Развитие системы подготовки будущих учителей информатики для работы в условиях новой информационно-коммуникационной образовательной среды (02.08.2010)

Автор: Сурхаев Магомед Абдулаевич

ИКОС позволяет учителю создавать условия для активной самостоятельной работы учащихся. Это достигается в результате расширения круга задач, используемых в обучении, а также увеличения арсенала средств их решения, наличия постоянной обратной связи со средствами среды, обеспечивающих самоконтроль и рефлексию обучаемых.

Немаловажной характеристикой ИКОС, которой учитель должен целенаправленно пользоваться в своей деятельности, является возможность коллективной работы учащихся, обеспечение группового доступа к удаленным ресурсам, возможность общения между учащимися разных школ, регионов посредством средств телекоммуникаций, участие учащихся и учителей в сетевых сообществах, использование в учебной деятельности сервисов Web 2.0.

Еще одним важным фактором совершенствования образовательного процесса при работе в ИКОС является использование контролирующих программных средств для мониторинга, диагностики и коррекции образовательного процесса. Известно, что вовремя не исправленные ошибки закрепляют неверные представления и способы деятельности. Средства ИКТ в составе ИКОС позволяют оперативно проверить все ответы и в большинстве случаев сразу зафиксировать ошибку и указать учащемуся на правильный ответ.

ИКОС на основе средств ИКТ позволяет сделать принципиально новый шаг в обеспечении наглядности в обучении. Реализация принципа наглядности предполагает, прежде всего, создание у обучаемых чувственного представления об изучаемом объекте. Средства ИКТ в составе ИКОС открывают огромные возможности для визуализации, зрительного изображения учебной информации. Учитель должен понимать, что современная трактовка принципа наглядности требует не только адекватной презентации содержания, но также организации деятельности обучаемых по его усвоению.

При всей важности эффективного использования названных функций средств ИКТ в ИКОС наибольший потенциал для развития новых видов учебной деятельности и соответственно достижения современных образовательных результатов имеет моделирование изучаемых объектов в их «квазипредметном» виде. При этом под квазипредметностью подразумевается возможность для школьника работать не с физическими реалиями предметной среды, а с их знаковыми моделями. Это резко расширяет круг учебных задач и учебных экспериментов, инициирует новые виды учебной деятельности, прямо выводит на формирование способностей, личностных характеристик, актуальных в современном информационном обществе.

Образовательные возможности знакового опосредования при усвоении содержания чрезвычайно велики. Благодаря этому свойству средства ИКТ являются средством моделирования не только изучаемых объектов и явлений, но и процессов за счет фиксации и схематизации как предметно-, так и коммуникативно ориентированного содержания. По мнению Т.А. Сергеевой, с помощью моделирующих средств ИКТ можно осваивать не только собственно предметное содержание, но и устанавливать, видоизменять и моделировать возможные связи участников образовательного процесса: «учитель – ученик», «ученик – ученик», «учитель – группа учеников». Все это во многом меняет характер деятельности учителя по организации образовательного процесса в ИКОС.

Переход к ИКОС – это сложный процесс изменения содержания, методов, организационных форм и средств образования. Этот процесс должен привести к созданию открытой учебной архитектуры в условиях практически неограниченного доступа к учебной информации. Приоритетным направлением в ИКОС является ориентация на методы, обеспечивающие личностно-ориентированное обучение. Среди них особое место занимает метод проектов, в основе которого лежит развитие познавательных компетенций обучаемых, умений самостоятельно структурировать и актуализировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; формирование критического и творческого мышления, умения формулировать и успешно решать задачи.

Суть метода проектов – инициировать самостоятельную деятельность учащихся, направленную на решение определенных проблем, требующую владения соответствующими знаниями и способами деятельности; развивать ИКТ-компетенции, обеспечивающие возможность использования и создания информационных ресурсов. Проектный метод предполагает наличие законченного информационного продукта как результата самостоятельной деятельности.

Одной из форм обучения, которая активно входит в образовательный процесс в условиях ИКОС, является дистанционное обучение. Внедрение дистанционного обучения проводится с целью обеспечения доступности и высокого качества образования для многих категорий детей, независимо от состояния их здоровья, отсутствия квалифицированных педагогов, достаточной материальной базы школ в местах их проживания. Это должно способствовать решению вопросов, связанных с дефицитом педагогических кадров, реструктуризацией сельских малокомплектных школ т.д.

Главное место среди средств обучения, в том числе и в ИКОС, по-прежнему принадлежит учебнику. Сегодня понятие «учебник» стало намного шире благодаря появлению электронного учебника. Электронный учебник, если он еще и интегрирован в Интернет, представляет собой практически неограниченный источник информации. Таким образом, содержание «учебника» из вполне ограниченного и структурированного преобразуется в неограниченное информационное пространство.

Переход к ИКОС требует существенной корректировки подходов не только к созданию, но и использованию учебников. И этот вопрос тоже следует рассматривать как одну из сторон подготовки учителей к работе в ИКОС. Выделяются следующие факторы, которые необходимо учитывать в первую очередь при создании учебника в условиях ИКОС:

факторы, связанные с изменением содержания общего образования как единства знаний – деятельности – развития обучающихся;

факторы, связанные с расширением возможностей всех участников образовательного процесса в поиске, анализе, интерпретации и использовании получаемой информации;

факторы, определяющие новые технические возможности создания и использования учебников (электронные учебники, мультимедийные средства и т.д.).

Анализ влияния перечисленных факторов на характер и содержание образования показывает, что учебник остается ключевым компонентом в условиях ИКОС. Такой статус учебника, по мнению А.А. Кузнецова и С.В. Зенкиной, с необходимостью требует, чтобы другие компоненты среды целенаправленно обеспечивали повышение эффективности реализации основных функций учебника:

- как источника учебной информации;

- как средства организации учебной деятельности, инициирования включения новых видов деятельности в образовательный процесс.

Рассматривая эффективность осуществления первой функции учебной литературы в условиях ИКОС, следует назвать такие возможности современных средств ИКТ, как визуализация учебного материала, повышение наглядности, обеспечение тренинга типовых умений, доступ к новым источникам учебной информации и т.д. Вторая функция учебника может быть наполнена новым содержанием за счет возможностей средств ИКТ по созданию, анализу и проведению виртуальных экспериментов с информационными моделями изучаемых объектов и процессов.

Указанные функции могут быть существенно расширены при использовании электронных учебников – они значительно экономят время ученика, затрачиваемое на рутинные операции по поиску учебного материала. Все это возможно благодаря наличию гипертекстовых ссылок и словарей. Обязательным элементом является дополнительная видеоинформация или анимированные клипы, сопровождающие разделы курса, трудные для понимания в текстовом изложении. Видеоклипы позволяют изменять масштаб времени и демонстрировать явления в ускоренном или замедленном темпе. Электронный учебник обеспечивает возможность копирования выбранной информации, её редактирования и распечатки без выхода из самого учебника. Учитель должен быть готов к использованию этих возможностей электронного учебника, организации учебной деятельности школьников с применением этого нового средства обучения.

Все выделенные (и многие другие) дидактические возможности средств ИКТ могут быть эффективно реализованы в образовательном процессе, если их применение обосновано потребностями самого образовательного процесса. Из этого следует, что ключевым компонентом готовности учителя к использованию средств ИКТ является способность к проектированию образовательного процесса, направленного на получение планируемых образовательных результатов. Проектируя этот процесс, учитель должен найти виды учебной деятельности, овладевая которыми, учащиеся получат возможность достигнуть планируемых результатов. Многие из этих видов деятельности носят инновационный характер и требуют для своей реализации соответствующих средств ИКТ. Поэтому необходимо сформировать у будущего учителя представление о типологии (классификации) средств ИКТ учебного назначения по их методическим функциям в образовательном процессе. Этот подход к типологии средств ИКТ учебного назначения встречается в работах С.В. Зенкиной, А.А. Кузнецова, И.В. Роберт, О.К. Филатова, на которые мы и опирались в своей работе и в ряде аспектов расширили и дополнили новым содержанием.

????????????j

?????????N

???????????A

%вать, увлечь их, повысить познавательную активность.

Информационно-справочные, информационно-поисковые системы, базы данных и знаний, электронные библиотеки, электронные энциклопедии и др. обеспечивают хранение, поиск и представление учебной информации; позволяют создавать различные запросы к хранимой информации и выводить ее в различном виде (таблицы, формы, справки, отчеты) т.е. осуществить поиск справочной информации для решения различных задач.

Контролирующие программные средства используются для оценки, мониторинга, диагностики и коррекции учебной деятельности. Индивидуальный подход в обучении необходимо обосновать результатами серьезного анализа и оценки уровня знаний, умений и личностных качеств обучаемого. Для реализации обратной связи, мониторинга, диагностики и управления учебным процессом, а также для оперативного регулирования и коррекции учебного процесса используются контролирующие ПС. Контролирующие программы позволяют запомнить конкретный маршрут прохождения программы учащимся; предусматривают возврат учащегося к предыдущему шагу, если потребуется; осуществляют случайный выбор тестов из базы данных; фиксируют количество выполненных заданий, количество правильно выполненных заданий; определяют значение коэффициента усвоения знаний по окончании тестирования; фиксируют протокол тестирования; выводят на монитор результаты выполнения теста в числовом, словесном и графическом видах. Контролирующие ПС способствуют развитию умений самопроверки и самооценки, рефлексии собственной деятельности обучаемых.

Компьютерные тренажеры предназначены для отработки умений, навыков учебной деятельности, осуществления самоподготовки. Основной дидактической функцией компьютерных тренажеров является расширение возможностей формирования типовых умений и навыков. В совокупности с использованием приборного оборудования, датчиков и т.д. добавляется некоторый творческий элемент, обеспечивающий саморегуляцию в деятельности обучаемого. Образовательные результаты, достижение которых можно осуществлять с помощью компьютерных тренажеров – это, прежде всего, формирование организационно-практических способностей обучаемых, рефлексивных умений и навыков.

Инструментальные программные средства предназначены для обработки текстовой, числовой, графической, звуковой и видео- информации, создания и ведения баз данных, работы с электронными таблицами, создания мультимедийных презентаций. Популярность мультимедийных презентаций связана с простотой их создания и редактирования в связи с упрощением интерфейса, возможностью обеспечения принципа наглядности и широким распространением мультимедийных проекторов в современных школах, обусловленным их доступностью и мобильностью. Наиболее перспективными с точки зрения использования в обучении инструментальных средств являются видео-редакторы и редакторы трехмерной анимации, которые получают широкое распространение в последнее время.

Основными дидактическими функциями инструментальных программных средств являются наполнение обучения компьютерным инструментарием, позволяющим расширить возможности по представлению учебной информации и работы с ней, выполнить разнообразные виды практической деятельности: регистрация, сбор, хранение, обработка информации.

Имитационные и моделирующие программные средства предназначены для построения и исследования моделей изучаемых объектов. Использование моделирования является одним из наиболее перспективных направлений применения средств ИКТ. В процессе моделирования различных явлений у обучаемых развиваются исследовательские компетенции, формируется наглядно-действенное, наглядно-образное, творческое мышление. Кроме того, обычные эксперименты без привлечения имитационных и моделирующих программ вживую имеют такие недостатки, как высокая стоимость и небезопасность устройств; невозможность наблюдать процессы, происходящие внутри оборудования, имеющие слишком малые или слишком большие размеры или сроки протекания. Преимущество этих программ перед демонстрационными заключается в том, что пассивное восприятие учащимися предлагаемого материала сменяется их активным участием в процессе изучения модели. Учащийся может управлять процессом, активно влиять на его течение, изменять условия его протекания, параметры процесса. Более того, с моделями объектов можно осуществить такие действия, как изучение их свойств в динамике развития при различных условиях, вычленение главных закономерностей изучаемого объекта или явления.

Имитационные и моделирующие ПС создают условия для появления принципиально новых видов учебной деятельности, связанной с созданием информационных моделей, исследованием их поведения, проведением «компьютерных» экспериментов, интерпретацией полученных результатов. Если рассматривать возможности таких программ с точки зрения достижения новых образовательных результатов – это создание условий для реализации новых видов образовательной деятельности, стимулирующих познавательную активность у обучаемого, исследовательскую деятельность, проектную культуру. Использование приведенных методических функций имитационных и моделирующих ПС предоставляет возможности для развития общеинтеллектуальных умений и навыков проектной и исследовательской деятельности, развитию и укреплению межпредметных связей с другими школьными дисциплинами, формированию и развитию современной научно-информационной картины мира, развитию творческих качеств личности учащегося.

Средства телекоммуникаций служат для организации групповой учебной деятельности, а также для доступа к удаленным источникам знаний. В системе образования все большее распространение получает среда Интернет, что приводит к тому, что работа в этой среде является обязательной частью образовательного процесса. Внедрение средств телекоммуникаций в учебный процесс повышает степень самостоятельности учебной деятельности обучаемых.

Средства телекоммуникаций создают условия для появления возможности более полной реализации информационных взаимодействий в образовательном процессе, позволяющих строить новые модели и технологии организации учебной деятельности, вести интерактивный диалог, создавать условия для повышения эффективности как коллективно-распределенной, так и самостоятельной учебной деятельности учащихся. Использование в учебном процессе методических функций средств телекоммуникаций способствует достижению таких современных образовательных результатов, как формирование и развитие коммуникативных компетенций, умений работать в коллективе, получение опыта исследовательской и аналитической деятельности, формирование основ информационной безопасности, защиты прав интеллектуальной собственности и авторского права и др.

Основное назначение автоматизированных обучающих систем – обеспечение самостоятельного освоения обучаемыми содержания курса с учетом их способностей и уровня предшествующей учебной подготовки. Индивидуализация образовательного процесса обучаемого предполагает возможность выбора содержания обучения при обязательном достижении предполагаемых образовательных результатов, поскольку достижение одних и тех же результатов можно осуществить при изучении разного содержания обучения. Использование автоматизированных обучающих систем предоставляет возможности каждому обучаемому персонифицированный доступ к ресурсам программы. Интерактивное взаимодействие учащихся с программой позволяет адекватно реагировать на каждое действие обучаемого. Каждый учащийся может работать в наиболее приемлемом для него темпе. Самостоятельная работа школьника с автоматизированными обучающими системами способствует рефлексии, развивает ответственность за результаты своей деятельности, что активизирует познавательную деятельность и способствует развитию творческих способностей учащихся.

Автоматизированные обучающие системы позволяют осуществить переход к инновационным системам обучения, реализовать зачетно-модульную и модульно-рейтинговую технологии обучения, автоматизировать процессы контроля результатов учебной деятельности обучаемых.

Интегрированные информационные системы объединяют в себе возможности всех перечисленных средств и могут быть расширены добавлением дополнительных компонентов, обеспечивающих управленческую и организационную деятельность школы.

На сегодняшний день идет активное внедрение интегрированных информационных систем в основном в вузах. В связи с тем, что стоимость внедрения таких систем и обучения сотрудников работе с ними пока достаточно высока, на сегодняшний день, информационные системы в школу внедряются лишь частично, чаще всего охватывает только непосредственно процесс обучения без дополнительных видов деятельности образовательного учреждения.

Наиболее перспективной, на наш взгляд, интегрированной информационной системой является система управления обучением Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment – модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда). Система выделяется среди остальных систем такого рода простотой, удобством использования и широкими возможностями. Кроме того, эта система является открытой и бесплатной.

Одно из главных достоинств и идеологических корней Moodle – широкие возможности для коммуникации. Система поддерживает обмен файлами разных форматов между пользователями системы. Рассылка позволяет информировать всех учащихся или отдельные группы обучаемых о текущих событиях. Форум дает возможность организовать учебное обсуждение проблем. Сервис «Учительский форум» дает педагогам возможность обсуждать профессиональные проблемы. Система создает и хранит портфолио каждого обучающегося: все сданные им работы, все оценки и комментарии преподавателя к работам, все сообщения в форуме, позволяет контролировать «посещаемость», активность учащихся и время их учебной работы в сети. Благодаря тому, что система Moodle является бесплатной и открытой, вокруг нее создано и успешно развивается сообщество пользователей со всего мира, которое включает в себя педагогов и программистов с разных стран.

Интегрированные информационные системы предоставляют основу для создания новой образовательной среды, возможности инновационного обучения. Внедрение интегрированных информационных систем позволяет эффективно реализовать проектную деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков обучаемых, любознательности, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие системного, критического, прогностического и творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему.


загрузка...