Методическая подготовка будущего учителя к организации личностно ориентированного учебно-воспитательного процесса по физике (02.08.2010)

Автор: Прояненкова Лидия Алексеевна

конечные цели подготовки, цели циклов и отдельных дисциплин (и их модулей) должны представлять собой иерархизированную систему;

конструктивными следует считать цели дисциплин (модулей), сформулированные на языке типовых задач профессиональной деятельности;

образовательные программы и дисциплины должны быть модульными и обеспечивать студенту выбор индивидуального образовательного маршрута;

содержание дисциплин должно включать знаниевую и деятельностную составляющие; деятельностная составляющая может быть представлена в виде методов решения типовых профессиональных задач;

в организации деятельности студентов и контроле помимо традиционных методов и средств необходимо использовать современные, предложенные в рамках компетентностного подхода (проектная деятельность, тренинги, рейтинг, тестирование, портфолио и др.);

методика профессиональной подготовки должна базироваться на контекстном подходе – имитации в обучении профессиональных задач;

основой для разработки методики формирования ориентировочной деятельности является теория П.Я. Гальперина, возможности которой не реализованы в вузовской практике;

учебная деятельность должна быть организована как совместно-разделенная деятельность преподавателя и студентов с использованием современных информационно-коммуникационных технологий взаимодействия и самостоятельной работы.

В качестве конечной цели педагогического образования выступает способность выпускника решать типовые задачи профессиональной деятельности (или типовые профессиональные задачи), в том числе задачи организации учебно-воспитательного процесса по конкретному предмету (ГОС ВПО по направлению «педагогическое образование»). Эти задачи должны осознаваться молодым педагогом как система. Успех педагогической деятельности зависит от того, как педагог умеет связать решение оперативных задач с тактическими и стратегическими (Н.В. Кузьмина, В.А.Сластенин). Это возможно только в том случае, если учитель отдает себе отчет в конечных результатах своей деятельности. В противном случае все задачи решаются как отдельные, не связанные между собой. Важным для условий вузовской подготовки является выделение задач ориентировочного, исполнительного и контрольно-корректировочного этапов профессиональной деятельности (Н.В. Кузьмина, Г.С. Сухобская, Ю.Н. Кулюткин и др.).

Анализ теории и практики методической подготовки будущего учителя физики к организации учебно-воспитательного процесса в школе позволил выявить положительные тенденции, соответствующие современным требованиям к организации учебно-воспитательного процесса в вузе.

Наблюдается смещение акцента в подготовке на формирование системообразующих личностных качеств, личностной позиции педагога (С.И. Десненко, В.И. Тесленко и др.). При этом признается, что основой их формирования является деятельность студентов, адекватная деятельности учителя. В документах и методических работах описана совокупность типовых задач, к решению которых должен быть подготовлен выпускник. Эти задачи были нами разбиты на три группы: 1) задачи подготовки к преподаванию темы, раздела ШКФ, 2) задачи по разработке учебных занятий, 3) задачи по разработке дидактических средств, технологий.

Усиливается тенденция изучения технологий деятельности учителя. Выделены направления, профессиональные задачи, педагогические цели, для которых создаются общие и частные технологии, подлежащие освоению студентами (С.Е. Каменецкий, А.А. Машиньян, А.Н. и А.А. Оспенниковы, Н.С. Пурышева и др.). Наметился переход от изучения теории и методики обучения физике как элементов педагогической системы к освоению технологий решения учителем профессиональных задач, обеспечивающих достижение целей изучения ШКФ.

Деятельность студентов организуется как решение учебно-методических задач, имитирующих задачи учителя физики. Расширяется спектр применяемых технологий обучения (информационно-коммуникационные, проектная, контекстная) и контроля (тестирование, рейтинг). Были также выявлены негативные явления, сопровождающие модернизацию методической подготовки учителя физики.

Подготовка учителя физики к решению новых задач плохо встраивается в сложившуюся систему. Основная дисциплина «Теория и методика обучения физике» «обрастает» разнообразными курсами по выбору, в которых реализуются предложения по совершенствованию методической подготовки, в то время как освоение нового необходимо всем студентам.

Названная дисциплина имеет свою структуру (общие и частные вопросы), которая не меняется с течением времени. В диссертации показано, что такая структура, во-первых, не соответствует современному требованию к модульному построению дисциплин, при котором каждый модуль посвящается определенной профессиональной задаче. Во-вторых, она приводит к повторам в обучении и неэффективному использованию учебного времени.

Основными ориентирами в самостоятельной работе студентов остаются методические знания, алгоритмы решения учебно-методических задач, требования к конечному продукту деятельности и его образцы, которые не обеспечивают в должной мере управление процессом формирования профессиональной деятельности.

В результате были выявлены следующие несоответствия целей, содержания и структуры методической подготовки современным требованиям к организации личностно ориентированного учебно-воспитательного процесса в школе и вузе, которые и обуславливают, с нашей точки зрения, неготовность большой части студентов к организации личностно ориентированного учебно-воспитательного процесса по физике:

Анализ совокупности профессиональных задач привел нас к заключению, что они не являются независимыми в том смысле, что решение одной означает одновременное решение других, и, следовательно, не дают целостного представления об учебно-воспитательном процессе по физике. Проведенное констатирующее экспериментальное исследование подтвердило это.

Один из компонентов содержания методической подготовки – описание деятельности учащихся по изучению школьного кура физики (ШКФ). В результате анализа этого компонента было установлено, что наиболее полно названная деятельность описана представителями школы А.В. Усовой и состоит из следующих видов деятельности: 1) учебное исследование; 2) работа с объектами «второй» природы; 3) виды работы с книгой, аудио- и видеоинформацией по физике; 4) виды работы учащихся с компьютером при обучении физике; 5) учебная игра; 6) восприятие и усвоение учебной информации в процессе коммуникации (с учителем, учащимися) (Е.В. Оспенникова). Однако это описание не раскрывает в полной мере изучение ШКФ как деятельность учащихся по построению собственной физической картины мира.

Таким образом, было выявлено противоречие, обусловившее актуальность настоящего исследования.

Во второй главе «Структура концепции и модель методической подготовки к деятельности по организации личностно-ориентированного учебно-воспитательного процесса по физике» обоснованы: 1) личностно ориентированная модель изучения ШКФ, 2) модель методической подготовки к названной деятельности, 3) структура концепции методической подготовки как теории в слабой версии науки.

Личностно ориентированная модель изучения ШКФ – это обобщенное описание учебной деятельности учащихся, представляющее собой последовательность циклов усвоения структурных элементов содержания общего физического образования, соответствующего его целям (схема 1).

Концептуальные положения, касающиеся элементов методической системы, приведены в таблице 1.

Таблица 1

Концептуальные положения методической подготовки

Элементы системы Положения, определяющие способ разработки модели методической подготовки

Цели методической подготовки Формулировка цели методической подготовки должна включать:

систему ТПЗ организации учебно-воспитательного процесса по физике, адекватную личностно ориентированной модели изучения ШКФ;

указание на факт присвоения студентами опыта решения системы ТПЗ;

указание на факт осмысления студентами целостности учебно-воспита- тельного процесса по физике и значения системы ТПЗ для обеспечения педагогической поддержки деятельности учащихся по построению собственного знания

Содержание и структура 2. В содержание методической подготовки следует включить содержание деятельности по решению ТПЗ (методы их решения) и методические знания, систематизированные по действиям методов решения ТПЗ, что составит обобщенную ориентировочную основу деятельности.

3. Структура методической подготовки – это система модулей, охватывающая ТПЗ, составляющие цель подготовки

Методика организации учебной деятельности студентов 4. Методика организации учебной деятельности студентов должна обеспечивать 1) формирование у студентов обобщенной ориентировочной основы деятельности по решению ТПЗ; 2) контроль хода формирования деятельности по решению ТПЗ.

5. Дидактические средства для организации самостоятельной работы студентов по освоению ТПЗ должны обеспечивать возможность самостоятельного изучения информации, выполнения деятельности в тех формах, в которых ее выполняют учителя в реальном учебном процессе по физике в школе

6. Содержание и форма представления дидактических материалов должны обеспечивать возможность оперативного взаимодействия преподавателя и студентов, а также постепенную передачу функции управления учебно-методической деятельностью студентов от преподавателя к компьютеру.

Тема 1

Элемент 1

«создание» + применение

Элемент 2

Элемент N


загрузка...