различных этапах приняло участие более 2,5 тыс. руководящих работников органов и учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, спорта, других ведомств, а также 1 016 родителей. Выборка учащихся, включенных в исследование, составила более двух тысяч, в том числе лонгитюдный характер носило исследование в течение пяти лет и охватывало 1 750 детей школьного возраста из г. Улан-Удэ и трех сельских районов - Багдаринского, Мухоршибирского и Турунтаевского.

Опытно-экспериментальное исследование осуществлялось в рамках Комплексного проекта модернизации образования (2006-2009), проекта Рейтингования муниципалитетов и школ (2009-2010), Проекта комплексной оценки эффективности республиканской системы образования (КОЭРСО) (2009-2011) на базе соответствующих выборок, адекватных задачам диссертационного исследования. Диссертационное исследование является результатом многолетней научно-педагогической работы автора в системе общего и высшего профессионального образования Республики Бурятия в качестве учителя общеобразовательной школы, начальника учебно-методического управления, заведующего кафедрой педагогики Бурятского государственного университета; научного руководителя общеобразовательных школ, регионального и федерального эксперта, руководителя образовательного направления в проекте КОЭРСО, руководителя республиканской экспертной группы по экспертизе мероприятий, входящих в состав деятельности региональных инновационных и стажерских площадок. По представлению Федерального института развития образования (ФИРО) автор осуществлял экспертизу эффективности реализации Комплексных проектов модернизации образования (КПМО) на федеральном уровне (в Московской, Тамбовской и Рязанской областях, Республике Удмуртия), участвовал в разработке программы мероприятий Байкальского образовательного форума (БОФ)-2010 и 2011гг.

Хронологические рамки исследования. Комплексное исследование проводилось с 2003 по 2010 г. и включало в себя формирование ключевых идей, многолетнюю опытно-экспериментальную работу, апробацию, обоснование и поэтапное внедрение научных разработок в процесс формирования внешней оценки качества общего образования в регионе.

Первый этап (2003-2005) Изучение отечественных и зарубежных источников. Осуществление анализа управления системой образования в стране и регионе; исследование и осмысление управленческих функций на уровне образовательного учреждения, муниципальной и региональной системы образования. Накопление эмпирических материалов, анализ степени разработанности проблемы оценки качества образования в науке и образовании позволило обосновать исходные позиции, объект и цель исследования, сформулировать гипотезу и задачи. Социологическое обследование учащихся, интервьюирование учителей, родителей, руководящих работников образования, общественности, представителей смежных структур проводилось с целью выявления характера и возможностей формирования региональной системы оценки качества образования.

Второй этап (2005- 2008). Изучение тенденций в развитии оценочных функций на различных уровнях системы образования региона в связи с изменением федеральной законодательной и нормативно-правовой базы в сфере образования; разработка программы, методики опытно-экспериментальной работы по апробации региональной модели функционирования системы оценки качества образования; изучение становления социального партнерства в системе общего образования региона, его влияния на устойчивость развития образовательных учреждений; формулирование рабочей гипотезы, положений исследования. Изучение теории и истории внешней оценки образовательных достижений в России и за рубежом (Китай, Монголия, Гонконг, Таиланд, Израиль, Египет, Австрия, Венгрия, Великобритания).

Третий этап (2008-2010). Обоснование ведущих теоретических положений концепции региональной системы оценки качества образования. Осуществление опытно-экспериментальной работы по созданию и поэтапному внедрению региональной системы внешней оценки качества образования, механизма управляемого перевода региональной системы образования в новое качественное состояние - в соответствии с социальным заказом общества и требованиями государственного образовательного стандарта, с ожиданиями учащихся и их родителей, работодателей. Обобщение, анализ результатов многолетнего опытно-экспериментального исследования.

Четвертый этап (2010-2011). Уточнение положений гипотезы, теоретических основ системы внешней оценки качества образования в регионе. Обработка и анализ результатов опытно-экспериментального исследования; проверка основных концептуальных идей в учреждениях образования, в муниципальных образованиях, на уровне региона.

Обобщение результатов исследования. Оформление докторской диссертации.

На всех этапах осуществлялся ретроспективный анализ, обобщался опыт управленческой деятельности диссертанта, деятельности общеобразовательных школ, городских и муниципальных органов управления образованием, а также управленческих структур на уровне региона.

В соответствии с программой и задачами исследования целенаправленно изучалась динамика взаимосвязей качественного улучшения образовательно-воспитательного процесса, а также условий работы с детьми, отрабатывались формы и методы оценки качества деятельности образовательных учреждений, их правового, финансового, материально-технического, научно-методического и кадрового обеспечения. Анализировались особенности влияния различных факторов на качество образования, определялись факторы, тормозящие или отрицательно влияющие на реформирование образования. При этом учитывались предложения воспитателей, педагогов, психологов, родителей, юристов, экономистов, социальных педагогов, работников структур социальной сферы и др. Одновременно с анализом качественных изменений в содержании управления деятельностью образовательных учреждений по повышению качества образования изучались функции и содержание других социальных институтов, осуществлялась попытка создания целостной межведомственной государственно-общественной инфраструктуры, обоснования современных компетенций и направлений социально-образовательной деятельности различных государственных и общественных институтов.

Постепенно формировалась региональная модель системы внешней оценки качества общего образования, осуществлялась апробация ее компонентов в других территориях России, отрабатывалась межведомственная программа согласованной деятельности ее субъектов.

Научная новизна исследования состоит в том, что разработанная совокупность теоретических положений и выводов содержит решение значимой для системы общего образования научной проблемы - развитие региональной системы внешней оценки качества общего образования. В исследовании:

? дополнен понятийный аппарат педагогической науки путем уточнения определения внешней оценки качества общего образования и региональной системы внешней оценки качества общего образования, оценивания, полного информационного базиса, интегральных показателей и др.), адекватных современным направлениям совершенствования контрольно - оценочных систем в образовании;

- выявлены и обоснованы результаты сравнительного анализа методологических подходов к осуществлению педагогических измерений в области качества общего образования;

- построена и обоснована концепция внешней оценки качества общего образования в регионе, методологической основой которой выступают синергетический, системно - деятельностный, компетентностный, функционально- целевой, личностно-ориентированный и ситуационный подходы;

- определена совокупность показателей и индикаторов внешней оценки качества общего образования, отражающих соотношение общего, особенного и единичного в образовательной сфере и необходимых для выработки управляющих воздействий на стадии функционирования региональной оценочной системы;

- разработана логико-содержательная модель внешней оценки качества, особенностью которой является выявление на основе индикаторов и показателей наличия, состояния, степени соответствия качества общего образования нормам, а также возможности изменений в его обеспечении, воспроизводстве и коррекции на региональном уровне;

- спроектирована и апробирована технология внешней оценки качества общего образования в региональной системе общего образования, основанная на пяти взаимосвязанных этапах деятельности: а) определение цели оценивания; б) разработка интегральных показателей качества общего образования; в) измерение показателей качества; г) оценивание измеренных показателей; д) агрегация оценок в комплексную оценку;

- доказано, что развитие региональной системы внешней оценки качества общего образования обеспечивается характером инновационных процессов в образовании, особенностями социальной среды, образовательных запросов региона, его социально-экономических возможностей, культурно-исторических традиций, а также перспективных потребностей как самого человека, так и общества и государства;

- обоснованы приоритетные направления развития региональной системы внешней оценки качества общего образования.

Теоретическая значимость результатов исследования

- систематизированы представления о категориях «качество образования», «внешняя оценка качества общего образования», «региональная образовательная система»;

- дана авторская трактовка понятия «внешняя оценка качества общего образования», определяемая как единая система элементов, их свойств и характеристик, функционирование и развитие которых носят закономерный характер и позволяют получить аргументированное представление о состоянии, степени соответствия реально достигаемых образовательных результатов требованиям общества, социальным и личностным ожиданиям;

- разработаны концептуальные основы региональной системы внешней оценки качества общего образования;

-теоретически обоснована модель региональной системы внешней оценки качества общего образования и перспективные направления ее совершенствования.

Результаты исследования дополняют и расширяют существующие теоретические представления в области внешней оценки качества в системе общего образования, создают теоретическую основу и открывают перспективы для дальнейшего исследования проблем оценки и обеспечения качества общего образования.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при решении задач модернизации системы общего образования и формирования общероссийской системы внешней оценки качества образования, в профессиональной переподготовке педагогов и руководителей учреждений общего образования.

Практическая значимость исследования заключается:

- в разработанной концепции построения региональной системы оценки качества образования;

- в использовании результатов внешней оценки качества общего образования в регионе при рейтинговании муниципалитетов и школ, при подготовке образовательным учреждением публичных отчетов и т.д.;

- в определении финансовой поддержки муниципальным системам общего образования, отдельным образовательным учреждениям, педагогам, имеющим высокие показатели по результатам внешней оценки.


загрузка...