СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА ФИНАНСОВОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ (02.11.2009)

Автор: Свиридов Олег Юрьевич

Смена моделей роста – это смена бизнес-стратегий и пересмотр технологий оценки рисков, которые всегда сопровождаются масштабными кризисными явлениями. Согласно теории больших циклов Н.Д. Кондратьева, в определенный период в экономике открываются возможности интенсивного роста (усовершенствования технологий, повышения эффективности использования имеющихся ресурсов), а затем, как результат этого процесса, формируются условия для роста экстенсивного, направленного на освоение новых рынков.

Сетевые взаимосвязи финансовых супермаркетов или интегрированных финансовых групп (банков, страховых и управляющих компаний) следует рассматривать как принципиально новый феномен финансового рынка в современных условиях. Примерами финансовых моделей, используемых в исследовании организационно-финансового капитала национальных банков, являются: функционально-декомпозиционное представление, имитационная модель, блочная модель, представленная в виде логической блок-схемы, функционально-стоимостная модель, модель Бостонской консультативной группы, факторная матрица, модель достаточности капитала.

Исследование подсистем организационно-финансового капитала банков, финансовых супермаркетов и интегрированных финансовых групп, включает рассмотрение: методик оценки риска, информации, персонала, качества финансовых и консалтинговых продуктов, стратегии банков. Для исследования системы управления финансами необходимо применять анализ расчета финансовой устойчивости, ликвидности, кредитоспособности, достаточности капитала.

Опыт антикризисного регулирования показал, что в целом банки адаптировались к рисковым условиям на глобальном и локальном финансовых рынках, в частности, решены острые проблемы с текущей ликвидностью. Но остались проблемы, среди которых, например, долгосрочное фондирование банков, вопросы, связанные с ростом просроченной задолженности, развитие информационной составляющей в управлении рисками. Банки очищают балансы от проблемных активов, создавая фонды аккумулирования «токсичных долгов».

Вместе с тем, процессы консолидации бизнеса на основе слияний и поглощений на российском рынке развиваются медленно. Отечественные банки до кризиса стремились привлечь иностранных инвесторов, однако, в условиях снижения стоимости активов привлекать иностранных инверторов не только сложно, но и опасно, что определяет приоритетность стратегий слияния.

В конце августа 2009 г. произошло слияние крупнейших частных кредитных организаций УРСА Банка и МДМ-банка. В ближайшее время объединенный банк намерен сконцентрироваться на розничном кредитовании в связи с тем, что у банка образовалась достаточно большая ликвидность.

Следует отметить, что фондирования со стороны бюджета или Банка России этих банков не производилось. Все погашения по привлеченным средствам произведены за счет увеличения депозитной базы. Резерв для кредитования у вновь образованного банка достаточно большой (объединенный кредитный портфель банка около 300 млрд руб., корпоративный ( 200 млрд руб., розничный ( более 80 млрд руб.), что позволит выдавать кредиты без наращивания нормативов. Международные финансовые институты позитивно отреагировали на слияние банков (рейтинговое агентство Moody’s повысило рейтинг финансовой силы МДМ-банка с D( до D, долгосрочный рейтинг депозитов в национальной валюте с Ba3 до Ba2), позволившее получить синергетический эффект, который благотворно скажется и на российском финансовом рынке.

Российские частные банки будут стремиться к консолидации, чтобы обеспечить себе финансовую устойчивость. Актуальной стратегией для иностранного капитала является приобретение российских частных банков, которые будут усиливаться по мере выхода банковских институтов из кризиса.

7. Сделан вывод об увеличении роли информации, новых технологий оценки рисков в разработке стратегии развития крупных банков, обеспечивающих трансформацию стоимости нематериальных активов в конкурентные преимущества посредством новой системы риск-менеджмента.

Стратегия развития крупных банков должна быть ориентирована на удовлетворение не текущих, а перспективных потребностей клиентов. Важным источником добавленной стоимости становится применение знаний к финансовым инструментам и информационным ресурсам, формирующим базы данных для операторов финансового рынка. На основе сбора, обработки и структурирования комплексной информации технологии управления обеспечивают трансформацию стоимости нематериальных активов в конкурентные преимущества банков. Роль информации в стратегии обеспечения конкурентоспособности банков можно рассматривать как результат развития нематериальных форм производительной деятельности, в которой объектом переработки становятся все в большей степени «нематериальные» биты финансовой информации.

В условиях кризиса возрастает значимость обеспечения транспарентности крупных банков. Информационная открытость бизнеса формируют модель устойчивого позиционирования банка, инструментами которой являются: клиентоориентированная стратегия, информационная система сетевых взаимодействий с заинтересованными сторонами, обеспечивающая развитие информационного капитала на основе развития управления, направленного на формирование филиальной сети, развитие личностного потенциала сотрудников, рост капитализации, ликвидности, стоимости активов.

Стратегия информатизации банков развивается в трех основных направлениях: розничный бизнес, дистанционное обслуживание и обеспечение информационной безопасности. Вектор стратегии информатизации банков направлен на достижение ключевых показателей и является частью бизнес-стратегии, основными задачами которой являются уменьшение себестоимости банковских услуг (сквозное процессирование), внедрение новых каналов дистрибуции банковских продуктов, введение стандартов сервисного обслуживания систем, последующее сопровождение систем согласно данным стандартам.

Информационные инструменты, позволяющие расширить границы предложения финансовых услуг, улучшают их качество, снижают трансакционные издержки операторов, увеличивая информированность потребителей и инвестиционную привлекательность банков для стратегических инвесторов.

8. Выявлены ограничения стратегии развития банков, привлекающих ресурсы иностранных компаний для кредитования.

Именно эти категории банков стали наиболее уязвимыми в период кризиса. Заемные средства дорожали, пополнение пассивов в середине 2008 г. стало проблемой для многих банков не из первой сотни. Ситуацию усугубило падение фондового рынка, на котором банки пытались зарабатывать и который служил индикатором для популярного рынка РЕПО. В условиях кризиса частные банки не имеют доступа к относительно дешевым государственным средствам, во многом они потеряли возможность привлечения дешевых заемных средств с мировых финансовых рынков и не всегда поддерживаются своими акционерами.

Если крупные банки смогли учесть уроки прошедших кризисов и в достаточной мере диверсифицировать свои пассивы и кредитный портфель, то банкам средним, специализирующимся на рознице, и кэптивным значительно сложнее. Например, малоформатные банки ограничены в возможности привлечения средств с международных рынков капитала и от государства и, как правило, не имеют акционера, способного поддержать их крупными ресурсами.

За кэптивными банками, как правило, стоит более сильный акционер, способный до определенной степени поддержать в трудной ситуации. Однако, здесь есть и серьезный отрицательный момент – бизнес таких банков относительно слабо диверсифицирован и во многом зависит от экономического положения основного акционера. К тому же российские корпорации сами оказались столь отягчены долговым бременем, что скорее ждут помощи от своих финансовых институтов, чем способны помогать им сами.

Банки, ориентированные на развитие самого прибыльного в России сегмента бизнеса – розничного кредитования, сильно зависят от иностранного заемного капитала. Так как депозиты юридических или физических лиц составляют незначительную долю их пассивов, то фактически они существуют на марже от перекредитования населения средствами, привлеченными с международных рынков и полученными от выпуска ценных бумаг. Банки привлекали, как правило, короткие денежные ресурсы, которые потом перекредитовывались новыми займами (наиболее дешевая схема), а на российском ритейловом рынке эти средства ссужались на более длинные сроки.

Обвальное падение фондового рынка обострило проблемы с банковской ликвидностью. Первым следствием стал кризис на рынке операций РЕПО. Падение стоимости акций, заложенных под кредит, привело к тому, что заемщики должны были либо погашать кредиты, либо закладывать все больше и больше ценных бумаг. В качестве основных заемщиков на этом рынке выступали средние банки (КИТ Финанс и Связь-банк), которым трудно было получать ликвидность из иных источников. Многие из них активно проводили операции на фондовом рынке и с его падением терпели значительные убытки.

Начался кризис неплатежей и доверия. Неплатежи по сделкам РЕПО повлекли за собой: во-первых, сброс заложенных под кредит акций и дальнейший обвал котировок на фондовом рынке; во-вторых, кризис доверия, который привел к коллапсу рынка РЕПО и перекинулся с него на межбанковский рынок.

9. Определены задачи информационной системы управления банковскими рисками, взаимосвязанными и отличающимися по совокупности внешних и внутренних факторов, влияющих на их уровень; изменение одного вида риска вызывают изменение почти всех остальных видов, что затрудняет выбор метода анализа уровня конкретного риска, принятие решения по оптимизации которого, основывается на оценке множества других рисковых факторов.

Задачи информационной системы управления банком охватывают: управление риском, функцию казначейства, финансовое планирование и бюджетирование, системы учета, информации и внутренний контроль. Ключевым аспектом информационно-сетевой модели является управление риском, включающее стратегическое планирование, планирование капитала, управление активами, пассивами, операционными и финансовыми рисками банка. Центральные компоненты управления риском – нахождение, количественное определение и мониторинг профиля риска. В процессе своей деятельности банки сталкиваются с совокупностью различных видов рисков, отличающихся между собой по месту и времени возникновения, совокупности внешних и внутренних факторов, влияющих на их уровень, и по способу их анализа и методам их описания.

Все виды рисков взаимосвязаны и оказывают влияние на деятельность банков. Изменение одного вида риска вызывают изменение почти всех остальных видов. Все это затрудняет выбор метода анализа уровня конкретного риска, и принятие решения по его оптимизации ведет к углубленному анализу множества других рисковых факторов. Поэтому выбор конкретного метода анализа, их уровня, подбор оптимальных факторов очень важны.

Риски, связанные со спецификой банковского дела, включают риск продукта, рыночный риск и потребительский риск (риск кредитного портфеля). Банки имеют весьма ограниченные возможности контролировать эти внешние риски, на которые влияют изменения экономической и деловой среды, действия конкурентов, органов регулирования, налоговой администрации, а также демографические сдвиги. Значение этих рисков существенно повысилось в условиях кризиса и продолжает повышаться, прежде всего, в результате роста «плохих» долгов и отсутствия у регулятора транспарентной информации об этих рисках.

10. Разработаны новые инструменты, технологии, методы информационного управления банковскими рисками, обеспечивающие конкурентоустойчивость финансовых институтов в условиях кризиса.

Основным фактором создания эффективной системы управления кредитным риском является развитие единой культуры кредитования путем внедрения стандартных инструкций для инициирования, анализа, принятия решения и мониторинга отдельных кредитов. Формат поля развития единой культуры кредитования, внедрения единообразных кредитных инструкций и подходов к управлению риском, определения предельно допустимого уровня риска ограничен императивами официально утвержденной кредитной политики.

Ключевые этапы процесса управления кредитным риском представлены на рис.4. Процесс управления кредитным риском делится на три составляющих: управление кредитным портфелем, управление взаимоотношениями типа «банк-клиент» и управленческий контроль.

Рисунок 4. ( Процесс управления кредитным риском

Стратегия управления кредитным портфелем, определяемая Правлением банка, включает в себя следующие составляющие: кредитную политику, представляющую собой каркас кредитной деятельности банка; основные ориентиры формирования кредитного портфеля для ограничения и реализации отраслевых приоритетов; методические указания по ценообразованию на кредиты для определения уровня процентных ставок и комиссионных.

Кредитная политика определяет задачи и приоритеты кредитной деятельности банка, средства и методы их реализации, а также принципы и порядок организации кредитного процесса. Кредитная политика должна определять следующие основные направления кредитной деятельности: объективные стандарты и критерии, которыми руководствуются банковские работники, отвечающие за выдачу кредитов и управление кредитным портфелем.

Важным элементом кредитной политики является организация контроля в банке (за правильным применением кредитных стандартов при решении вопроса о возможности кредитования потенциального заемщика; за соблюдением полномочий отдельными кредитными работниками; общего контроля за состоянием кредитного портфеля банка и за проблемными кредитами).

Тщательно разработанная кредитная политика, одобренная и полностью поддерживаемая высшим руководством банка, доведенная до всех служащих, вовлеченных в кредитную деятельность, является важнейшим фактором успешного функционирования системы управления кредитным риском.

Оценка стоимости кредита – основная функция управления кредитным портфелем, правильное выполнение которой обеспечивает максимизацию доходов банка. Зачастую оценка стоимости кредита не отражает стоимость кредитных ресурсов. Обычно ошибки возникают, когда не учитываются: косвенные издержки; издержки, обусловленные разным уровнем риска; общебанковские расходы, например, расходы на маркетинг и содержание аппарата управления.

Стандарты формирования кредитного портфеля являются важнейшим инструментом для реализации консервативного подхода к управлению кредитным портфелем. Базовые компоненты таких стандартов следующие: правила принятия рисков; лимиты кредитования; приоритеты для формирования портфеля.

Лимиты кредитования – основной способ контроля формирования кредитного портфеля, используемый для уменьшения рисков и улучшения долгосрочной жизнеспособности. Это позволяет банкам: избежать критических для сохранения платежеспособности потерь от концентрации любого вида риска; диверсифицировать кредитный портфель с целью сокращения концентрации риска и обеспечения стабильной прибыли.

В заключении диссертационной работы приведены основные выводы и предложения по результатам проведенного исследования, использование которых позволит формировать посткризисную стратегию развития банков.

Основные результаты диссертационного исследования нашли отражение в следующих публикациях автора.

Монографии

Свиридов О.Ю. Стратегия развития российских коммерческих банков в условиях глобального финансового кризиса ( Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2009. (15,12 п.л.).

Свиридов О.Ю. Модернизация клиентской политики российских коммерческих банков ( Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2009. (10,2 п.л.).


загрузка...