Развитие региональной системы внешней оценки качества общего образования (03.02.2012)

Автор: Фомицкая Галина Николаевна

Фомицкая Галина Николаевна

Развитие региональной системы внешней оценки

качества общего образования

13.00.01. – общая педагогика, история педагогики и образования

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Улан-Удэ, 2012

Работа выполнена на кафедре педагогики

Бурятского государственного университета

Официальные оппоненты: действительный член Российской академии

образования, доктор педагогических наук,

профессор Болотов Виктор Александрович

доктор педагогических наук, профессор

Дугарова Дулма Цырендашиевна

доктор педагогических наук, профессор

Васильева Мария Самсоновна

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия образования»

Защита состоится 29 марта 2012 г. в 9.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.022.02 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Бурятском государственном университете по адресу: 670000,

г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Бурятского государственного университета по адресу: 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а

Автореферат разослан «____» _______2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат педагогических наук, доцент

Т.Н.Суетина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность и постановка проблемы исследования. В современных условиях образование все более активно позиционирует себя в качестве социально-культурной и социально- экономической системы, от эффективности которой зависят показатели качества жизни, уровня развития страны, ее конкурентоспособности и международного авторитета. В связи с этим повышение качества образования выступает основным направлением государственной политики в области образования.

Качество образования рассматривается как интегральная характеристика образовательной деятельности и ее результатов с учетом экономических, социальных, познавательных, культурных аспектов образования и его соответствие потребностям личности, общества, государства. Социальный заказ на образование, соответствующий современным требованиям, нашел отражение в законе «Об образовании» РФ, Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Концепции модернизации российского образования, Федеральных целевых программах развития образования, приоритетном национальном проекте «Образование», национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» и ряде других государственных документов, положивших начало процессам модернизации образования. Модернизация в большей степени коснулась общеобразовательной школы, потому что именно ей отводится решающая роль в формировании у учащихся социальных навыков и практических умений, обеспечивающих их мобильность, способность к быстрой смене социальных и экономических ролей, возможность активного и творческого участия в общественном прогрессе.

Усиление роли и значения качества общего образования как специфической социальной практики, задающей новые формы общественной жизни, актуализирует необходимость изменения системы его оценки как со стороны самой образовательной системы, так и со стороны общества и государства. Именно внешняя оценка качества общего образования позволяет потребителям получать более достоверную информацию о результатах функционирования образовательной системы в контексте их собственных представлений о качестве этих результатов и на этой основе развивать формы общественного влияния на поведение образовательной системы. Прозрачность результатов, полученных в итоге внешней оценки, предполагает закономерное усиление внешней ответственности, поэтому только внешняя оценка и внешняя ответственность могут дать стимул как для самодиагностики и саморазвития отдельно взятого преподавателя, образовательного учреждения, так и для роста государственных и частных инвестиций в образование.

В стратегии развития оценки качества российского образования ключевая роль отводится региональным системам внешней оценки качества, которые должны на основе комплексного анализа функционирования образовательной системы обеспечить высокую объективность и обоснованность выводов о качестве общего образования в регионе, представить информационный базис для принятия управленческих решений, направленных на повышение качества общего образования.

Таким образом, развитие региональных систем внешней оценки качества общего образования выступает одним из приоритетных направлений модернизации отечественного образования.

Проблема внешней оценки качества общего образования с позиции научно-теоретического осмысления является достаточно сложной, многоаспектной и требует целостного междисциплинарного изучения, привлечения к ее решению различных научных направлений – от общей педагогики до социологии, экономической теории и менеджмента. На каждом этапе развития образования, которое определяется тенденциями социально-экономических общественных преобразований, появляются новые условия, возможности и потребности. Изменяются критерии качества, обостряется проблема его оценки и принятия на ее основе управленческих решений, и вновь возникает необходимость исследовать и решать эту проблему на теоретико - методологическом уровне.

В настоящее время активно разрабатываются подходы к определению качества образования, исследуются различные его аспекты, индикаторы и показатели. Вместе с тем еще не сложилось единого мнения о критериях качества общего образования и методах его внешней оценки. Необходимо найти баланс между историко-ретроспективными и модернизационно - перспективными подходами к измерению качества общего образования, исследовать причины и характер его изменения, а также разработать концептуальные модели и технологии его эффективного внешнего оценивания.

Общенациональная система внешней оценки качества общего образования начинает только складываться, поэтому многие аспекты ее деятельности еще не нашли должного научно-теоретического и практического осмысления. Так, остаются неразработанными механизмы внешнего оценивания качества образовательных результатов обучающихся, образовательных программ, качества функционирования образовательных систем федерального, регионального и муниципального уровня, учета всего многообразия их деятельности; обеспечения прозрачности деятельности органов управления образованием, полноты и доступности информации для всех социальных партнеров системы образования. Сложность заключается в несопоставимости, разнородности показателей качества общего образования в образовательных системах различного уровня, находящихся в независящих от них и существенно отличающихся условиях. Несовершенство модели внешней оценки качества общего образования федерального уровня инициирует необходимость ее разработки на уровне региона. Результаты реализации Комплексного проекта модернизации образования в Республике Бурятия свидетельствуют о недостаточной разработанности научно обоснованных подходов к развитию системы внешней оценки качества общего образования. Необходимо должное обоснование показателей качества общего образования с учетом требований компетентностного подхода, интересов и запросов потребителей образовательных услуг, научного и технологического обеспечения внешней оценки качества общего образования в регионе.

Степень научной разработанности проблемы исследования

В научной литературе достаточно глубоко разработаны общая теория систем и специфика системного похода (В.Г. Афанасьев, Л. Берталанфи, И.В. Блауберг, В.П. Бепалько, В.Н. Волков, Б.К. Коломейц, Ф.Ф. Королев, С.В. Кузнецов, И.С. Ладенко, В.Н. Садовский, В.В. Титов,  Г.П. Щедровицкий, В.А. Якунин и др.); функционирование и развитие образовательных систем (Ю.К. Бабанский, В.А. Беликов, В.И. Загвязинский, Ю.А. Конаржевский, В.А. Кальней, В.В. Сериков, А.И. Субетто, С.Е. Шишова и др.); методология оценивания объектов образовательных систем (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.Н. Батурин, А.Г. Доманов, А.И.Захарова, Г.Н. Мотова, В.Г. Наводнов, А.М. Новиков, П.И. Пидкасистый, В.М. Полонский, Т.И. Шамова и др.); проблемы управления качеством образования на региональном и муниципальном уровня (В. Аверкин, И.И. Калина, С. Репина, И. Шалаев, Г. Швецова и др.).

Теоретические основы педагогических измерений и инновационные методы управления качеством образования отражены в трудах А.Е. Бахмутского, В.А. Болотова, Г.С. Ковалевой, Э.М. Короткова, Н.Г. Корнещук, А.Н. Майорова, А.О. Татур, В.А. Хлебникова, М.Б. Челышковой и др.

Компьютеризация оценочных процессов современных контрольно-оценочных систем исследована Н.В. Апатовой, М.Ф. Королевым, В.Н. Крюковым, П.Д. Лебедевым, В.И. Нардюжевым, В.В. Петрусинским, Л.М. Поддубной, А.О. Сергеевым, А.Н. Тихоновым, А.Г. Шмелевым и др.

Методы количественной оценки качества объектов образовательных систем исследуются как зарубежными (Р. Аткинсон, Г. Бауэр, Э. Кроттерс, Дж. Гласс, Дж. Стэнли), так и отечественными учеными (С.И. Архангельский, И.Б. Ительсон, В.П. Мизинцев, М.М. Поташник, Н. Розенберг, А.М. Сохор, Е.В. Яковлева и др.).


загрузка...