Методическая система подготовки будущих учителей начальных классов к обучению школьников курсу «Окружающий мир» (02.11.2009)

Автор: Шептуховский Михаил Васильевич

Анализ вузовских и школьных учебников, научных публикаций, опыта работы педагогов показал, что обучение школьников, как правило, ведется путем овладения ими готовой информацией об окружающем мире, что делает познавательный процесс пассивным. Следовательно, существует противоречие между объективной необходимостью формирования у студентов профессиональных компетенций по осуществлению развивающего, деятельностного подхода к обучению с импликацией в него природно-социальных компонентов окружающего мира в качестве источника информации для школьников и реальной направленностью процесса обучения студентов преимущественно на овладение методическим инструментарием по традиционному классно-урочному обучению.

Вместе с тем, курс «Окружающий мир» обладает широкими возможностями по формированию у школьников экологической культуры, однако подготовка студентов к осуществлению этого процесса, как правило, ограничивается рамками биотической экологии. Между тем, окружающий мир в содержании Государственного стандарта представлен как мир природы, истории, культуры, экономики, населения, поэтому биотической экологии в экологическом образовании становится явно недостаточно, а интегрировать данные компоненты содержания можно лишь на географической (территориальной) основе. Поэтому, второе существенное противоречие – противоречие между необходимостью подготовки студентов к осуществлению изучения интегрированного курса «Окружающий мир» и его экологизации, где системообразующим основанием может быть геоэкологический подход, и недостаточной эффективностью профессионального обучения, обусловленной нерешенностью отмеченных выше проблем интеграции и экологизации.

Указанные противоречия определяют актуальность исследования, а их разрешение обусловило проблему: как изменить подготовку будущих учителей начальных классов с тем, чтобы они могли осуществлять процесс обучения курсу «Окружающий мир» на основе новых способов профессиональной деятельности с активным включением в процесс обучения реального окружающего мира, как источника информации для младших школьников?

Объект исследования – процесс подготовки студентов, будущих учителей начальных классов к обучению младших школьников интегрированному курсу «Окружающий мир».

Предмет исследования – методическая система профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов к обучению младших школьников интегрированному курсу «Окружающий мир».

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании, создании и реализации методической системы подготовки будущих учителей к обучению младших школьников интегрированному курсу «Окружающий мир».

Гипотеза исследования представляет собой предположение о том, что методическая система подготовки студентов вузов к обучению интегрированному курсу «Окружающий мир» будет более эффективной, если ее построить на основе:

- общей теории систем, теории развития, основных теоретических положений геоэкологии с опорой на региональные особенности;

- принципов интеграции, дифференциации, геоэкологического принципа, принципа обучения в условиях окружающей среды, краеведческого, принципа природосообразности;

и реализовать:

- как в рамках основного курса «Естествознание», так и в рамках методики обучения интегрированному курсу «Окружающий мир», а также в условиях природно-социальной и научно-исследовательской среды;

- во всех компонентах образовательной деятельности студентов - целевом, содержательном, процессуальном, диагностическом.

Нами приняты следующие определения понятий. Под эффективностью понимается появление у студентов профессиональных компетенций как некоторых внутренних, потенциальных, сокрытых психологических новообразований: знаний, представлений, программ (алгоритмов) действий, систем ценностей и отношений (И.А.Зимняя), проявляющихся в методической компетентности по формированию у младших школьников естественно-научной картины мира в процессе использования в обучении региональных геосистем и их компонентов в качестве источников информации.

Под методической компетентностью (Н.В.Кузьмина) мы понимаем основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт в области развивающих способов формирования у учащихся естественно-научной картины мира, относящийся к деятельности будущего специалиста.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой определены следующие задачи исследования:

Определить теоретические основания методической системы подготовки будущих учителей к обучению интегрированному курсу «Окружающий мир», показывающие необходимость и возможность формирования у студентов профессиональных компетенций по специфическому обучению младших школьников, базирующемуся на использовании в нем реальных экологических природно-социальных систем (геосистем) регионального уровня.

Разработать концепцию методической системы профессиональной подготовки будущего учителя к формированию у школьников естественно-научной картины мира в процессе изучения интегрированного курса «Окружающий мир».

Разработать модель методической системы подготовки будущих учителей на основе интеграции процессов естественно-научного и методического обучения и с учетом особенностей проявления в изучаемой методике базовых положений общей теории систем, теории развития, основных теоретических положений геоэкологии.

Разработать и апробировать методическую систему профессиональной подготовки учителя начальных классов к обучению курсу «Окружающий мир». Выполнение этой задачи связано с конкретизацией концепции в обновленном содержании обучения студентов, с анализом методического инструментария (содержания школьного курса, методов, форм, средств обучения) с точки зрения его целесообразности, определенной Государственным стандартом начального образования.

Разработать научно-методическое обеспечение по внедрению методической системы в процесс профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов с предложением соответствующих рекомендаций.

Провести педагогический эксперимент, подтверждающий эффективность разработанной методической системы профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы к компетентностному осуществлению ими процесса формирования естественно-научной картины мира у младших школьников.

Методологическая основа исследования: методология педагогики как система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества исследовательской работы (в том числе: теория развития систем в применении к исследованию педагогической действительности, теории научения, деятельностный подход, когнитивный подход, структурно-интегративная методология в исследовании процесса развития интеллекта, принцип дифференциации, теория обучения естествознанию).

Теоретические основы исследования составляют:

Исследования в области теории развития, структуры и функционирования систем (И.Р.Пригожин, И.Стенгерс, В.А.Энгельгардт, Г.П.Щедровицкий, Н.Н.Моисеев, А.К.Айламазян, А.А.Аруцев, Б.В.Ермолаев, И.О.Кутателадзе, М.С.Слуцкий, В.С.Степин и др.). Работы в области применения теории систем в гуманитарном образовании (В.Г.Буданов, В.Г.Виненко, В.В.Гузеев, Э.Н.Гусинский, Ф.Ф.Королев и др.). Философское исследование понятия «модель» и «моделирование» в теории познания (А.Дахин, М.С.Бурцев, и др.).

Исследования в области когнитивной психологии (психологии познавательных процессов). Это направление представлено в трудах Дж.Брунера, Ж.Пиаже, Л.М.Веккера, М.А.Холодной, Р.Солсо, М.Е.Бершадского и др. Исследования в области психологии умственного развития в рамках принципа дифференциации (Вл.С.Соловьев, Н.О.Лосский, А.А.Богданов, Н.Н.Ланге, С.Л.Рубинштейн, И.М.Сеченов, Н.И.Чуприкова, М.А.Холодная, О.К.Тихомиров, А.В.Брушлинский, С.Л.Рубинштейн, Н.Н.Данилова и др.).

Исследования в области инновационного обучения (А.В.Хуторской, Л.В.Занков, М.В.Зверева, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, Г.К.Селевко, В.А.Сухомлинский и др.). В области методики изучения окружающего мира данное направление разрабатывали Н.Ф.Виноградова, О.Т.Поглазова, Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварева, Н.Я.Дмитриева, И.П.Товпинец, А.А.Плешаков, А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан, Н.В.Иванова.

Методические труды классиков естественно-научного образования (Я.А.Коменский, В.Ф.Зуев, А.Н.Бекетов, А.Любен, А.Я.Герд, Д.Н.Кайгородов, В.В.Пололовцов, Б.Е.Райков, В.П.Вахтеров, И.И.Полянский, Н.М.Верзилин и др.).

Теоретические взгляды методистов, реализовавшие схемы подготовки специалистов данного профиля через учебники по методике обучения природоведению/естествознанию (Г.Н.Аквилева, Н.Ф.Виноградова, В.П.Горощенко, Е.В.Григорьева, З.А.Клепинина, Е.Ф.Козина, В.И.Кузнецова, А.В.Миронов, В.М.Пакулова, И.А.Степанов, Е.Н.Степанян), а также большая группа современных методистов, авторов учебно-методических комплектов и методических рекомендаций по их реализации. Работы в области реализации концепции «логики природы» в образовании (В.Ильченко, К.Гуз).

Исследования в области включения в образование педагогического потенциала окружающей среды (А.Н.Алексеев, Г.А.Дружинина, В.Н.Дикий, А.Т.Куракин, Л.И.Новикова, В.Д.Семенов, В.А.Сухомлинский и др.).

Работы в области процесса обучения в высшей школе (Н.В.Кузьмина А.В.Миронов, М.И.Моро, А.М.Пышкало, В.А.Сластенин, А.М.Новиков, Г.И.Саранцев и др.), в том числе работы, в области компетентностного подхода к профессиональной подготовке (И.А.Зимняя, Н.В.Кузьмина, Дж.Равен, Н.Хомский, В.Хутмахер, А.В.Хуторской и др.).

Работы в области геоэкологии и геоэкологического образования: Э.Б.Алаев, В.И.Вернадский, А. Н. Воробьев, В. П. Голов, В.П.Максаковский, А.Г.Емельянов, И.А.Карлович, Е.Ю.Колбовский, Б.И.Кочуров, В.Б.Поздеев, и др.

Работы в области экологического образования и его регионализации (Н.Ф.Винокурова, А.Н.Захлебный, И.Д.Зверев, Е.Ю.Колбовский, А.А.Плешаков, И.Т.Суравегина, М.А.Якунчев и др.).

Для исследования проблемы и решения поставленных задач были использованы следующие теоретические и эмпирические методы: анализ философской, естественно-научной, психолого-педагогической литературы; анализ педагогического опыта; анализ образовательных стандартов и других нормативных документов, моделирование, системно-структурный анализ, анализ результатов деятельности студентов, анкетирование, наблюдение, тестирование, статистические методы обработки экспериментальных данных.

Организация и этапы исследования. В соответствии с поставленными задачами исследование проводилось в три этапа.

1-й этап (1990 - 2000 гг.) включал анализ состояния проблемы естественно-научной и методической подготовки студентов в вузе и выявление резервов повышения эффективности образовательного процесса. Проводилось теоретико-методологическое исследование учебной и научной литературы в области философии, теории систем, моделирования, психологии развития, педагогики, теории и методики преподавания начального естествознания, развития мышления младших школьников, геоэкологии и др. Была обоснована актуальность выбранной темы, сформулирована гипотеза исследования, определены его цели и задачи.

2-й этап (2000 - 2003 гг.) включал разработку концепции методической системы подготовки студентов вузов к обучению курсу «Естествознание» («Окружающий мир») в начальной школе (формирующий этап эксперимента). На основе концепции создана модель в контексте интеграции общей теории систем, теории развития, основных теоретических положений геоэкологии в логике разворачивания спектра методических категорий. Обоснованы ее позитивные характеристики на основе системно-структурного анализа. Создана методическая система подготовки учителей к обучению школьников интегрированному курсу «Окружающий мир» с целью формирования у них естественно-научной картины мира в процессе познавательной деятельности, организованной в условиях своего региона, разработаны критерии оценки ее эффективности.

3-й этап (2004 - 2009 гг.) связан с внедрением методической системы подготовки учителей в практику образования и дальнейшим ее совершенствованием. В условиях внедрения проводилась оценка методической системы на основе анализа экспериментальных данных на завершающем этапе эксперимента. Осуществлялась работа над оформлением диссертации. Результаты исследования апробировались на международных, всероссийских и региональных научных конференциях и семинарах, в центральной педагогической печати.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Осуществлено комплексное психолого-педагогическое исследование процесса подготовки студентов к обучению школьников курсу «Окружающий мир», основанное на интеграции достижений в области теории развития систем в ее приложении к образованию, когнитивной психологии, теории и методики обучения естествознанию и основных положений геоэкологии. Результаты исследования обосновывают механизм формирования у будущих учителей компетенций по осуществлению личностно-ориентированного развивающего обучения младших школьников в условиях активного включении в процесс их познавательной деятельности геосистем регионального уровня, в частности ландшафтов.

Доказано, что ведущее понятие «окружающий мир», являющееся исходным компонентом естественно-научной картины мира, необходимо при обучении школьников раскрывать в основном в геоэкологическом аспекте и в контексте развития их географического мышления, так как это обеспечивает интеграцию компонентов содержания (природы, истории, культуры, картин труда и быта населения) и создает дополнительные возможности их экологизации.


загрузка...