Экологическая картина мира в культуре современного информационного общества (02.11.2009)

Автор: Колосова Ольга Юрьевна

Антисциентическая ориентация философских позиций Ф. Ницше, В. Дильтея содействовала формированию методологии социокультурных наук. Философская антропология, предметом которой является сам человек и его способности - одно из важных направлений изучения проблемы человека в научной картине мира (К. Леви-Строс, Х.Ортега-и-Гассет, П. Тейяр де Шарден, М. Шелер). Проблема техногенеза выступает предметом глубокого анализа в работах К. Ясперса, М. Хайдеггера, Н. Я. Бердяева, В. Вернадского, К.Э. Циолковского, Н.Ф. Федорова и многих других. Анализу перспектив и методологии прогнозирования государственного и цивилизационного развития адресованы работы И. В. Бестужева-Лады, З. Бжезинского, Б.Н. Бессонова, В.Л. Иноземцева, Э. Тоффлера, Ф. Фукуямы. Проблемы глобалистики рассматриваются в трудах А. Б. Вебера, М. Г. Делягина, М. Кастельса, А. Н. Чумакова и др.

Краткий анализ степени научной разработанности проблемы позволяет сделать следующие заключения: несмотря на то, что существует довольно много публикаций по данным вопросам, пока нет концептуальной модели создания экологической картины мира; методологические подходы к изучению вопроса интеграции экологического знания в экологическую картину мира исключительно в пределах механистического, сциентистского и натуралистического направлений являются сегодня уже недостаточными, поскольку не решают всего комплекса проблем многогранного системно-структурного взаимодействия. Многие проведенные исследования осуществлены в рамках онтологии, гносеологии и философии науки, почти нет работ, в которых проводится комплексный философский анализ экологической картины мира с точки зрения философии культуры и в контексте будущности современной цивилизации. Такое проблемное поле крайне сложно и многоаспектно, в нем достаточно много спорных вопросов. Вместе с тем современное социокультурное, научное и техническое развитие определяет новые философские задачи и границы исследования. На анализ этих и других проблем направлено данное диссертационное исследование.

Объектом исследования является экологическая картина мира как феномен культуры.

Предметом исследования является социокультурная интерпретация экологической картины мира в процессе становления информационного общества.

Целью диссертационного исследования является анализ формирования экологической картины мира в культуре информационного общества, раскрытие механизмов развития соответствующих ей ценностных ориентаций, культурных образцов и социальных установок.

Для осуществления поставленной цели в диссертации предлагается решение следующих задач:

исследовать генезис экологических концепций в опыте философской рефлексии;

выявить методологическую базу исследования экологической картины мира в культуре современного общества, привести обоснования целесообразности и эвристической ценности синергетического, социально-синергетического подхода и теории систем в применении к исследуемой теме;

показать значение экологической картины мира в общих процессах интеграции знания;

определить роль постнеклассических идей в формировании экологической картины мира и выявить их воздействие на изменение научного миропонимания современного человека;

показать значение экологического сознания и мировоззрения человека в создании экологической картины мира;

определить роль экологической информации и ее взаимосвязь с экологическим знанием в становлении научной картины мира современного глобализирующегося общества;

выявить духовные предпосылки решения глобальных экологических проблем, необходимые трансформации в сознании, системе ценностей, идеалах современного человека;

раскрыть антропологическое содержание экологической картины мира;

уточнить понятие экологического императива как одного из основополагающих компонентов современной культуры;

рассмотреть процессы формирования ценностных ориентаций и социальных установок, определяемых парадигмами экологического сознания и экогуманизма;

раскрыть особенности духовно-экологической детерминации современного цивилизационного развития;

показать значение формирования глобального информационного пространства в углублении процессов информационной, экономической и экологической интеграции стран и народов.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составили произведения классиков мировой и отечественной философской мысли, а также труды современных ученых, занимающихся изучением проблем познания, интеграции современного знания, социально-экологических, глобальных проблем. Это позволило осуществить исследование избранной темы с учетом имеющихся в различных областях научного знания теорий и концепций.

Методологическую и теоретическую основу диссертации представляет социокультурный подход к анализу духовных процессов и явлений, одним из немаловажных положений которого выступает признание экологической картины мира частью всеобщей культурной ценности современного общества. Системный подход позволяет рассмотреть объект как целостную систему с точки зрения его структуры, компонентов, функций и целей. Существенную значимость в решении поставленной задачи имеет историко-логический подход, дающий возможность наблюдать динамику трансформирования взаимосвязей и отношений в системе «человек – природа – общество». Ноосферный и экологический подходы выявляют качественно новый тип взаимоотношений человека и природы в их соразвитии, предполагают использование человеческим обществом осознанной рациональной стратегии взаимодействия с природными экосистемами. При рассмотрении некоторых вопросов использовались методы социальной экологии, экологии человека, культурологии.

Научная новизна диссертационного исследования:

– на основе сопоставительного анализа современных теорий и концепций дано понятие экологической картины мира как целостной системы знания, определяющей в методологическом аспекте стиль экологического мышления, идеологию, программу и стратегию в сфере организации и управления взаимоотношений человека и природных систем;

– выявлена эвристическая значимость общей теории самоорганизации, социальной синергетики, теории развивающихся систем как наиболее оптимальных при исследовании вопроса интеграции экологического знания в экологическую картину мира;

– показано значение экологической картины мира в общих процессах интеграции знания;

– выявлена особенность постнеклассической рациональности в формировании экологической картины мира в рамках развития современной культуры, которая связана и с нелинейными неравновесными процессами в открытых системах, и с динамикой социокультурной действительности;

– обосновано, что для выхода из глобального экологического кризиса, в первую очередь, необходимо совершенствовать систему ценностей человека так, чтобы нормы его жизнедеятельности в разных сферах были обусловлены установками экологического сознания;

– сделан вывод о возрастании значения экологической информации и экологического знания как гносеологического компонента экологической картины мира и обоснована ее координирующая роль в решении глобальных проблем современности;

– определено то, что место человека в современной научной картине мира обусловлено не только естественнонаучным осмыслением природы, а заключает в себе социокультурные аспекты и философские мировоззренческие идеи;

– установлена зависимость реализации экологического императива от меры понимания человечеством общественного и исторического значения экологобезопасного развития, необходимости учитывать при практическом освоении природы интересы и потребности не только сегодняшних, но и будущих поколений;

– рассмотрена специфика экологической культуры, выявлена ее духовно–нравственная основа и показана роль экологической культуры в оптимизации отношений в системе «человек – природа»;

– показано, что корни кризиса современной цивилизации лежат в сфере кризиса духовности человека, доказан тезис о том, что духовность становится фактором выживания человечества;

– установлена взаимозависимость между тенденциями мирового развития и существующим способом организации национальной стратегии в экологической сфере в современном обществе.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Экологическая картина мира синтезирует экологически позитивные тенденции в едином культурном пространстве современного общества, способствует универсализации общежизненных ценностей, обобщению знаний об эволюции планеты как единого космического, геологического, биогенного и антропогенного процесса. Формирование новой мировоззренческой парадигмы на основе нравственного и экологического императивов обеспечивает гармоничное развитие планетарной, глобально-цивилизационной культуры.

2. В условиях повышенного риска и неопределенности в развитии современного глобализирующегося общества актуально рассмотрение экологической картины мира через призму постнеклассичекой науки, центральным ядром которой является общая теория самоорганизации (синергетика), социальная синергетика, а также теория развивающихся систем как интегральная концепция современной теории познания.

3. Экологический синтез знаний позволяет осмыслить механизм интеграции знания, а также способствует созданию новой универсальной научной картины мира и формированию адекватного современному цивилизационному развитию философского мировоззрения.

4. Анализ современной ситуации в мире, глобализация и информатизация социокультурных процессов, гуманизация, экологизация, стремление к преодолению глобального кризиса приводит к осознанию согласованности, взаимозависимости и взаимосвязи всего сущего, что в совокупности с резко нарастающим стремлением к смешению и объединению различных элементов общественных отношений выявляет тенденции к интеграции и становлению целостной социокультурной системы.

5. Формирование экологического сознания в настоящее время представляется закономерным процессом эволюции общественного сознания, определяемого не только логикой его саморазвития, но и экстремальными реалиями современности. Экологическое сознание отражает современную экологическую обстановку и имеет определяющее значение в ее преодолении, способствует утверждению экологического императива во взаимоотношениях человека с природой и обществом на пути его поступательного стабильного развития, несет особую мировоззренческую и методологическую нагрузку, является основой формирования экологической картины мира.

6. В современном глобализирующемся обществе возрастает роль экологической информации и экологического знания как важного гносеологического компонента в формировании экологической картины мира, которая расширяет, синтезирует знание о взаимодействии природы и общества на всех уровнях, от личностного до глобального, помогает формировать общее миропонимание, вырабатывать и принимать коллективные решения, направленные на преодоление экологического кризиса, выполняя тем самым координирующую роль. Современные технологии придают экологической информации планетарный характер.

7. Причины экологического кризиса не сводимы только к политическим, экономическим, техническим аспектам, а состоят в самой сущности человека, имеют основания в глубинных ценностях, которым следует современное человечество.


загрузка...