Методическая система подготовки будущих учителей начальных классов к обучению школьников курсу «Окружающий мир» (02.11.2009)

Автор: Шептуховский Михаил Васильевич

Внедрение в учебный процесс методической системы подготовки специалистов к обучению интегрированному курсу «Окружающий мир» привело к следующим результатам.

1. Наблюдается повышение уровня подготовленности студентов по использованию окружающего мира в качестве источника информации для школьников при помощи наблюдений в среднем с 19% до 52% (рис 4).

Рис.4. Повышение уровня подготовленности студентов по использованию окружающего мира в качестве источника информации для школьников (сравнение индексов эффективности)

2. Наблюдается повышение уровня подготовленности студентов по осознанию механизма развития. Если в констатирующей части они оперировали лишь эмпирической характеристикой этого процесса (98%), то в результате обучения большее число студентов (69%) стали характеризовать этот процесс с точки зрения его сущности (рис. 5).

Рис.5. Повышение уровня подготовленности студентов по осознанию механизма развития (сравнение данных констатирующего и завершающего этапов в %)

3. Наблюдается повышение уровня подготовленности студентов по пониманию окружающего мира, как геосистемного, территориально обусловленного изменилась с 20% до 80% (рис. 6).

Рис. 6. Повышение уровня подготовленности студентов по пониманию окружающего мира, как геосистемного, территориально обусловленного (сравнение индексов эффективности)

4. Показатель уровня подготовленности к осуществлению обучения в условиях окружающей среды повысился с 38% до 79% (рис. 7).

Рис. 7. Уровень подготовленности студентов по осуществлению обучения младших школьников в условиях окружающей среды (сравнение индекса эффективности)

5. Наметилась тенденция смены мотивации к обучению школьников в условиях окружающего мира. Зафиксировано что предпочтительный выбор реального окружающего мира в качестве среды обучения сделали 48% студентов, по сравнению с 41% констатирующего этапа (рис. 8).

Рис 8. Смена мотивации по выбору источников информации в обучении школьников (сравнение данных констатирующего и завершающего этапов)

Завершающий этап отчетливо характеризуется более активным проявлением у студентов признаков географического мышления в подходе к организации экологического образования (рис.9). Это выразилось в том, что усилилась тенденция выбора большего количества географических параметров (3-4 по сравнению с 2).

Рис. 9. Понимание необходимости осуществления экологического образования младших школьников в пространственно-временном континууме (сравнение данных констатирующего и завершающего этапов в %)

Таким образом, результаты эксперимента по апробации в учебном процессе методической системы подготовки студентов педагогического вуза к обучению младших школьников курсу «Окружающий мир» подтверждают справедливость выдвинутой нами гипотезы.

В заключении сформулированы основные результаты и выводы проведенного исследования.

1. Разработаны теоретические основы процесса подготовки студентов к обучению школьников интегрированному курсу «Окружающий мир», которыми выступают подходы: общенаучные (системный, модельный), психолого-педагогические (когнитивный, личностно-ориентированный, деятельностный, развивающий, компетентностный), специальные (геосистемный, региональный, средовой), на базе которых обоснован механизм формирования у будущих учителей компетенций по осуществлению личностно-ориентированного развивающего обучения младших школьников в условиях активного включении в процесс их познавательной деятельности геосистем регионального уровня, в частности ландшафтов.

2. Создана и обоснована концепция методической системы подготовки студентов к обучению интегрированному курсу «Окружающий мир». Концепция представляет собой совокупность положений о сущности, специфике, принципах и технологической целостности методической системы подготовки будущих учителей к осуществлению обучения школьников в данном направлении и основана на следующих авторских идеях:

- методическая подготовка студентов должна быть практико-ориентированной и осуществляться в условиях исследовательской среды;

- изучение каждого элемента содержания профессиональной подготовки студентов должно исходить: а) на естественно-научном уровне обучения из анализа процессов развития в природе как процессов формирования естественных систем, в том числе и геосистем; б) на методическом уровне из анализа особенностей развития детского мышления в познавательной деятельности.

3. Разработана и введена система принципов создания и функционирования методической системы обучения студентов. Из них являются авторскими геоэкологический принцип и принцип обучения в условиях окружающей среды. Принципы интеграции, дифференциации, краеведческий, природосообразности уточнены и впервые введены в процесс подготовки специалистов данного профиля.

4. В соответствии с концепцией создана модель методической системы подготовки будущих учителей к обучению интегрированному курсу «Окружающий мир». В основу модели заложены блоки: целевой, содержательный, процессуальный, диагностический с отражением интеграции фундаментальных естественно-научных и методических дисциплин через профессионально направленные смысловые ориентации, знания, минимальный опыт деятельности по развитию мышления младших школьников в условиях своего региона.

5. Разработана методическая система подготовки специалистов к преподаванию окружающего мира в начальной школе. Ее структуры, отраженные в модели, обусловлены взаимосвязями с целью профессиональной подготовки с учетом выраженности их через методическую специфику, идеи когнитивной психологии, геоэкологии и раскрываемые в региональном аспекте. Важнейшим компонентом методической системы является система диагностики соответствия результата обучения поставленным целям. Разработаны авторские методики обучения студентов (использование объектов и процессов окружающего мира в качестве источника информации; исследование экологических ситуаций, характеризующих состояние ландшафтов; использование окружающей среды в качестве фактора становления профессиональных компетенций; анализ уровня сформированности понятий об окружающем мире).

6. В педагогическом эксперименте подтверждена гипотеза об эффективности методической системы подготовки студентов к обучению интегративному курсу «Окружающий мир».

Доказано, что повышается уровень подготовленности студентов к использованию окружающего мира в качестве источника информации для школьников; уровень понимания студентами механизма развития; подготовленность к изучению природно-территориальных систем в геоэкологическом аспекте. Сформировались способности к осуществлению обучения школьников в условиях окружающей среды. Наметились тенденции: смены профессиональной мотивации на обучение в условиях окружающего мира, на основе соответствующих, специфических методических инструментов; усиления геоэкологических ориентаций в осуществлении экологического образования младших школьников.

Полученные теоретические и практические результаты позволили сформулировать конкретные рекомендации по повышению эффективности подготовки специалистов на основе разработанной методической системы. Дальнейшим возможным направлением исследования может стать совершенствование рассмотренной методической системы за счет модернизации учебно-методического комплекта, включающего электронные методические пособия (курс лекций, отдельные методические разработки, систему мониторинга оценки качества), тексты методических, психологических и педагогических первоисточников. Особое направление развития связано с пополнением материальной базы оригинальными электронными географическими и геоэкологическими картами, выполненными с использованием геоинформационных систем и расширением сферы их применения в реализации краеведческого принципа.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

Статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ:

Шептуховский М.В. Методика наблюдений за птицами на природоведческих экскурсиях [Текст] / М.В.Шептуховский // Москва: Начальная школа. - 1996. - №3. - С.45-48. (0,2 п.л.)

Шептуховский М.В. Природа и природоведение [Текст] / М.В.Шептуховский // Москва: Школьные технологии. – 2003. - №5. – С.34-46. (0,8 п.л.)

М.В.Шептуховский. Начальное природоведение: методы преподавания [Текст] / М.В.Шептуховский // Москва: Школьные технологии. – 2003. - №6. – С.59-73. (1 п.л.)

М.В.Шептуховский. Природосообразное образование и естествознание [Текст] / М.В.Шептуховский // Москва: Школьные технологии. – 2004. - №1. - С.46-56. (0,6 п.л.)

М.В.Шептуховский. Мысли о природной среде [Текст] / М.В.Шептуховский // Москва: Школьные технологии. – 2004. - №2. – С.85-92. (0,5 п.л.)

Шептуховский М.В. Образ природы у младших школьников [Текст] / М.В.Шептуховский // Москва: Школьные технологии. – 2004. - №5. – С.64-67. (0,2 п.л.)

Шептуховский М.В. Воспринимаемый образ природы [Текст] / М.В.Шептуховский // Москва: Школьные технологии. – 2004. - №6. – С. 48-57. (0,6 п.л.)

Шептуховский М.В. Логика познания сложных природных процессов в начальной школе [Текст] / М.В.Шептуховский // Москва: Школьные технологии. – 2005. - №1. – С.64-70. (0,4 п.л.)

Шептуховский М.В. Методика преподавания естествознания как наука [Текст] / М.В.Шептуховский // Москва: Школьные технологии. – 2005. - №3. – С.105-113. (0,5 п.л.)

Шептуховский М.В. Нельзя изучать природу, не выходя из класса… [Текст] / М.В.Шептуховский // Москва: Народное образование. – 2005. - №8. – С.128-133. (0,3 п.л.)

М.В.Шептуховский Альтернативные взгляды на методику естествознания. К вопросу о специфике начального естествознания [Текст] / М.В.Шептуховский // Москва: Начальная школа. – 2005. - №11. – С.91-94. (0,2 п.л.)

Шептуховский М.В. Образ природы у младших школьников [Текст] / М.В.Шептуховский // Москва: Народное образование. – 2005. - №9. – С. 138-142. (0,3 п.л.)

Шептуховский М.В. Формирование естественно-научных понятий и умственное развитие младших школьников [Текст] / М.В.Шептуховский // Москва: Школьные технологии. – 2006. - №1. – С.13-21. (0,5 п.л.)


загрузка...