Социальный статус русской интеллигенции республик Сибири в процессе трансформации российского общества (03.02.2012)

Автор: Добрынина Марина Ивановна

Таким образом, проведенный обзор исследований показывает, что в научной литературе различные стороны социального статуса интеллигенции разработаны и освещены достаточно широко. Вместе с тем, со всей ответственностью можно утверждать, что в существующих работах недостаточно представлена русская интеллигенция, ее социальный статус. К сожалению, приходится констатировать, что проблемы русской интеллигенции в российском обществе не стали предметом глубокого научного анализа. Отсутствуют исследования о положении русской интеллигенции, ее роли в социуме, социальной структуре, тенденциях развития. По существу вне поля зрения ученых оказалась русская интеллигенция и в национально-государственных образованиях Российской Федерации, в том числе крупнейшего Сибирского региона. Общество не располагает научными данными о социальном статусе русской интеллигенции, ее социальном положении, перспективах развития, самочувствии, роли в интернациональном сплочении народов полиэтнических регионов. Свидетельством этого является отсутствие специальных работ, посвященных данной социальной группе. Научное осмысление статуса русской интеллигенции, то есть ее места в экономической, социальной, профессионально-образовательной, политической, культурной сферах, получение новой информации о ее количественных и качественных характеристиках, тенденциях развития, потребностях, интересах, социальном настроении представляется настоятельной необходимостью.

Объект исследования: русская интеллигенция национально-государственных образований России (Бурятия, Саха (Якутия), Тыва).

Предмет исследования: социальный статус русской интеллигенции, основные факторы, механизмы и тенденции его изменения на современном этапе развития российского общества. Основными предметными фрагментами исследования выступают совокупность статусных позиций русской интеллигенции в экономической, социальной, политической и духовной сферах национально-государственных образований Сибири.

На основе анализа фактического материала, предваряющего эмпирическую часть исследования, была сформулирована гипотеза.

Гипотеза исследования включает в себя следующие положения:

Русская интеллигенция в национально-государственных образованиях Сибири обладает высоким социальным статусом. Она представлена крупными, многоотраслевыми группами, занимает весомое положение во всех сферах жизни этих образований и играет важную роль в развитии экономики, культуры, в укреплении доверия, сотрудничества и государственного единства. 2. Начиная с конца ХХ - начала ХХI вв. наметилась тенденция существенного снижения социального статуса русской интеллигенции в национально-государственных образованиях Сибири, особенно в сфере материального производства. В такой же мере это коснулось и интеллигенции титульных наций республик Сибири. 3. Русская интеллигенция испытывала и испытывает на себе благотворное влияние народов Сибири, их интеллигенции.

Цель исследования: определение социального статуса русской интеллигенции в национально-государственных образованиях России на основе исследования статусных позиций в экономической, социальной, политической и духовной сферах, а также выявление факторов, механизмов и тенденций его изменения на современном этапе развития российского общества.

Предмет, цель и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

- определить основные философские и социологические подходы к исследованию проблемы русской интеллигенции, проанализировать содержание данного понятия (интеллигенция) в отечественной и зарубежной литературе;

- раскрыть место русской интеллигенции в социальной структуре современного российского общества, его национально-государственных образований;

- разработать теоретико-методологические принципы и технологии исследования социального статуса русской интеллигенции в автономиях Сибири;

- раскрыть условия и факторы изменения социального статуса русской интеллигенции в сибирских национально-государственных образованиях;

- выявить основные статусные позиции русской интеллигенции в экономической и социальной сферах автономий Сибири и проследить их изменения в процессе трансформации российского социума;

- определить статус русской интеллигенции в политической и управленческой областях национально-государственных образований Сибири;

- раскрыть основные статусные позиции русской интеллигенции в духовно-нравственной сфере сибирских республик и проследить их изменения в современных условиях;

- выявить и проанализировать роль русской интеллигенции в межэтнических отношениях национально-государственных образований Сибири, в укреплении взаимосвязей между русской и титульными нациями;

- исследовать социальное настроение и социальное самочувствие русской интеллигенции республик Сибири.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Теоретической основой исследования явились критически осмысленные идеи и концепции отечественных и зарубежных основоположников социологии, философии, политологии, психологии, а также современных ученых, раскрывающих проблемы, относящиеся к предмету данного исследования. Автор опирался на теоретические положения К. Маркса, М. Вебера, Э. Дюркгейма, П.А. Сорокина, В.И. Ленина, Д.С. Лихачева о социальной структуре общества, месте и роли интеллигенции, ее природе. Использовались идеи Т. Парсонса, Р. Мертона, К. Дэвиса о социальном статусе, роли и престиже.

Методологическую основу исследования составили: диалектический метод, объективирующий оценки всей совокупности анализируемых в работе явлений, взятых в многообразии их противоречивых отношений, взаимосвязи и динамики; системный подход и структурный анализ, включающие в себя принципы целостности, системной организации и структурности. Большое значение для исследования имели общенаучные методы познания – анализ, синтез, типологизации, сравнения. Применялся также исторический метод. Кроме того, социологическое исследование требовало использования собственно социологических методов, в числе которых применялись анкетный опрос, полуформализованное и неформализованное интервью, биографический метод.

Информационную базу исследования составили материалы всероссийских переписей населения 1989, 2002 и 2010 гг., данные государственной и региональной статистики, эмпирических исследований, газетные и журнальные публикации, материалы из сети Интернет, личные наблюдения автора.

Эмпирическую базу исследования составили материалы прикладных социологических исследований, проведенные в период 1995-2011 гг. под руководством профессора И.И. Осинского, в которых автор, за исключением первого исследования, выступал в качестве непосредственного участника:

май-октябрь 1995 г. Социологический опрос интеллигенции Республики Бурятия. Тема «Социальное положение, интересы и самочувствие интеллигенции». Объем выборки составил 861 чел. Использовалась многоступенчатая выборка, охватившая различные поселенческие, отраслевые, профессиональные и квалификационные группы интеллигенции;

2000 г. Тема социологического опроса «Специалист и его работа». Было опрошено 700 чел., представлявших собой основные группы специалистов Республики Бурятия (инженеры, управленцы, учителя, врачи, преподаватели вузов, юристы, журналисты и др.). Использовалась многоступенчатая выборка с применением гнездовой. Из генеральной совокупности методом систематической случайности были определены гнезда (предприятия, организации). Внутри гнезд отбор проводился по принципам простой выборки. Если «гнезда» были относительно крупными, то опрос проводился методом квотной выборки. В небольших «гнездах» опрос был сплошным;

2004 г. Социологический анкетный опрос интеллигенции Республики Тыва. Тема опроса «Русская и тувинская интеллигенция: социальный статус». Выборка составила 818 чел., из них 257 русских, 561 тувинец, представлявших различные профессиональные, демографические, поселенческие, квалификационные, национальные группы. Опрос проводился на 144 предприятиях и в организациях г. Кызыла и пяти районов: Тоджинского, Тес-Хемского, Барун-Хемчикского, Кызылского, Пий-Хемского.

2005 г. Социологический (анкетный) опрос интеллигенции Республики Саха (Якутия). Тема «Русская и якутская интеллигенция: социальный статус». Выборка составила 507 чел., из них 144 русских, 363 якута.

январь – май 2011 г. Социологический анкетный опрос интеллигенции Республики Бурятия. Тема «Русская и бурятская интеллигенция: социальный статус». Объем выборки – 995 чел., в том числе русских 553, бурят – 411, представителей других национальностей – 31 человек. Опрос был проведен по той же анкете, по которой было организовано социологическое исследование в 1995 г. Изменения коснулись лишь 7-8 % общего количества вопросов анкеты 1995 г. Это позволило выявить динамику, тенденции изменения места, социального облика, роли русской интеллигенции в Бурятии.

Научная новизна результатов исследования состоит в следующих положениях:

- Доказано, что основными детерминантами изменения социального статуса русской интеллигенции в процессе трансформации российского общества являются в экономической сфере: разгосударствление и плюрализация общенародной собственности на средства производства; специфические методы приватизации, сопровождавшиеся ростом коррупции и криминала, переход к рыночным отношениям;

в социальной – кардинальные изменения в сфере распределительных отношений, рост социального расслоения, плюрализации общества, падение жизненного уровня преобладающей части интеллигенции;

в политической - ликвидация советской, формирование новой политической системы, включающей в себя государство, политические партии, общественные организации и движения, муниципальные органы управления, развитие демократии, обострение межэтнических отношений, социально-политическая нестабильность;

в духовной – изменения в области идеологии, общественного сознания, ослаблении, а в ряде случаев и разрушении, материальной базы культуры, переоценка системы ценностей.

- Установлено, что в процессе трансформации российского общества произошло падение социального статуса преобладающей части русской интеллигенции в республиках Сибири: снизился ее уровень жизни, произошла резкая социальная дифференциация, в ее среде появилась значительная часть безработных, резко возросли масштабы миграционных процессов, у преобладающей части оказалась утраченной уверенность в своем будущем.

- Доказано, что русская интеллигенция республик Сибири как в годы советской власти, так и в настоящее время занимала и занимает доминирующее положение в сфере материального производства, хотя в процессе трансформации российского общества в связи с некоторым сужением данной сферы (закрытие, перепрофилирование многих предприятий, роспуск совхозов и колхозов и т.п.) произошло снижение ее экономического и социального статуса по сравнению с предыдущим этапом развития страны.

- Выявлено снижение статусных позиций русской интеллигенции в политической и управляющей сфере национально-государственных образований Сибири, что нашло свое выражение в уменьшении доли ее представителей в органах законодательной, исполнительной судебной ветвей государственной власти и снижении участия в политической жизни регионов.

-Подтвержден тезис о падении социального статуса русской интеллигенции, занятой в духовной сфере (учителей, культурно-просветительных работников, ученых, писателей и др.) В основе этого падения – резкое снижение качества жизни. Возникло социальное противоречие между официально провозглашенным статусом работников данной сферы и их реального престижа, дохода, что ведет к сокращению притока молодежи в указанную сферу.

- Обоснована отрицательная роль в качественном пополнении интеллигенции новой практики формирования студенческих коллективов. В начале 90-х годов был отменен сложившийся в советский период механизм обеспечения притока в вузы детей из разных социальных классов, слоев, что достигалось особым порядком комплектования контингентов студентов. В настоящее время учиться в вузе имеют возможность преимущественно те, кто обладает определенными финансовыми возможностями, но не всегда стремлением получить хорошие профессиональные знания, что отрицательно сказывается на качестве будущих специалистов.

- Аргументировано положение о том, что социальный статус русской интеллигенции существенным образом детерминирован ее важнейшими духовно-нравственными качествами (гуманизмом, любовью к родине, уважительным отношением к другим народам, взаимопомощь и др.), сыгравшими огромную роль в укреплении доверия, сотрудничества, в утверждении государственного единства. Русская интеллигенция сыграла большую роль в становлении и развитии интеллигенции титульных наций. Вместе с тем, русская интеллигенция испытывает на себе большое влияние национальных культур народов Сибири, заложенных в этих культурах духовно-нравственных ценностей. Интеллигенция народов Сибири оказывает благотворное воздействие на творчество русской интеллигенции.

Положения, выносимые на защиту, содержащие элементы новизны:

Русская интеллигенция национально-государственных образований Сибири – это один из национальных отрядов интеллигенции этих образований, включающий в себя представителей русской нации. Она не является чем-то отдельным, обособленным от остальной части интеллигенции сибирских республик. Это составные части единого целого, а в более широком плане – часть многонациональной интеллигенции России.


загрузка...