Культурный потенциал как социально-экономический ресурс национального хозяйства (02.11.2009)

Автор: Луховская Ольга Константиновна

Элементы культурного наследия и производственные ресурсы, используемые в целях достижения экономического эффекта в художественной деятельности, определяются как факторы производства сферы культуры и искусства (ФП1 и ФП2 – соответственно). Речь идет об экономическом потенциале сферы культуры и искусства, где каждый элемент рассматривается как экономический объект. Структура экономического потенциала представлена на рисунке 2.

В-третьих, сформирована экономико-организационная структура культуры.

Экономическая структура культуры связана, прежде всего, со спецификой социально-экономических отношений, возникающих в творческопроизводственных процессах:

во-первых, в самодеятельном искусстве – воплощении духовных ценностей в базовые образы, являющиеся идейной основой художественного производства произведений искусства;

во-вторых, в латентной деятельности, обеспечивающей удовлетворение творческих потребностей «в самой деятельности» – воспроизводстве базовых образов новыми художественными формами в интерпретируемых продуктах;

в-третьих, в реализации результатов первого и второго – целенаправленном процессе, не создающем продукт как таковой, а лишь имитирующем его демонстрацию, осуществляющем прокат созданных ранее продуктов, в котором участвует и производитель, и потребитель, обеспечивая непосредственное удовлетворение культурно-экономических потребностей общества в форме услуг.

Как правило, экономико-организационная структура сферы культуры включает две составляющие, а именно исполнительскую деятельность и культурно-просветительскую работу, которые обеспечиваются субъектами, занятыми в сфере «культуры и досуга».

С точки зрения экономических отношений данная структура дополняется элементом, содержащим в себе традиционную народную культуру (ТНК) как самостоятельную экономическую деятельность.

Данная структура может выступать условием их классификации по видам экономической деятельности как в области удовлетворения потребностей «в самой деятельности», так и в области исполнительских (культурных) товаров и услуг. Технологии являются условием сегментации потребителей на группы: потребители – производители (латентные отношения) и потребители – покупатели (рыночные отношения)

Определены виды экономической деятельности в сфере культуры и искусства:

– производство художественного продукта, например, различной жанровой направленности: хореографической, хоровой, музыкальной, театральной, фольклорной, декоративно-прикладной, изобразительной;

– организация досуга, например, культурно-массовых мероприятий, самодеятельности и др. видов стационарной или передвижной деятельности (выставок, экспозиций и т. п.);

– самодеятельное творчество, например, создании, воспроизводстве нематериальных культурных ресурсов и организации творческих процессов в самодеятельном искусстве во всех его проявлениях, таких как фольклор, обычаи и обряды, художественные и народные промыслы и ремесла и т. п.;

– исполнительское искусство – демонстрации и прокате художественных продуктов, например, профессиональной имитации созданных ранее или новых художественных форм, самодеятельном исполнении художественных произведений: коллективно или в одиночку;

– обслуживание в сфере культурного просвещения: сохранения, распространения культурных ценностей, например организации музейного, библиотечного и архивного дела и т. п.;

– эстетическое воспитание и художественное образование (которые в науке рассматриваются как самостоятельные виды деятельности, приобретающие в обществе институциональный характер);

– иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.

Данная структура представлена в таблице 1.

Таблица 1

Экономико-организационная структура культуры

Уровни Характеристика уровней

Первый уровень

«С-культура» Включает вид трудовой деятельности как области творческой самореализации человека в условиях сложившихся традиций национально-самобытной культуры того или иного народа. Это область самодеятельного творчества народа и отдельных авторов, создающих произведения искусства. Это область формирования ресурсно-экономического потенциала всей культуры и культурно-экономического наследия народов. Структура «С-культуры» включает такие виды деятельности, основанные на художественно-образном воспроизведении человеком действительности,

как: «Н-искусство» (народное (самодеятельное) искусство) и

«А-искусство» (авторское искусство)

Второй уровень

«Л-культура» Это виды художественной деятельности основанные на инновативных, креативных технологиях воспроизводства культурного потенциала. Представляет сферу латентного функционирования искусства, скрытого от зрительской аудитории производства, «искусства для искусства», постановочной деятельности, интеллектуальной и художественной интерпретации созданных на том или ином этапе истории художественных произведений искусств. Это деятельность, в которой заняты специалисты: режиссеры, продюсеры, сценаристы, балетмейстеры, дирижеры, хормейстеры и другие творческие индивидуумы – постановщики. Структура «Л-культуры» включает: «М-искусство» (массовое, народное искусство) и «Э-искусство» (элитарное, эстетическое, индивидуальное искусство).

Третий уровень

«А-культура» Это область активного функционирования человеческого капитала – творческой его составляющей в области живого исполнительства, реализации произведений художественной самодеятельности, освоения/познания художественных произведений. Структура «А-культуры» включает такие виды как: «Д-культура» (досуговая, просветительская, любительская, культурно-массовая деятельность) и «И-искусство» (исполнительские жанры творчества, эстетическое, профессиональное исполнительское искусство), представляющее собой вид «имитационной» деятельности или деятельности в сфере предоставления услуг

В-четвертых, установлены причины процессов деструктуризации экономической системы культуры и рассмотрены формы их проявления.

В экономике традиционной народной культуры (ТНК), развиваемой в большей степени домохозяйствами и местными сообществами, формируется отечественный производитель и потребитель. Производитель обеспечивает сохранение и развитие уникального вида экономической деятельности, а именно – художественной деятельности, создающий культурный продукт как экономический ресурс, а потребитель – обеспечивает максимальный спрос на данный культурный продукт в области самодеятельного и профессионального искусства. Нарушение данных положений в системе культуры и искусства, игнорирование принципов ее формирования в качестве самостоятельной сферы современной экономики приводит к разрушению уникальной природы культуры как естественной системы, к ее деструктуризации как экономической системы.

В результате анализа функционирования экономической сферы культуры и искусства в рыночных условиях установлены причины процессов деструктуризации и формы их проявления, представленные в таблице 2:

Таблица 2

Причины процессов деструктуризации и формы их проявления

Причины

процессов деструктуризации Формы проявления

1. Смена форм собственности Существенная экономическая доля материально-технической базы культурно-досуговых учреждений, по сути являющейся государственной. В этой связи население было существенно ограничено в возможности организованно участвовать как в производстве художественных продуктов, так и в их потреблении

2. Политика

федерального

протекционизма Проводимая государством политика наступательного протекционизма позволяла в первую очередь брать под защиту объекты культуры федерального значения, сохранять их в качестве национального достояния страны. В отношении муниципальных учреждений культуры государство вело политику «избирательного» протекционизма. В результате региональные учреждения культуры средних и малых форм, основная доля которых была сформирована производственным комплексом страны, оказались аутсайдерами


загрузка...