Теория и практика функционирования систем здравоохранения в условиях глобализации (на примере туберкулеза) (02.11.2009)

Автор: Матинян Норик Сиреканович

Моделируя возможные последствия миграции врачей из фтизиатрической службы, мы разделили возможные результаты на два типа: положительные и отрицательные, и рассмотрели их с позиций врача и эффективности работы службы.

Положительными моментами для врачей при миграционных процессах являются:

– возможность профессионального и карьерного роста;

– возможность совмещения и, как следствие, увеличение размеров заработной платы;

– востребованность, что защищает специалиста от сокращения.

Отрицательными моментами оттока кадров являются:

– ограничение возможности обучения вне рабочего места прежде всего с ограничением возможности кадровых замен на период отсутствия медицинского персонала;

– ухудшение условий труда с ростом нагрузки на врача и медицинскую сестру;

– возрастающая занятость и возрастающие требования со стороны администрации на дополнительное время работы;

– низкое качество работы.

Создается ситуация, при которой формируется замкнутый круг: невозможность качественной работы из-за возрастания нагрузки и невозможности повышения своего уровня знаний.

Длительный дефицит кадров приводит к неуправляемости системы оказания помощи больным туберкулезом, снижению уровня ответственности и ухудшению показателей работы (снижению внимания к деятельности общей лечебной сети по выявлению больных туберкулезом, снижению эффективности лечения, росту рецидивов, росту туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью МБТ, росту заболеваемости контактов и т.д.). Более того, снижение показателей работы службы приведет к росту числа впервые выявленных больных, больных с хроническими формами туберкулеза, лиц, нуждающихся в динамическом наблюдении, что еще более усугубит работу противотуберкулезных учреждений.

Проанализировав все вышеизложенное, на основе полученных результатов анализа кадрового обеспечения противотуберкулезной службы предложен перечень необходимых действий для преодоления кадрового кризиса, как обязательного компонента комплексного плана противотуберкулезных мероприятий на территории Российской Федерации на 2009–2020 годы.

1. Глобализация – качественно новая ступень развития процесса интеграции различных аспектов общественной жизни, приводящая к тому, что мировое сообщество постепенно превращается в целостный общественный организм. Экономические процессы составляют основу глобализации всех общественных процессов, влияя на социальную политику трояким образом: порождая более жесткую конкуренцию между государствами; поднимая вопросы социальной сферы и социальной политики на наднациональный уровень; формулируя принципы и стандарты, определяющие контуры национальных социальных политик.

2. Требования повышения конкурентоспособности социальных институтов, в том числе здравоохранения в условиях глобализации вызывают противоречивые требования, с одной стороны – обеспечение справедливого доступа к системам здравоохранения при высоком качестве медицинских услуг, как фактор инвестиций в человеческий капитал, с другой – сокращение расходов. Выбор социальной или экономической составляющей конкурентоспособности, в значительной мере определяющийся моделью здравоохранения и национальными традициями, определил различные направления и сущность реформ в странах, даже там, где интеграционные процессы идут наиболее интенсивно.

3. Проблемы интеграции российского здравоохранения в глобальные процессы, в первую очередь, связаны с отсутствием реальных условий реализации медицинской деятельности в конкурентной среде. Кроме того, для стран с переходной экономикой существуют особые условия вхождения в глобальное сообщество, означающие следование стандартам и правилам, выработанным в передовых обществах. Вместе с тем, прямые заимствования не приемлемы, а выработка собственных институтов и механизмов сопряжена с радикальными преобразованиями экономики и общества, отвечающими вызовам времени, но в тоже время учитывающими исторические традиции, социо-культурную и социально-экономическую специфику каждой страны.

4. Для адаптации к современным глобальным условиям ключевыми элементами политики в сфере здравоохранения России становятся: возрастание роли профилактических мероприятий по сравнению с лечебными, в том числе пропаганды здорового образа жизни; принятие современных методик лечения и эффективного управления учреждений здравоохранения; внедрение устойчивых, в финансовом отношении, систем медицинского страхования; создание общих условий и выработка политики по развитию конкурентоспособной фармацевтической промышленности; совершенствование административного управления и финансирования учреждений здравоохранения на всех уровнях власти.

5. Уточнены основные предикторы, определяющие туберкулез в качестве глобальной проблемы здравоохранения, к которым относятся, помимо факторов, определяющих рост и распространение туберкулеза в мире (неравномерность социально-экономического развития регионов мира и миграционные процессы, порожденные этой неравномерностью), факторы, формирующие условия успешной борьбы с инфекцией (развитие наднациональных структур, разработка международных стратегий, экспорт медицинских и организационных технологий).

6. На глобальную эпидемиологическую ситуацию по туберкулезу оказала свое влияние эпидемия ВИЧ-инфекции. За 2004-2006 годы заболеваемость туберкулезом, сочетанным с ВИЧ-инфекцией, выросла с 0,53 на 100 тысяч населения до 28,8 на 100 тысяч населения, при увеличении охвата тестированием на ВИЧ-инфекцию больных туберкулезом в 5,5 раз. Эпидемии туберкулеза могут приобретать взрывной характер в тех районах мира, где ВИЧ-инфекция стала эндемичной. Однако нарастание заболеваемости туберкулезом будет гораздо более ограниченным в странах с эффективно действующей противотуберкулезной службой, хотя это и требует значительно больших усилий, экономических и кадровых затрат.

7. Во многих странах мира до настоящего времени остается неизвестной степень лекарственной устойчивости микобактерий туберкулеза. Из 212 стран мира не имеют лабораторий для проведения культуральных исследований 68 стран мира, 80 стран мира не проводят тесты на лекарственную чувствительность микобактерий туберкулеза, за 2006 и 2007 годы 104 страны не поставили ни одного теста на лекарственную чувствительность у впервые выявленных больных, в связи с чем, лечение больных оказывается не адекватным. При реформировании системы здравоохранения, повышения качества лабораторной диагностики и полноты обследования на лекарственную чувствительность микобактерий туберкулеза абсолютное число больных ТБ с МЛУ будет увеличиваться. Доля же больных с МЛУ, среди обследованных, тоже будет меняться в сторону увеличения. Если на конец 2008 года в Российской Федерации было зарегистрировано 26448 больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя, что составило 18,6 на 100 тысяч населения, то при сохранении нынешних тенденций прироста числа данной категории больных (8,0% в год) к концу 2012 года в Российской Федерации будет зарегистрировано более 35,5 тысяч больных туберкулезом с МЛУ МБТ.

8. В настоящий момент во многих странах мира отмечается ограниченная эффективность национальных программ борьбы с туберкулезом, когда при излечении лекарственно чувствительных форм туберкулеза происходит процесс накопления в контингентах больных, выделяющих лекарственно-устойчивые штаммы микобактерий туберкулеза. Наличие таких больных поддерживает процесс заражения лекарственно-устойчивыми штаммами МБТ в популяции.

9.Наростание эпидемической напряженности по туберкулезу в мировом масштабе в девяностые годы XX столетия продиктовало необходимость выработки глобальной стратегии борьбы с туберкулезом. Разработанные единые международные принципы противотуберкулезных мероприятий для всех стран нашли отражение в принятых ВОЗ документах и проектах: ДОТС-стратегии и стратегии «Остановить туберкулез», «Берлинской декларации по туберкулезу», «Декларации Пекинского форума по борьбе с туберкулезом с МЛУ», резолюциях ВАЗ и европейского региона. Поддерживая основополагающие международные принципы организации противотуберкулезных мероприятий: политическую приверженность в странах в борьбе с туберкулезом, достаточное финансовое обеспечение противотуберкулезной службы в системе общественного здравоохранения, межсекторальный подход к организации лечебно-профилактической помощи, Российская Федерация имеет большой опыт и сформированную систему борьбы с туберкулезом, основанную на результатах многолетних научных исследований. Не все принципы и компоненты глобальной стратегии борьбы с туберкулезом (ДОТС) и новой стратегии «Остановить туберкулез» применимы для нашей страны. Разработка национальной стратегии борьбы с туберкулезом в России должна базироваться на обоснованных проблемах и приоритетах в организации противотуберкулезной помощи населению и быть направлена на снижение предотвратимых потерь.

10. Научно-обоснованные предложения в стратегию борьбы с туберкулезом в России включают:

- совершенствование системы организации лечебно-профилактических мероприятий с учетом потребности населения в оказании противотуберкулезной помощи, в том числе в отдельных социальных, профессиональных и возрастных группах;

- совершенствование технологий диагностики и лечения туберкулеза;

- проведение научных исследований и использование их результатов в изучении потребностей населения в противотуберкулезной медицинской помощи и профилактики с учетом факторов риска, оказывающих негативное влияние на здоровье населения;

- разработка и реализация комплекса профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий, включая мероприятия в группах риска;

- повышение уровня санитарного образования населения в вопросах профилактики туберкулеза и формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни;

- совершенствование методов повышения квалификации медицинского и иного персонала противотуберкулезных учреждений;

- совершенствование системы мониторинга туберкулеза и эпидемиологического прогнозирования.

Это позволит в дальнейшем развить систему межсекторального взаимодействия, как основы системного подхода к организации борьбы с туберкулезом в России.

Практические рекомендации

Для придания глобализации в сфере здравоохранения справедливого характера, необходимо делать упор на ее социальных аспектах, учитывать чисто социальные цели в процессе разработки макроэкономической политики и национальной концепции развития здравоохранения до 2020 года.

Национальные методы управления в сфере здравоохранения нуждаются в усовершенствовании во всех государствах, при этом в одних странах они должны претерпеть более радикальные изменения, чем в других. Задачи государства в данной сфере в условиях глобализации должны быть связаны с: достижением эффективного управления, гарантий социальной защиты, расширением всеобщего доступа к медицинским услугам; содействием развитию местных сообществ посредством передачи им власти и ресурсов, расширения и укрепления местного экономического потенциала.

Опыт преобразования в сфере здравоохранения развитых стран требует адаптации и корректировки механизмов реформирования к местным условиям Российской Федерации. Значительную роль в обмене опытом преобразований в области здравоохранения может играть взаимодействие с международными институтами.

Обязательным процессом в сфере здравоохранения должна стать реализация межстрановых проектов, выходящих за рамки только здравоохранения как отрасли социальной сферы, на основе происходящего процесса интеграции научных знаний, развития инновационного потенциала, совместных разработок нескольких отраслей.

В современных эпидемиологических и экономических условиях рекомендуется использовать предлагаемый комплексный план при формировании мероприятий национального проекта «Здоровье», направление «Туберкулез» как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Использовать компоненты национальной стратегии борьбы с туберкулезом при разработке технических предложений и заданий федеральных целевых и международных проектов и программ, включая заявку Российской Федерации для Глобального Фонда по борьбе с ВИЧ/СПИДом, туберкулезом и малярией в рамках реализации 9 раунда.

Список работ по теме диссертации

Матинян Н.С. Методика адаптации федеральных нормативов к территориям с учетом социально-экономических, демографических, градостроительных, климатогеографических особенностей и заболеваемости населения. Методические рекомендации № 2000/245. / В.И. Стародубов, А.Ю. Михайлов, Н.С. Матинян, Ю.А. Коротков, Н.А. Шибков, И.Н. Веселкова, А.А. Калининская, Н.Г. Гвоздь, Т.Г. Колесник, И.Л. Андреева, И.И. Вареников, О.Г. Соловьева, Е.Г. Колобухова, Г.М. Вялкова // Москва, 2000. – 47с.


загрузка...