Профессиональное становление будущего учителя изобразительного искусства (02.11.2009)

Автор: Банников Виктор Николаевич

Целью формирующего эксперимента была апробация и внедрение комплекса педагогических условий, содержания обучения, отраженного в учебно-методическом обеспечении, ориентированных на профессиональное становление будущего учителя, определение и уточнение критериев и уровней профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства.

В ходе формирующего эксперимента были уточнен комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность концепции и модели системы профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства: - условия, способствующие гуманистически ориентированному, кульуросообразному и культуропреемственному обеспечению процесса обучения искусству, отражающие особенности творческого поиска как индивидуального самосозидания: использование потенциала народно-календарных, этнокультурных и социально-бытовых традиций в содержании обучающих курсов; создание комфортной атмосферы социальных отношений художественно-творческого поиска в системе художественно-творческой работы; - условия, положительно влияющие на эффективность обучения искусству, направленные на перевод общечеловеческих ценностей в личные: учет художественно-педагогических особенностей обучающихся в постижении будущей профессии; опора на многофункциональность обучения искусством; - условия, способствующие эффективному функционированию художественно-педагогического образования на основе импровизации в художественно-творческой, методической деятельности: становление художественно-педагогического опыта будущего учителя изобразительного искусства в пространстве разнообразных этнокультур на основе перевода одного языка искусств в другие языковые системы.

Апробирование методик преподавания декоративно-прикладного искусства (Банников В.Н. Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования.- Ханты-Мансийск: ГП «Полиграфист», 2004.) показало потребность будущего учителя ИЗО в расширении знаний о традиционной культуре народов России и Югры. Была разработана программа «Изобразительное искусство в национальной школе» (2005), в которую включены общие знания о традиционной культуре народов Севера. Применение программы в курсе «Методика обучения изобразительному искусству в школе» констатировало необходимость раскрытия содержания интегративных связей видов искусства, в процессе обучения. На основании опытно-экспериментальной работы автором было разработан учебно-методический комплект «Изобразительное искусство в школе, региональный компонент» (2007), который опирался на Федеральную программу авторского коллектива под научным руководством Т.Я.Шпикаловой. В содержании пособия раскрывалась региональная культура и искусство народов, проживающих на территории Югры. Создание проектов в разнообразных формах аудиторной, научной и внеаудиторной деятельности было направлено на постижение сущности видов искусства своей страны и Малой Родины, что позволило расширить рамки включенности изобразительного и народного искусства в образовательный процесс, не выходя за пределы образовательных стандартов. Была разработана авторская программа «Я живу в России, Я живу в Югре» позволившая соединить методические и технологические подходы в системе художественно-педагогического образования студента.

Целостный подход к процессу изучения видов искусства в системе художественно-педагогического образования будущего учителя изобразительного искусства, на основе учета учебно-методических, региональных программ, позволили соединить воедино «целостную картину мира», которым обладают изобразительное и народное искусство и важнейшую задачу педагогики – «целостную картину человека», созидателя, творца, обладателя, носителя, транслятора социального, творческого и народного опыта, поскольку искусство позволяет человеку его индивидуальные, личностные, субъективно-деятельностные и неповторимо-индивидуальные макрохарактеристики постигать и развивать в единстве всех их взаимосвязей и опосредований.

В ходе формирующего эксперимента на основе анкетирования, тестирования, опросов, анализа бесед, видео наблюдений, художественно-творческой, методической деятельности и ее результатов, и т.д. определено значительное повышение уровня показателей по всем критериям, т.е. уровня профессионального становления студентов экспериментальных групп, в сравнении с контрольными, а также по сравнению с данными констатирующего эксперимента: 1. Аксиологический (КГ– 3,73 ± 0,71, ЭГ– 3,85 ± 0.69); 2. Коммуникативный (КГ– 3,72 ± 0,69 , ЭГ– 3,89 ± 0,69 ); 3. Познавательный (КГ– 3,75 ± 0,69, ЭГ– 3,97 ± 0,8); 4. Компетентностный (КГ– 3,73 ± 0,63, ЭГ– 3,99 ± 0,63), результаты в экспериментальной группе значительно выше результатов контрольной группы.

h составила : 1. Аксиологический – в начале эксперимента – 1, в конце – 1,06; 2. Коммуникативный - в начале эксперимента – 1,01, в конце – 1,07; 3. Познавательный - в начале эксперимента – 1,02, в конце – 1,08; 4. Компетентностный - в начале эксперимента – 1, в конце – 1,06.

Т – однородности при данных показателях, на основе расчета равняется 2,31. Т > Tкр. = 2,31 > 1,7, данные показатели отклоняют гипотезу однородности (отсутствия различия), что говорит об эффективности экспериментальной методики.

Достоверность полученных данных перепроверялась непараметрическими методами математической статистики с использованием х – критерия Пирсона, что позволило проследить динамику профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства в % соотношении от количества участников эксперимента, отраженную в таблице (Рис.2):

Уровень Контрольная группа

(в %.) Экспериментальная группа

Начало

эксперимента Конец

эксперимента Начало

эксперимента Конец

эксперимента

Низкий 21 13 19 3

Средний 25 29 26 21

Высокий 54 58 55 76

Рис.2 Сравнительная таблица профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства в контрольной и экспериментальной

группах в начале и конце опытно-экспериментальной работы

Из таблицы (Рис.2) видна динамика профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства в ходе формирующего эксперимента: в КГ с 21% до 13% уменьшилось количество студентов с низким уровнем, возрос процент студентов со средним уровнем с 25% до 29%, вырос, хотя и очень незначительно процент студентов с высоким уровнем профессионального становления с 54% до 58%; в ЭГ рост значительно выше, количество студентов с низким уровнем сократилось с 19% до 3%, сократилось и количество студентов со средним уровнем с 26% до 21%, но только за счет роста высокого уровня профессионального становления с 55% до 76%

В целом в КГ уровень профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства, после проведения эксперимента, по всем показателям сохранился примерно таким же, как и до него, (с незначительным ростом); сохранился и характер распределения по критериям. В ЭГ эти уровни значительно увеличились для всех компонентов и достигли значений превышающих в 1,5 и даже 2 раза результаты констатирующего этапа.

Эти данные позволяют говорить о высокой эффективности использования концепции и модели системы профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства.

Таким образом, результаты педагогического эксперимента подтверждают гипотезу исследования и свидетельствуют о целесообразности использования предлагаемой системы профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства.

В заключении диссертации подведены итоги, сделаны выводы и обобщения по результатам исследования, прогнозируемые направления дальнейших исследований по проблеме.

Выводы по результатам исследования:

В ходе теоретического исследования проведен историко-педагогический анализ современного уровня профессиональной подготовки будущего учителя изобразительного искусства в системе высшего художественно-педагогического образования, в процессе которого выявлена необходимость теоретического и организационно-педагогического обоснования системы художественно-педагогического образования на основе полифункциональности и интеграции разных видов изобразительного и народного искусств, аккумулирующих знания, философско-эстетические, педагогические мысли и воззрения, т.е. обладающих богатым педагогическим потенциалом, оказывающим влияние на процесс профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства.

На основе теоретического исследования предложена и научно обоснована педагогическая концепция системы профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства, методологическим основанием которой выступают подходы: историко-культурологический, художественно-эстетический, комплексно-интегративный, культурно-региональный, личностно-деятельностный. Концепцию характеризуют общие, частные и специфические дидактические принципы: гуманизация, культуропреемственность, культуросообразность, природосообразность; социальное партнерство, индивидуально-творческое самовыражение, целенаправленное сотрудничество и сотворчество; дифференциация, интеграция, диагностичность, принцип единства фундаментальности и профессиональной направленности обучения.

Выявлена сущность и содержание понятия «профессиональное становление будущего учителя изобразительного искусства», как ведущей идеи, интегрирующей исследование. Профессиональное становление будущего учителя изобразительного искусства – это процесс формирования психолого-педагогического новообразования, - системы ценностей, идеалов и компетенций, в котором происходит осознание и рефлексия своей субъектно-объектной роли в профессионально-творческой среде, на основе освоения, присвоения и использования личностью содержания художественных образов разных видов искусства, в педагогическом и межличностном пространстве, учитывается творческий, социальный и народный опыт; это процесс ценностного, познавательного, коммуникативного и компетентностного развития личности.

Уточнено понятие «полифункциональности» разных видов искусств и раскрыто его значение в профессиональном становлении будущего учителя изобразительного искусства. Полифункциональность изобразительного и народного искусства определяется многообразием содержательных, сущностных и функциональных характеристик, эстетических свойств видов искусства, основанных на формах и образах действительности. Полифункциональность видов искусства уникальна, имеет огромную социальную нагрузку и общественную ценность.

Обоснован комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность системы профессионального становления будущего учителя ИЗО в системе высшего художественно-педагогического образования: общие условия целостного, результативного процесса обучения; специфические условия, определяемые особенностями организации процесса преподавания; частные условия, характеризующие особенности личностного развития в процессе освоения разных видов изобразительного и народного искусства.

Разработана, теоретически обоснована и экспериментально проверена авторская модель системы профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства, включающая следующие компоненты: цели, задачи, методологические подходы, дидактические принципы, содержание, образовательные функции, средства, организационные формы, методы, педагогические условия и результат.

Разработано, апробировано и внедрено в педагогическую практику художественно-педагогического образования программно-методическое обеспечение процесса профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства на основе региональных особенностей функционирования этнокультур, позволившие глубже осознать полифункциональность изобразительного и народного искусства, формировать этнокультурную идентичность и патриотические ценности будущего учителя изобразительного искусства.

Разработан комплекс диагностических показателей для выявления ценностного, познавательного, коммуникативного и компетентностного развития личности как компонентов профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства, включающий: аксиологический, коммуникативный, познавательный, компетентностный критерии. Разработанный диагностический инструментарий позволил проследить изменения уровня профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства от начала эксперимента до его конца и количественно констатировать динамику его роста, что подтверждает эффективность теоретических, организационно-педагогических и методических условий в профессиональном становлении будущего учителя изобразительного искусства.

Экспериментальная проверка модели системы профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства в условиях педагогического вуза показала, что построение обучения студента на основе полифункциональности и интеграции изобразительного и народного искусства с учетом методологических подходов и дидактических принципов является эффективным.

Исследование, проведенное нами, не решает всех проблем профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства. Направлениями дальнейших изысканий могут стать исследования особенностей формирования педагогической культуры учителя изобразительного искусства, оснований для определения личностного и профессионального обогащения педагога и студента, этнонациональные, региональные компоненты содержания художественного образования будущего учителя и др.

Материалы исследования изложены в следующих публикациях автора:

Научные статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ:

Банников В.Н. О культуросообразной модели в системе этнокультурного образования учителя. [Текст] //М.: Вопросы гуманитарных наук №2, 2007.- С. 326-334

Банников В.Н. Развивающее обучение в рамках этнохудожественной системы поствузовского дополнительного образования. [Текст] //М.: Искусство в школе №3, 2007.- С.15-18.


загрузка...