Методическая система подготовки будущих учителей начальных классов к обучению школьников курсу «Окружающий мир» (02.11.2009)

Автор: Шептуховский Михаил Васильевич

2. Обоснована авторская концепция формирования у студентов профессиональных компетенций по осуществлению начального естественно-научного образования, представляющая собой совокупность положений о сущности, специфике, принципах и технологической целостности методической системы подготовки будущих учителей начальных классов к обучению школьников интегрированному курсу «Окружающий мир».

3. Выдвинута концепция методической системы, базирующаяся на обоснованных и впервые примененных автором в данной сфере знания принципах: интеграции, дифференциации, геоэкологическом, принципе обучения в условиях окружающей среды, краеведческом, принципе природосообразности).

4. Построена модель методической системы подготовки будущих учителей начальных классов к обучению школьников интегрированному курсу «Окружающий мир», включающая цель, содержание, методы, формы, средства обучения студентов и диагностики уровня их учебных достижений с отражением интеграции фундаментальных естественно-научных и методических дисциплин.

5. Разработана в соответствии с указанными выше концепцией и моделью методическая система подготовки будущих учителей начальных классов к обучению школьников интегрированному курсу «Окружающий мир», а также система диагностических показателей успешности профессионального обучения. В том числе:

а) обоснованы интеграционные требования к структурированию и последовательности изложения содержания курса «Естествознание», закладывающего основы естественно-научной картины мира (в контексте деятельностного познания динамики природных и природно-социальных систем);

б) осуществлена трансформация традиционной естественно-научной методики в методику обучения интегрированному курсу «Окружающий мир», выражающаяся:

- в структурировании содержания методического обучения на основе общей теории систем, теории развития, основных теоретических положений геоэкологии;

- в уточнении содержательного компонента, раскрывающего место и функции методики как научно-теоретической дисциплины;

- в обосновании особенностей компетентностного использования специфического методического инструментария для реализации целевых установок в обучении школьников (в частности, на психологической основе вскрыт развивающий механизм метода наблюдения, показано его место в развитии понятийного мышления школьников; обоснована личностно-ориентированная методика проведения предметных уроков и экскурсий по изучению окружающего мира; обоснована методика включения окружающей среды в качестве источника информации для младших школьников).

5. Разработаны авторские методики обучения студентов: использование объектов и процессов окружающего мира в качестве источника информации; исследование экологических ситуаций, характеризующих состояние ландшафтов; использование окружающей среды в качестве фактора становления профессиональных компетенций; анализ уровня сформированности понятий об окружающем мире; а также диагностическая методика изучения сформированных профессиональных компетенций.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты вносят определенный вклад в развитие теоретических основ подготовки студентов по методике обучения школьников интегрированному курсу «Окружающий мир», построенных на базе общей теории систем, теории развития, основных теоретических положений геоэкологии. Раскрыта системообразующая роль этих теорий в формировании у студентов профессиональных компетенций по развитию мышления младших школьников, формированию у них естественно-научной картины мира в условиях своего края.

Получено новое теоретическое знание, способствующее преодолению эмпиризма традиционной методики через логико-гносеологическую схему построения структуры содержания, при этом значительно снижена аксиоматичность вузовской дисциплины. Теоретические положения методики также обоснованы и раскрыты через взаимодействие естественнонаучного и методического компонентов содержания в краеведческом аспекте.

Сформулированы концептуальные положения и на их основе создана модель обучения фундаментальному курсу «Естествознание» и методике обучения интегрированному курсу «Окружающий мир». Концепция обусловлена спецификой методической дисциплины, заключающейся в развитии у студентов способностей к компетентностному использованию в обучении школьников региональных экологических природно-социальных систем (ландшафтов) для формирования у них естественно-научной картины мира. Доказана необходимость обучения студентов с опорой на эту специфику, что приводит к пониманию ими направленности будущей профессиональной деятельности.

Сформулированы и использованы при создании методической системы авторские принципы: геоэкологический и принцип обучения в условиях окружающей среды. В компетентностном контексте и на основе принципов дифференциации и интеграции раскрыта развивающая сущность специфических методов познания региональных природно-социальных систем (наблюдения, эксперимента). Обоснован и раскрыт механизм их внедрения в школьное обучение с выраженным региональным акцентом в системе с неспецифическим методическим инструментарием.

Выявлено и обосновано геоэкологическое основание для системной реализации содержания школьного курса, объединяющего природу, историю, культуру, картины труда и быта населения своего края на ландшафтной основе. Показана ограниченность биотического подхода в экологическом образовании младших школьников. Раскрыт и введен в структуру содержания подготовки студентов механизм регионального геосистемного подхода в осуществлении экологического образования школьников.

Практическая значимость исследования заключается в том, что основные его результаты доведены до конкретных методических разработок и рекомендаций.

Разработана и внедрена в практику профессионального образования методическая система подготовки студентов к обучению младших школьников интегрированному курсу «Окружающий мир» с использованием особенностей своего края. В ее границах уточнены и дополнены развивающим и личностно-ориентированным контекстами методы, формы и средства обучения школьников, а также система тестирования уровня обученности школьников при использовании реального окружающего мира в качестве источника информации для них. Разработаны тестовые задания для оценки уровня развития теоретического мышления младших школьников.

Разработаны методические рекомендации: «Методика наблюдений за окружающим миром в начальной школе», «Методика проведения естественно-научных экскурсий в начальной школе», «Методические рекомендации по написанию курсовых работ по методике преподавания природоведения и теории и методике экологического образования детей», выполнен методически обобщенный опыт работы учителей и опубликован в виде методических пособий: «География во 2 классе начальной школы», «География в 3 классе начальной школы», «Школьникам о Солнце и звездах: Методическое пособие для проведения факультативных занятий в начальной школе», «Школьникам о природе Земли (литосфера, атмосфера, гидросфера): учебно-методические материалы по организации факультативного курса для учащихся 3 класса», выпущены «Принципы отбора содержания курса начального природоведения. Научные материалы». Разработан курс лекций для студентов по методике преподавания интегрированного курса «Окружающий мир». Написаны учебные пособия для школьников: «Наш любимый край», «Дневник первоклассника. Люби и знай свой край».

Внедрение в педагогическую практику методической системы подготовки студентов позволило сформировать у них систему профессиональных компетенций в области методики обучению интегрированному курсу «Окружающий мир» в начальной школе, имеющих краеведческую направленность.

Достоверность и надежность научных результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций; использованием совокупности методов исследования, адекватных его задачам; доказательностью и логической непротиворечивостью выводов; апробацией полученных данных, их сравнимостью с массовой практикой.

На защиту выносятся:

1. Теоретические основы процесса подготовки студентов к обучению школьников интегрированному курсу «Окружающий мир», которыми выступают подходы: общенаучные (системный, модельный), психолого-педагогические (когнитивный, личностно-ориентированный, деятельностный, развивающий, компетентностный), специальные (геосистемный, региональный, средовой).

2. Концепция методической системы подготовки студентов методике обучению интегрированному курсу «Окружающий мир».

Концепция раскрывается через следующие авторские идеи:

- методическая подготовка студентов должна быть практико-ориентированной и осуществляться в условиях исследовательской среды;

- изучение каждого элемента содержания профессиональной подготовки студентов должно исходить: а) на естественно-научном уровне обучения из анализа процессов развития в природе как процессов формирования естественных систем, в том числе и геосистем; б) на методическом уровне из анализа особенностей развития детского мышления в познавательной деятельности.

3. Система принципов организации и функционирования методической системы обучения студентов:

принцип интеграции, системно объединяющий все компоненты методической системы и ее взаимодействие с окружающей средой; на его основе нами впервые структурировано содержание обучения студентов;

принцип дифференциации, впервые введенный нами как принцип, раскрывающий сущность процесса развития в природе, в том числе и механизм умственного развития школьников;

геоэкологический принцип, авторский, в рамках которого студентами осуществляется естественно-научное познание окружающего мира, как территориально-приуроченного мира ландшафтов, а также раскрывается механизм структуризации содержания школьного курса «Окружающий мир» и регионализации экологического образования на геоэкологической основе;

принцип обучения в условиях окружающей среды, авторский, впервые в целостной форме введенный нами в качестве механизма развития специфических профессиональных компетенций студентов по формированию у школьников «образа мира» (А.Н.Леонтьев);

краеведческий принцип, уточненный нами в контексте понятий «естественно-научная картина мира» и «географическое мышление» и означающий, что процесс освоения студентами методического инструментария должен проходить через его конкретное и специфическое выражение в региональном аспекте;

принцип природосообразности, рассмотренный нами в контексте предмета данного исследования впервые (2004), ориентирующий обучение на подготовку специалистов с широким спектром их индивидуального многообразия; предполагающий также, что развитие понятий должно осуществляться онтогенетически, то есть не посредством введения формального определения, а через формирование.

4. Модель методической системы, представляющей процесс обучения студентов как двухуровневый (естественно-научный и методический) и включает целевой, содержательный, процессуальный и диагностический блоки. Цель подготовки специалистов соотносится с результатом их обучения как системой профессиональных компетенций по развитию мышления младших школьников, формированию у них естественно-научной картины мира в условиях своего края. Достижение результатов профессиональной подготовки обеспечивается реализацией изложенных выше принципов через специфически структурированный содержательный и процессуальный блоки модели на естественно-научном и методическом уровнях.

5. Методическая система, включающая в себя структурные компоненты: цель обучения студентов, двухуровневые (естественно-научный и методический уровни) содержание, методы и средства, организационные формы подготовки специалистов.

Цель обучения студентов ориентирована на осуществление развития младших школьников в процессе формирования у них естественно-научной картины мира.

Содержание подготовки студентов систематизировано и структурировано в пределах естественно-научного и методического уровней.

Методы, формы и средства обучения студентов, объединенные в авторские методики:

- методика использования объектов и процессов окружающего мира в качестве источника информации для студентов, базирующаяся на идее обучения в условиях научно-исследовательской среды через такие методы, как организуемые на краеведческой основе проекты, кейс-стади (case-study), наблюдение, эксперимент, анализ;

- методика исследования экологических ситуаций, характеризующих состояние ландшафтов, направленная на изучение генезиса и функций реальных экологических природно-социальных систем на примерах своего региона; в лекционном курсе это осуществляется при помощи активных дискуссионно-групповых методов обучения в виде проведения проблемных дискуссий, бинарных лекций, лекций «с использованием путеводителей»; в ходе практикума это выполняется путем «восприятия реальных экологических ситуаций»;


загрузка...