Совершенствование образовательного процесса в современном вузе (02.11.2009)

Автор: Игнатьева Елена Юрьевна

Рис.2. Приобретенные способности студентов к действиям с информацией

Реализация системно-синергетического управления образовательным процессом позволила студентам СФ РГУИТП сформировать навыки самоуправления (рис.4) и способность к адаптации через самоизменение.

Рис.3. Изменение соотношения компонентов в структуре модулей

Эксперты (внутренние – сотрудники аппарата управления вузами и внешние – члены аккредитационных комиссий) оценили уровень развития образовательного процесса на старших курсах в вузе как «активное управление»».

Рис.4 Сформированность самоуправления студентов (составление и выполнение индивидуального плана)

В основу формирования информационно-персонифицированной концепции образовательного процесса современного вуза нами были положены ведущие идеи теории менеджмента знаний – нового научно-практического направления в развитии управленческой мысли, которое мы рассматриваем как перспективное направление для развития образовательного процесса вуза. Исследование и применение идей теории менеджмента знаний уже вышло за границы технического знания, где первоначально она возникла (разработка средств передачи информации, информационные технологии, программирование, искусственный интеллект), активно развивается в области менеджмента организаций, пока робко, но все-таки начинается осмысливаться и в областях гуманитарного знания (библиотековедение, документоведение, социология, журналистика, культурология, психология и др.). Появляются отдельные работы по исследованию возможности применения идей теории и в образовании.

На основе проведенного теоретического анализа источников по проблеме менеджмента знаний (Ю. Адлер, Т. Андрусенко, Е.А. Балашов, Т. Гаврилова, Д. Гарвин, А.Л. Гапоненко, Г.Я Голдштейн, Л. Григорьев, П. Друкер, М.А. Женчур, Н.В. Казакова, К. Коллинсон, А. Крымская, Д.С. Марьясин, Б.З Мильнер, Дж. Парселл, М.И. Румезен, К.-Э. Свейби и др.) установлена неоднозначность в понимании ее сущности и понятийного аппарата. Так, сущность менеджмента знаний понимается как: управление интеллектуальным капиталом (Е.А. Балашов); систематический процесс идентификации, использования и передачи информации и знания, которые люди могут создавать, совершенствовать и применять (А.Л. Гапоненко); гибридная дисциплина, включающая области обучения и организационного развития, управления человеческими ресурсами и информационные технологии (К. Коллисон, Дж. Праселл) и др.

В рамках проведенного исследования менеджмент знаний рассматривался как научная теория, которая находится в самом начале своего становления и потому требует тщательного анализа практической деятельности в этом направлении для ее теоретического обоснования.

Менеджмент знаний – научная теория, интегрирующая в себе различные теоретические аспекты, связанные со знанием: знание – как междисциплинарный феномен (явное и скрытое знание, субъективное и объективное знание, типы, виды знания, инновации, основанные на знаниях, и т.д.); процессы порождение знания и обучения; жизненный цикл знания (генерация, распространение, хранение, адаптация, коммерциализация); измерение знания, технико-технологическая поддержка жизненного цикла знания; инновации, основанные на знаниях; практические возможности применения теории.

Полагаем, что дальнейшее развитие данной концепции будет более активно связываться с образованием, педагогикой, потому что знание – центральная категория менеджмента знаний – также является ценностно-смысловой категорией педагогической науки и практики.

В заключении диссертации обобщены результаты исследования, сформулированы выводы, обозначены возможные направления дальнейшей разработки рассматриваемой проблемы.

Теоретические и экспериментальные результаты исследования позволили сформулировать следующие выводы:

Совершенствование образовательного процесса вуза как открытой самоорганизующейся системы является адекватной реакцией вуза вызовам современного общества (глобализация, информатизация, интеллектуализация, неопределенность и динамизм) и изменениям в процессах приобретения и передачи знаний .

Разработанные в исследовании теоретические основы совершенствования образовательного процесса современного вуза (информационно-персонифицированная концепция, отражающая сущностное влияние процессов информатизации и гуманизации в образовании, ведущих к системным изменениям в образовательном процессе вуза; дидактические основы реализации концепции; аккумулирующая их концептуально-дидактическая модель системно-синергетического управления образовательным процессом) углубляют и обогащают теорию управления образовательным процессом современного вуза и в целом образовательного менеджмента.

Концептуально-дидактическая модель системно-синергетического управления образовательным процессом современного вуза, интегрирующая в себе цели, принципы, уровни управления, функции преподавателя, средства реализации и мониторинга образовательного процесса, уровни развития его и результаты, создает предпосылки для научного обеспечения управления образовательным процессом вуза и может служить теоретической базой повышения качества управления высшим профессиональным образованием.

Сложная коммуникативная дидактическая система в рамках информационной образовательной среды обеспечивает нелинейную организацию образовательного процесса в вузе, повышая свободу и ответственность студента как субъекта образовательной деятельности, способствуя достижению как педагогической, так и общей цели системно-синергетического управления – самоуправление личностным знанием студента, саморазвитие образовательного процесса и информационной образовательной среды.

Квалиметрическое сопровождение образовательного процесса способствует совершенствованию образовательного процесса, обеспечивая информацию его состояния на основе выбранных критериев и показателей, свидетельствующих о динамике внутренних изменений.

Все вышеизложенное позволяет утверждать, что поставленная проблема и задачи в целом решены, результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу.

Дальнейшее исследование совершенствования образовательного процесса современного вуза предполагает рассмотрение следующих проблем: оптимизация образовательного процесса в контексте информатизации и гуманизации образования; влияние системно-синергетического управления образовательным процессом вуза на развитие потенциала его субъектов (преподавателя и студента), разработка технологий реализации образовательного процесса как самоорганизующейся системы и др.

Основные результаты исследования нашли отражение в следующих публикациях автора.

I Научные статьи в рекомендованных ВАК РФ изданиях

1. Игнатьева, Е.Ю. Образовательный процесс по специальности «Управление качеством»: взгляд с точки зрения компетентностного подхода [Текст] / Е.Ю. Игнатьева // Качество. Инновации. Образование. 2005. № 4. – 0,8 п.л.

2. Игнатьева, Е.Ю. Самооценка в обучающейся организации [Текст] / Е.Ю. Игнатьева // Университетское управление: теория и практика. 2006. №6 (46). – 0,8 п.л.

3. Игнатьева, Е.Ю. Менеджмент знаний в современном университете // Качество. Инновации. Образование. 2006. №3 (19). – 0,75 п.л.

4. Игнатьева, Е.Ю. О менеджменте знаний и неявном знании в образовании [Текст] / Е.Ю. Игнатьева // Высшее образование в России. 2006. №12. – 0,8 п.л.

5. Игнатьева, Е.Ю. Компетентностный подход в менеджменте знаний вуза [Текст] / Е.Ю. Игнатьева // Интеграция образования. 2007. №1 (46). – 0,7 п.л. (поступила 25.05.06).

6. Игнатьева, Е.Ю. Концептуальный анализ моделей в менеджменте знаний в образовании [Текст] / Е.Ю. Игнатьева // Качество. Инновации. Образование. 2007. №2. – 0,5 п.л. (поступила 19.11.06).

7. Игнатьева, Е.Ю. Роль менеджмента знаний в стратегическом развитии университета [Текст] / Е.Ю. Игнатьева // Инновации. 2007. №5 (103). – 0,7 п.л. (поступила 14.05.06).

8. Игнатьева, Е.Ю. Системообразующая роль менеджмента знаний в тенденциях развития высшего образования [Текст] / Е.Ю. Игнатьева // Сибирский педагогический журнал. 2008. №2. – 0,7 п.л.

9. Игнатьева, Е.Ю. Концептуальные основы менеджмента знаний в высшей школе [Текст] / Е.Ю. Игнатьева // Высшее образование в России. 2008. № 4. – 0,5 п.л.

10. Игнатьева, Е.Ю. Системно-синергетическое управление образовательным процессом современного вуза [Текст] / Е.Ю. Игнатьева // Человек и образование. 2009. № 3. – 0,5 п.л.

II Монографии, статьи в коллективных монография, учебные пособия, методические рекомендации

11. Игнатьева, Е.Ю. Удовлетворенность персонала вуза профессиональной деятельностью как фактор качества образования [Текст] / Е.Ю. Игнатьева // Управление качеством высшего образования: теория, методология, организация, практика: коллективная научная монография; под ред. А.И. Субетто. Т.1. – СПб.: Смольный институт РАО; Кострома: КГУ, 2005. – 0,5 п.л.

12. Игнатьева, Е.Ю. О роли Центра Менеджмента Качества НовГУ в формировании культуры качества в вузе [Текст] / Е.Ю. Игнатьева // На пути к успеху. Развитие культуры качества в вузе: коллективная монография; под общей ред. Г.С. Поровского. – Великий Новгород: НовГУ, 2006. – 0,25 п.л.

13. Игнатьева, Е.Ю. Квалиметрическое обеспечение как фактор развития образовательных систем в высшее школе: монография [Текст] / Е.Ю. Игнатьева; под науч. ред. О.С. Орлова. – Великий Новгород: НовГУ, 2006. – 9 п.л.

14. Игнатьева, Е.Ю. Менеджмент знаний в системе менеджмента качества вуза: монография [Текст] / Е.Ю. Игнатьева // Под науч. ред. д-ра техн. наук, профессора Н.А. Селезневой. – М.: ИЦПКПС, НовГУ, 2007. – 7,25 п.л.

15. Игнатьева, Е.Ю. Менеджмент знаний в управлении качеством образовательного процесса в высшей школе: монография [Текст] / Е.Ю. Игнатьева. – Великий Новгород: АНО «ИНО-центр», НовГУ, МИОН, 2008. – 17,5 п.л.

16. Игнатьева, Е.Ю. Разработка педагогических тестовых материалов: методические указания [Текст] / Е.Ю. Карданова, Е.Ю. Игнатьева, В.А. Исаев // Великий Новгород: НовГУ, 2002. – 4.4/2.75 п.л.

17. Игнатьева, Е.Ю. Технологии профессионально-ориентированного обучения: учебно-методическое пособие [Текст] / Е.Ю. Игнатьева // Великий Новгород: НовГУ, 2002. – 4.25 п.л.

18. Игнатьева, Е.Ю. Психология и педагогика: метод. рекомендации к практ. занятиям [Текст] / Е.Ю. Игнатьева // Великий Новгород, НовгУ, 2005. – 1.5 п.л.


загрузка...