Развитие системы подготовки будущих учителей информатики для работы в условиях новой информационно-коммуникационной образовательной среды (02.08.2010)

Автор: Сурхаев Магомед Абдулаевич

Информационное пространство школы и обеспечение информационной безопасности в таком пространстве. Информационное противостояние и информационные войны. Средства массовой информации и PR-технологии. Правовые основы деятельности учителя информатики в условиях ИКОС. Законы и другие нормативные акты, регулирующие деятельность учителя в современном информационном обществе. Интеллектуальная собственность и авторское право. Лицензируемое и свободно распространяемое программное обеспечение в школе.

Помимо содержательной основы методической подготовки существенное значение имеет процесс подготовки учителя, включая организационные формы, методы и средства обучения. Согласно стандартам третьего поколения, реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий: семинары в диалоговом режиме, дискуссии, компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги, групповые дискуссии, представление результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовские и межвузовские телеконференции. Перечисленные формы должны сочетаться с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. В стандарте третьего поколения регламентируется не только содержание обучения, но и требования к условиям реализации основных образовательных программ и требования к качеству образования. Кроме того, стандарты третьего поколения создаются с учетом интеграции российской образовательной системы в европейское образовательное пространство в рамках Болонского процесса, направленного на повышение международного престижа и конкурентоспособности системы высшего образования.

Система подготовки будущего учителя информатики должна включать в себя такие формы обучения, как дистанционное обучение, как централизованное, организуемое центром дистанционного обучения на различных платформах, таких как Moodle, так и распределенное, с использованием сервисов Web 2.0. Использование дистанционной формы обучения в процессе подготовки будущих учителей информатики не только позволяет организовать доступ студентов к образовательным ресурсам различных удаленных учебных центров и организовать их общение, в частности, с лучшими специалистами по разным направлениям, но и готовит будущих учителей к использованию таких форм в своей педагогической практике.

Применение инновационных методов обучения является необходимым условием успешной подготовки современного учителя информатики. Одним из таких методов, который сегодня рекомендуется для использования не только в школьной практике обучения, но и в системе подготовки студентов педагогических вузов является метод проектов. Проектирование как метод обучения в вузе связан с созданием коллективных или индивидуальных информационных продуктов, которые можно использовать в обучении. Чаще всего это набор электронных образовательных ресурсов по определенной тематике, содержащий в себе сайт, несколько презентаций, а также аудио, фото, видеоматериалы и справочную информацию в виде текстовых файлов. В проект могут быть также включены электронные таблицы и базы данных. Проекты, созданные в процессе обучения, должны быть предназначены для использования студентами во время педпрактики, в последующей работе в школе, а также тиражирования для распространения по другим школам в качестве электронных образовательных ресурсов, используемых на бесплатной основе.

Мы также предлагаем включить в систему подготовки будущих учителей информатики систему педагогических задач, разбор педагогических ситуаций для того, чтобы приблизить деятельность студента к его будущей профессиональной деятельности. В качестве таких задач могут быть использованы:

- классификация электронных образовательных ресурсов по различным критериям: по виду лицензирования, по производителям, по степени распространения, по функциональным возможностям, по методическому назначению;

- выявление наиболее значимых для системы образования критериев оценки электронных образовательных ресурсов;

- обоснование выбора соответствующих критериев;

- анализ образовательных стандартов, учебников и учебных программ;

- подбор учебных задач, решение которых создает основы для новых видов учебной деятельности школьников, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов;

- подбор средств ИКТ, обеспечивающих такую деятельность.

Наиболее продуктивными для постановки таких задач являются групповые формы работы. Например, студенты разбиваются на группы по три – пять человек и получают задачи, которые нужно решить внутри группы. Студенты решают задачу, решение оглашается и оценивается представителями других групп. При такой форме работы используются такие проявления групповой работы, как соперничество и сотрудничество, а также студенты проходят путь от знания и понимания до оценивания и создания. В качестве задач при этом целесообразно подобрать не абстрактные, профессионально неориентированные задачи, а образовательные (методические) задачи, на примере решения которых будут формироваться навыки студентов в области освоения средств ИКТ.

Считаем необходимым условием успешной подготовки будущих учителей информатики проведение практических занятий не только в виде традиционных семинарских занятий, а в виде проектирования учебного процесса. При этом роль учеников будут играть сокурсники, которые не только помогут выявить недостатки и отметить достоинства предлагаемого проекта урока, но и сами получают дополнительные возможности для рефлексии, могут по-новому взглянуть на учителя и сравнить модель его деятельности со своими представлениями о своей будущей профессиональной деятельности. Кроме того, предлагается включить в программу педагогической практики в качестве обязательного элемента проектирование образовательного процесса (3 – 4 урока) на базе ИКОС (обоснование учебной деятельности школьников, подбор соответствующих учебных задач и средств ИКТ).

Применение новых организационных форм, методов и средств в процессе подготовки учителя информатики не только способствует повышению эффективности обучения студентов, но и является необходимым условием внедрения этих форм, методов и средств в общеобразовательную школу. Для того чтобы подготовить учителя к работе в условиях ИКОС, необходимо, чтобы процесс обучения в вузе также проходил в новой образовательной среде, способствующей активизации познавательной деятельности и развитию творческих способностей студентов.

В ходе эксперимента проводилось самообследование студентов контрольных и экспериментальных групп. В ходе самообследования, реализованного в виде анкетирования студентов, выявлялся уровень владения основными компонентами профессиональной деятельности учителя информатики в условиях ИКОС. Эксперимент подтвердил эффективность предложенных направлений развития системы подготовки будущего учителя информатики. Особенно ярко выражена разница в уровне формирования экспертного, коммуникативного, гностического и проектировочного компонентов профессиональной деятельности учителя информатики (таблица, рисунок).

Таблица

Формирование компонентов профессиональной

деятельности в контрольной и экспериментальной группах

  Средний процент формирования компонентов

Группа Гностический Проектировочный Конструктивный Организационный Коммуникативный Экспертный Контролирующий

Контрольная 55% 53% 66% 60% 46% 28% 60%

Экспериментальная 88% 84% 92% 81% 90% 66% 70%

Рисунок. Формирование компонентов профессиональной

деятельности в контрольной и экспериментальной группах

Следует отметить, что, хотя экспериментально полученные данные подтверждают эффективность предложенных направлений развития системы подготовки будущих учителей информатики, доказать ее можно только многолетним опытом внедрения в педагогические вузы и дальнейшего совершенствования как открытой системы, готовой к развитию в новых условиях.

Заключение

В заключении подведены итоги и обобщены результаты проведенного диссертационного исследования.

Проанализированы современные требования к качеству образования и образовательным результатам, состоящие в формировании и развитии личности, способной и готовой эффективно и плодотворно решать встающие перед ней задачи, творчески подходить к любому делу, работать в сообществе, в том числе общаясь посредством современных телекоммуникационных технологий, принимать ответственные решения, прогнозировать их возможные последствия, учиться и переучиваться, адаптироваться к динамично меняющейся действительности, иметь активную гражданскую позицию, работать с информацией, применяя современные технологии, а также иметь представление об информационной безопасности, владеть основами авторского права, уважать чужую и свою интеллектуальную собственность.

Показано, что традиционная образовательная среда в полной мере не может обеспечить достижение планируемых образовательных результатов. Создание современной информационно-коммуникационной среды на базе средств ИКТ требует совершенствования системы подготовки учителя информатики, ориентации ее на профессиональную деятельность учителя в условиях ИКОС.

Выявлены факторы, определяющие необходимость появления новых видов деятельности учителя информатики:

- предъявление новых требований к образовательным результатам;

- усиление общеобразовательной роли информатики;

- увеличение количества учебников и учебных программ, неполное соответствие учебников и учебных программ образовательным стандартам и содержанию учебной дисциплины информатика;

- значительное расширение состава средств ИКТ, используемых в обучении, формирование на их базе новой образовательной среды;

- создание сетевого сообщества образовательных учреждений;

- введение в школу непрерывного образования в области информатики (пропедевтика информатики в начальной школе, переход на базовый и профильный курсы, введение в школу элективных курсов, внедрение в школу учебных проектов и исследовательской деятельности учащихся);

- внедрение контролирующих программных средств для диагностики и контроля качества обучения в школе;

- изменение характера взаимодействия участников образовательного процесса в ИКОС.

Проанализированы основные компоненты современной информационно-коммуникационной образовательной среды. Определены возможности этой среды для совершенствования образовательного процесса по курсу информатики и обоснованы новые направления подготовки учителей к работе в этой среде. Выявлены возможности различных средств ИКТ для достижения новых образовательных результатов, обоснованы перспективы развития наиболее эффективных из этих средств с точки зрения достижения новых образовательных результатов.

Проанализировано современное состояние подготовки учителей информатики, образовательные стандарты, примерные учебные планы и учебные программы по специальности 030100 («Информатика»). Определены направления совершенствования системы подготовки будущего учителя информатики. Выявлены пробелы в методической системе подготовки учителя информатики, возможности и пути их устранения.


загрузка...