Профессиональное становление будущего учителя изобразительного искусства (02.11.2009)

Автор: Банников Виктор Николаевич

БАННИКОВ ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ

БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания

(изобразительное искусство)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Шуя 2009

Работа выполнена на кафедре изобразительного искусства и методики обучения ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет»

Научный консультант:

доктор педагогических наук, профессор

Шпикалова Тамара Яковлевна

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО

Савенкова Людмила Григорьевна

доктор педагогических наук, профессор

Корешков Валерий Викторович

доктор педагогических наук, профессор

Лагунова Марина Викторовна

Ведущая организация:

ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет

им. М.А.Шолохова»

Защита состоится «___»________2009 г. на заседании диссертационного совета Д 212.302.01 по присуждению ученой степени доктора и кандидата педагогических наук при ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет» по адресу: : 155908, Ивановская обл., г.Шуя, ул.Кооперативная, 24, ауд.220

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета.

Текст автореферата размещен на официальном сайте ВАК Минобрнауки России: vak.ed.gov.ru

Автореферат разослан «____» __________ 2009г.

Ученый секретарь

диссертационного совета д.п.н., профессор Г.Е.Муравьева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Характерные для современного российского общества изменения во всех сферах жизни и деятельности требуют специалиста новой формации. Хорошее знание и владение современными технологиями педагогики и психологии, художественного образования, традиционной народной культуры, личностно-профессиональное развитие в изменчивом социокультурном пространстве – основа профессионального становления современного учителя изобразительного искусства. Этот процесс должен реализоваться в системе приоритетных ценностей Российского образования – в его аксиологической ориентации, так как и традиционные, и новые гуманистические ценности составляют основу культуры и задают нравственный идеал воспитания. В этой связи существенно изменяются и обогащаются функции образования – в своей многофункциональности, образованию приходится все в большей степени брать на себя функции культуропреемственности и культуротворчества (В.И.Загвязинский). Следовательно, одной из главных задач художественно-педагогического образования является подготовка целостной, духовно-нравственной, мыслящей, деятельностной личности будущего учителя изобразительного искусства, исполненной ответственности за сохранение национальной культуры, за судьбу страны – человека-патриота, стремящегося реализовать себя в изменяющихся условиях социальных и творческих отношений.

Своевременной становится необходимость подготовки специалистов, отвечающих требованиям «Стратегии развития России – 2020», Закона Российской Федерации «Об образовании», «Национальной доктрины образования в Российской Федерации», которые гарантирует гражданам России защиту и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций в условиях многонационального государства: «содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру». В современной системе художественно-педагогического образования будущего учителя изобразительного искусства, особую значимость приобретают образовательные приоритеты интеграции видов искусства, определения их единой художественной природы, формирующие основы духовности, преемственности социального, творческого и народного опыта.

Современная школа, где обучение изобразительному искусству ведется по нескольким образовательным программам, в том числе «Изобразительное искусство» (1-4, 5-9 класс) авторского коллектива Т.Я.Шпикаловой, в которой изобразительное и народное искусство являются равноправными компонентами этнохудожественного образования, требует специалиста, владеющего ценностными, компетентностными и интегративными ориентирами основных видов искусства.

Подходы в области педагогики, теории и методики обучения искусству в системе художественного образования раскрыты в трудах исследователей, в которых образование, воспитание и развитие профессиональных способностей и качеств личности рассматриваются в целостной системе художественного образования и эстетического воспитания: Т.И.Баклановой, И.Б. Ветровой, Л.В. Ершовой, С.Е. Игнатьева, Т.С. Комаровой, В.В. Корешкова, В.С. Кузина, Н.Н. Ростовцева, Л.Г. Савенковой, Н.М. Сокольниковой, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой, Б.П. Юсова, и др. Система полихудожественного образования согласуется с актуальностью современных задач художественного образования в рамках интеграции видов искусства и расширения их функций (В.Т. Кудрявцев, М.В. Лагунова, Л.Г. Савенкова, В.И. Слободчиков Б.П. Юсов, Л.В. Школяр и др.).

Значению этнохудожественного образования и воспитания в условиях вуза посвящены работы ученых Г.Н. Волкова, Л.В. Ершовой, В.В. Корешкова, И.М. Раджабова, Т.Я. Шпикаловой и др. Искусствоведческий и философский анализ процессов художественного творчества, становления и развития художника, народного мастера во взаимосвязи с различными видами и типами творчества посвящены труды А.В. Бакушинского, Ю. Борева, В.В. Ванслова, В.М. Василенко, М.С. Кагана, В.Б. Кошаева, М.А. Некрасовой, А.Б. Салтыкова, В.С. Щербакова и др.

Диссертационные исследования последних лет в сфере высшего художественного образования показывают значение основных видов искусства в организации образовательного процесса, раскрывают: проблемы в формировании профессиональных художественных качеств личности учителя, проблемы педагогики сотрудничества, сотворчества (Р.И. Барциц, Ф.Ф. Бундыристый, И.Б. Ветрова, Р.А. Гильман, Д.А. Кемешев, А.А. Ковалев, В.И. Козлов, Ю.В.Коробко, Е.Ф.Кузнецов, С.П. Ломов, Т.К.Мусалимов, А.А. Прищепа, И.М. Рязанцева, Н.Н.Таранов, И.Н.Туманов и др.); осмысление художественного образования в единении изобразительного и декоративно-прикладного искусства в системе дошкольного, школьного и высшего образования (И.В. Алексеева, В.С. Бадаев, М.М. Байрамбеков, Л.В. Ершова, М.С. Жиров, Т.Г. Мариупольская, В.П. Строков, В.А. Шишкина и др.).

Проведенный анализ педагогической, психологической, философской, литературы свидетельствует о достаточно большом внимании многих исследователей к самому процессу художественно-педагогического образования будущего учителя изобразительного искусства. Однако, возникают противоречия между:

- усилившимися процессами модернизации российского образования, направленными на актуализацию этнокультурной идентичности, и недостаточным уровнем разработки этого процесса в профессиональном становлении будущего учителя изобразительного искусства;

- потребностями современной школы в учителе изобразительного искусства, обладающем универсальными (метапредметными) умениями, и отсутствием разработанных технологий художественного образования в профессиональной подготовке будущего учителя изобразительного искусства;

- значительным потенциалом системы художественно-педагогического образования студентов и не разработанностью целостной модели системы профессионального становления будущего учителя изобразительного искусства.


загрузка...