РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СУДОВОДИТЕЛЯ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ОПАСНОСТИ СТОЛКНОВЕНИЙ СУДОВ (02.08.2012)

Автор: Ершов Андрей Александрович

Для разработки этих практических рекомендаций предполагалось:

С использованием аппарата теории судна разработать принципы избежания потенциальных столкновений, создать математические модели движения судов и на базе их анализа предложить виды маневров судов, которые способны предотвратить потенциально неизбежные столкновения судов.

Разработать математические модели движения судов при неизбежных столкновениях и на базе их анализа предложить виды маневров судов, которые способны снизить опасные последствия неизбежных столкновений (определить эффективные маневры «последнего момента» перед неизбежными столкновениями для снижения их опасных последствий).

Разработать научно обоснованные практические рекомендации по наиболее эффективным действиям судоводителей после столкновения для предотвращения потери остойчивости наиболее поврежденного судна.

Разработать научно обоснованные практические рекомендации по наиболее эффективным способам спасения пассажиров, экипажа и судна, получившего наибольшие повреждения после столкновения.

Проанализировать произошедшие аварии, связанные с гибелью судов для оценки возможности использования полученных практических рекомендаций, которые могли бы снизить опасные последствия этих аварий.

Разработать теоретические основы системы интеллектуальной поддержки судоводителя по действиям при столкновения судов для использования полученных рекомендаций в практике судовождения.

Внедрить в процесс обучения и переподготовки судоводителей, а также других лиц, ответственных за обеспечение безопасности мореплавания, полученные практические рекомендации по снижению опасных последствий столкновений судов.

Объектом исследования являются способы маневрирования судов перед потенциальным и неизбежным столкновением, обеспечение остойчивости и прочности судов после столкновения, способы обеспечения безопасной буксировки судов после столкновения, используя возможности двигательно-движительного комплекса поддерживающего судна, способы безопасной посадки судна на береговую отмель и решение других задач, связанных с обеспечением безопасности судов их пассажиров и экипажей после столкновения.

Актуальность работы заключается в необходимости обеспечить выполнение конвенционных требований в отношении подготовки и дипломирования моряков (требований Конвенции ПДНВ 78/95), уменьшить количество столкновений судов, снизить опасность столкновений, повысить безопасность судоходства, увеличить возможности спасения судов, их пассажиров и экипажей при столкновениях и других видах морских аварий.

Практическая значимость заключается во внедрении результатов работы в подготовку судоводителей, практическую деятельность администраций морских портов, судоходных компаний, а также в возможности использования результатов работы на морских и речных путях Российской Федерации и в других регионах мирового океана.

Публикации. Основные положения диссертации изложены в 26 печатных научных работах, в том числе, в четырнадцати статьях, опубликованных в изданиях, входящих в перечень ВАК.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

Разработаны теоретические основы создания и функционирования системы интеллектуальной поддержки судоводителя по действиям при столкновении судов (СИПСС) ;

Научно обоснована эффективность маневра «Курс от судна» и его комбинаций, как маневра последнего момента, позволяющего избежать столкновения в большинстве ситуаций потенциального столкновения судов;

Произведен научный анализ эффективности различных комбинаций маневров последнего момента и определены наиболее эффективные маневры обоих судов при различных вариантах неизбежного столкновения. Определена наиболее эффективная комбинация маневров судов перед неизбежным столкновением: «Курс от судна», «Реверс», «Стоп» («Стоп» выполняется после удара при столкновении);

Получены выражения для дополнительных восстанавливающих моментов, метацентрической высот и приращений плеч статической остойчивости аварийных судов, находящихся в сцепленном состоянии с поддерживающим судном (судами) после столкновения. Показано значительное приращение параметров остойчивости аварийного судна в том случае, если суда после столкновения находятся в сцепленном состоянии.

Предложены схемы постановки и взаимодействия судов после столкновения для поддержания остойчивости аварийного судна. Получены необходимые расчетные зависимости для определения приращения параметров остойчивости аварийного случая в различных случаях постановки взаимодействия аварийного и поддерживающих судов после столкновения.

Исследованы вопросы сохранения прочности поддерживающего судна при накренении на него аварийного судна, находящегося в сцепленном состоянии в результате поступления воды внутрь корпуса. Разработан практический метод контроля прочности поддерживающего судна в этом случае. Приведены примеры расчета параметров остойчивости аварийного судна при различных вариантах взаимодействия с поддерживающим судном после столкновения.

Определены возможные способы пересадки людей с аварийного на поддерживающее судно при сохранении сцепленного состояния судов после столкновения. Получены зависимости для определения количества пассажиров и членов экипажа аварийного судна, которые могут быть пересажены, минуя водную стадию;

  Научно обоснованы способы буксировки аварийного судна после столкновения с использованием работы двигательно-движительного комплекса поддерживающего судна. Определены дополнительные мероприятия и условия, обеспечивающие безопасность и эффективность буксировки.

Научно-обоснованы способы намеренной посадки аварийного судна на береговую отмель как способа спасения после столкновения и других видов аварий. Определены требования и условия безопасной посадки судна на мель.

Апробация результатов работы

Основные результаты диссертационного исследования получили одобрение на научно-методических конференциях, конференциях профессорско-преподавательского состава ГМА им. адм. С.О.Макарова.

Структура диссертации

Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения. Материалы диссертационного исследования изложены на 366 страницах, включая 64 рисунка. Список использованных источников составляет 200 наименований.

Краткое содержание работы

Во введении обосновывается актуальность и необходимость решения основных целей и задач диссертации.

В первой главе диссертации рассматриваются состояние вопроса и постановка основных проблем диссертации.

Столкновения судов являются одним из самых опасных аварийных случаев, происходящих в мореплавании, которые могут привести к повреждению или гибели нескольких судов с их грузом, экипажем и пассажирами.

Несмотря на то, что истории торгового мореходства известно относительно небольшое количество столкновений судов, которые приводили к их полному затоплению, резонанс этих видов аварий, сопровождаемых человеческими потерями, гибелью перевозимого груза, утратами других материальных ценностей, находившихся на судах, всегда приводил к повышенному вниманию людей во всем мире.

Столкновение пассажирского парома Dona Paz с танкером MT Vector в районе Филиппин привело к гибели более, чем четырех тысяч человек. Это крупнейшая в истории мореплавания катастрофа по количеству жертв.

Среди всех видов морских аварий столкновения судов свидетельствуют о серьезных проблемах в подготовке судоводителей и организации движения судов в различных районах мирового океана, по которым осуществляются морские торговые перевозки.

Помимо непосредственного ущерба, получаемого судами при столкновениях, этот вид аварий часто сопровождается пожарами, затоплением большого количества отсеков каждого из судов и другими серьезными последствиями, которые не позволяют проводить эффективные спасательные операции.

Повреждения судов при столкновениях ведет к потере их остойчивости, непотопляемости, плавучести, нарушению других мореходных качеств и, в конечном счете, может привести к гибели каждого из объектов столкновения.

Значительность последствий, которые могут иметь столкновения морских судов для общей безопасности морского судоходства, привела к необходимости создания и принятия всеми странами специальных правил предупреждения столкновения судов в море (Правил МППСС-72).

Подготовка капитанов и старших помощников морских судов действиям в чрезвычайных ситуациях, включая столкновения морских судов, получила специальное требование в Конвенции ПДМНВ 78/95. Согласно этой Конвенции все судоводители должны уметь профессионально осуществлять: «Действия, которые должны предприниматься, если столкновение неизбежно, и после столкновения или при ухудшении водонепроницаемости корпуса, произошедшего по какой-либо причине».

Согласно международным нормам капитан каждого из столкнувшихся судов обязан оказать помощь другому судну, если он сможет сделать это без серьезной опасности для своего судна, экипажа и пассажиров и сообщить ему название, порт приписки своего судна, порты отправления и назначения.

Согласно Конвенции СОЛАС-74, мероприятия, которые должны проводить капитаны столкнувшихся судов должны, прежде всего, быть направлены на спасение пассажиров и экипажа наиболее поврежденного судна.

При этом следует учитывать то, что вследствие частичной или полной потери основных мореходных качеств пассажиры и экипаж судна, получившего значительные повреждения в результате столкновения, могут быть лишены возможности эффективного спасения собственными силами. Часто им необходима грамотная и эффективная помощь от экипажа другого столкнувшегося судна или судов, не участвовавших в столкновении.


загрузка...