Социокультурное пространство досуга российского общества в контексте консумеризма (02.08.2010)

Автор: Понукалина Оксана Викторовна

Понукалина Оксана Викторовна

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДОСУГА РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

В КОНТЕКСТЕ КОНСУМЕРИЗМА

Специальность 22.00.06 – Социология культуры

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора социологических наук

Саратов 2010

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Саратовский государственный

технический университет»

Научный консультант:

доктор социологических наук, профессор Черняева Татьяна Ивановна

Официальные оппоненты:

доктор социологических наук, профессор Готлиб Анна Семеновна

доктор социологических наук, профессор Иванова Ирина Николаевна

доктор социологических наук, профессор Савельева Ольга Олеговна

Ведущая организация:

Санкт-Петербургский государственный университет

Защита диссертации состоится «21» октября 2010 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета Д 212.242.03 при Саратовском государственном техническом университете по адресу: 410054, Саратов, ул. Политехническая, 77, Саратовский государственный технический университет, корп. 1, ауд. 319.

С диссертацией можно ознакомиться в научно-технической библиотеке ГОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет».

Автореферат разослан « » _____2010 г.

Автореферат размещен на сайте Саратовского государственного технического университета www.sstu.ru « » _____2010 г.

Учёный секретарь

диссертационного совета В.В. Печенкин

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования обусловлена необходимостью теоретической рефлексии и важностью методологической разработки новых подходов к изучению научно-практических проблем социокультурного конструирования пространства досуга, возникающих на фоне динамических преобразований в культурной жизни современного общества. В пространстве досуга человек обретает потенциальную возможность всестороннего личностного развития за рамками жестко детерминированных производственных процессов. В широком смысле пространство досуга оказывается фактором развития человеческого потенциала как базы благополучия всего общества.

В современной действительности кардинальные социокультурные изменения породили ряд противоречий и рассогласований, характерных для культурно-досуговой сферы российского общества. С одной стороны, возрастает ценностное значение пространства досуга и свободного времени. Досуг становится важным показателем качества жизни, индикатором социального самочувствия граждан. Развитость культурно-досуговой сферы выступает активным социокультурным феноменом, отражающим уровень цивилизованности общества и благополучия населения. С другой стороны, повсеместные процессы коммерциализации культурно-досуговой сферы, производство товаров и услуг, ориентированных на свободное время, становятся прибыльной формой потребления, бизнеса и предпринимательства. Это приводит к изменению характера социальных взаимодействий в пространстве досуга, появлению новых культурных норм и ценностей, обусловливающих выбор способов досугового поведения. В ряде случаев наблюдается снижение степени удовлетворенности возможностями проведения досуга, что отражается на социальном самочувствии граждан, влияет на усиление культурного и социального неравенства.

Ситуация усугубляется тем, что социальная регуляция культурно-досуговой деятельности, играющей важную роль в жизни как отдельного индивида, так и общества в целом, осуществляется различными ведомствами и инстанциями, действия которых часто оказываются несогласованными и нескоординированными по принципу межведомственных барьеров. Глобальные системы массовой коммуникации, способствуя созданию новых форм социальных взаимодействий в пространстве досуга, одновременно приводят к стандартизации досуга, стиранию его местного своеобразия, воспроизводству образцов досугового поведения в форме потребления институциально и информационно произведенных продуктов. В связи с этим особое значение приобретают механизмы социального конструирования идей и представлений о приоритетных видах досуга, воздействие которых предопределяет реальные выборы досугового поведения.

Экономизация культуры, становление мощной индустрии культурных услуг приводят к изменению социальной морфологии досуга, консумеризации форм культурно-досуговой деятельности, появлению многообразия принципиально новых и существенным изменениям традиционных видов досуга, но одновременно к неизменному вытеснению творческой активности, не ангажированной экономикой. Многочисленные досуговые организации, строя свою работу при помощи профессионального коммуникативного сервиса, активно конструируют символическое значение досуга, реализуемого в поле потребления. Потребитель включается в деятельность по созданию своей идентичности в сфере потребления досуговых услуг и чтению потребительских символов и кодов. При этом в современных условиях приобретает новое смысловое прочтение так называемое показное, демонстративное потребление досуга.

Таким образом, противоречивость современной социокультурной ситуации обусловливает развитие неоднозначных с точки зрения воздействия на личность процессов в пространстве досуга. Актуальной становится научно-практическая и социально значимая задача организации пространства досуга в интересах человека и общества. Решение такой задачи предполагает исследование того, что реально происходит в социокультурном пространстве досуга, как оно конструируется, какие задачи и в чьих интересах в этой сфере решаются. На фоне многочисленных исследований в области пересечения проблемных полей социологии досуга и социологии потребления все же уделяется недостаточное внимание проблематике консумеризации досуга как отчетливо проявляющегося тренда современной культуры и культурной политики. Погружение темы в проблемное поле социологии культуры, социокультурный ракурс предлагаемого исследования отличаются актуальностью и сложностью как в теоретическом, так и в прикладном отношениях. Необходимость диссертационного исследования обусловлена своевременностью анализа происходящих смысловых поворотов в пространстве досуга, выявления противоречий и рассогласований, характерных для пространства досуга современного общества потребления с целью превенции определенных негативных последствий для индивида, большей структурированности государственной культурной политики в достижении условий социального и культурного равенства и стабильности.

Степень научной разработанности проблемы досуга определяется научными традициями, сложившимися в мировой социологии в исследованиях культуры и духовной жизни общества. Изменение значения и роли досуга в обществах модерна и постмодерна, специфика досуга в условиях глобализации и глокализации все чаще оказывается в фокусе исследовательского внимания (У. Бек, Д. Деррида, Ф. Джеймсон, Ж.-Ф. Лиотар, С.Лэш, А. Тоффлер, А. Турен, Дж. Урри, Э. Фромм, Ю. Хабермас). В индустриальный период развития общества досуг как форма заполнения свободного времени наделялся вспомогательной по отношению к трудовой деятельности функцией (Э. Дюркгейм, К. Маркс). Необходимость обращения к постмодернистским методологии и моделям общественного развития, актуальность фиксации дихотомической типологии глобального и локального при рассмотрении различных аспектов современности, в том числе и проблематики досуга, обосновывается зарубежными исследователями (М. Арчер, М. Кастельс, М. Фуко, Ф. Фукуяма, С. Хантингтон, П.Штомпка). Отечественные ученые приводят данные обоснования с позиции кризисного мировосприятия с учетом модернизации российского общества (А. Ахиезер, Б. Докторов, В. Иванов, Н. Лапин, В. Ядов, О.Яницкий).

В отечественной традиции научные исследования категорий «досуг» и «свободное время» базируются на изучении бюджетов времени и образа жизни. Комплексные исследования, проводимые в 20-30-е годы ХХ века, связаны с именем С. Струмилина, в 50-60-е – с Г. Пруденским и его школой, в рамках которой осуществлялись исследования социальных проблем свободного времени (Л. Гордон, Б. Грушин, Э. Клопов, Г. Орлов, А. Неценко) и разрабатывались методологические и методические основы исследования данной области (В. Артемов, В. Патрушев, Г. Татарова). В 70-е практика обследований бюджетов времени сочетается с анализом субъективных оценок его использования (В. Пименова, Н. Пишулин). Анализ сферы досуга осуществлялся в контексте более масштабных исследований образа жизни, интерпретации которого базируются на выявлении типического в жизнедеятельности индивидов. Проблематика образа жизни исследовалась в рамках социологии быта и свободного времени, уровня жизни и потребления (К. Абульханова-Славская, Л. Гордон, Т. Дридзе, Т. Заславская, А. Здравомыслов, Л. Коган, Э. Орлова, И. Рывкина, А. Харчев). Пристальное внимание исследователей привлекал комплекс проблем, связанных с культурой досуга и свободного времени (И. Бестужев-Лада, В. Димов, В. Лисовский, Г. Орлов, В. Пича); досугу уделялось значительное внимание в рамках социологии стиля и образа жизни, культурного уровня жизни (В. Болгов, В. Гущу, Т. Кудрина, А. Шендрик).

Сегодня внимание отечественных социологов к проблематике досуга возрастает; этому способствуют исследования, посвященные выявлению различных аспектов досуга и культурно-досуговой деятельности. Существенное значение имеют наработки в области методологии и методики социологических исследований досуга, общеметодологических принципов изучения взаимосвязи досуга и культуры (И. Бачиев, Н. Еньшина, Г. Зборовский, С. Иконникова, И. Кон, Б. Мосалёв, Н. Селянская). Анализируется опыт становления теории досуга в России и за рубежом, разрабатываются различные аспекты культурно-досуговой и социально-культурной деятельности (Л. Акимова, Г. Аванесова, В. Дуликов, А. Жарков, Т. Киселева, Ю. Красильников, Ю. Стрельцов). Осуществляется аналитика специфики досуговой деятельности в зависимости от возраста, доходов, профессиональной принадлежности (И. Бутенко, Е. Клюско, Л. Михайлова, А. Мурзин), рассматривается дифференциация стилей жизни россиян в поле досуга (Я. Рощина). Исследовательское внимание уделяется проблемам молодежного досуга (Л. Боженко, А. Запесоцкий, Е. Омельченко, В. Суртаев, Б.Трегубов, А. Файн). Осуществляются масштабные исследования культурно-досуговой сферы российских мегаполисов (Э. Андреев, О. Мамонова, А. Маршак, В. Сергеев).

В мировой социологии проблематике свободного времени и досуга уделяется пристальное внимание, начиная с 30-х гг. ХХ в. (Г. Лундберг). В 60-х гг. исследователями убедительно обосновывается, что центральным элементом наступающей цивилизации является массовый досуг, который в скрытой или явной форме взаимодействует со всеми элементами жизнедеятельности людей (Ж. Дюмазедье, Р. Сю, Ж. Фурастье). Разрабатываются концептуальные модели досуга (Дж. Келли, М. Каплан, К. Роджек, Л.Хейвуд, Д. Шиверс), осуществляется анализ взаимоотношений и взаимовлияний сфер досуга и труда (Г. Айхлер, Х. Гизеке, Х. Опашовски, С. Паркер, Р. Шмиц-Шерцер). Досуг определяется как самостоятельная сфера жизни (Г. Людтке, Х. Мюллер-Вихман, В. Нарштедт), выявляются современные тенденции в сфере досуга, разрабатывается аналитика типов досуга (Р. Стеббинс, Дж. Торкилдсен).

При разработке теоретической модели досугового пространства логично обратиться к концепциям социального пространства, обстоятельно разработанным социологами (П. Бурдье, Г. Зиммель, Т. Парсонс, П. Сорокин), к анализу многообразия феноменов социального пространства (В.Виноградский, А. Филиппов, Е. Ярская-Смирнова). В современном обществе происходит качественный сдвиг в восприятии человеком социального пространства, интерпретация действительности происходит через способы ее постижения, конструирование знаний и представлений о ней (П. Бергер, Т. Лукман, А. Щюц). Динамика социальных изменений общества и мобильность культуры детерминируют социокультурные образы, представления, типы и формы поведения, в том числе и в сфере досуга. Социокультурные факторы исследуются во временной перспективе в контексте социокультурных изменений и пространственных аспектов функционирования (З. Бауман, Э. Гуссерль, Р. Мертон, М. Хайдеггер, П.Штомпка, Н. Элиас). Осуществляется проблематизация пространства и времени социальных изменений (А. Ахиезер, В. Печенкин, Л. Яковлев. В. Ярская); артикулируется усиление роли культуры в контексте социальных изменений (Л. Ионин).

Наиболее характерная особенность постмодерна – изменение характера потребления, его функций и социального значения – оказывается в центре внимания современных исследователей, рассматривающих потребление и потребительство с позиций модернистского и постмодернистского подходов (З. Бауман, Ж. Бодрийяр, Дж. Ритцер, М. Фезерстоун). Концепт потребления в теориях социальной стратификации применялся при анализе взаимосвязей жизненного стиля, потребления и социального статуса (М.Вебер, Т. Парсонс), в классическом марксизме заложены основы анализа культуры потребления. Идеи обусловленности досуговых потребительских практик влиянием знаковых образов, рекламы и моды опираются на концепции демонстративного потребления (Т. Веблен), концепции роскоши (В. Зомбарт), подражания (Г. Зиммель, Г. Спенсер, Г. Тард), обоснования социокультурных норм (А. Гофман), «индустрии моды» (Л. Ятина) и рекламных воздействий (О. Савельева). Связь между многообразными социальными факторами и проявлениями вкуса в досуговых потребительских практиках исследуется в работах П. Бурдье. Проблематика становления общества потребления и специфика консумеризма в российских условиях освещаются в работах Д. Иванова, В. Ильина, В. Козловского, Н. Покровского, В. Радаева; анализ различных потребительских практик, в том числе осуществляемых в пространстве досуга, содержится в работах Л.Волчковой, Б. Гладырева, И. Ивановой, В. Мининой, Я. Рощиной.

В ходе анализа динамики досуговых практик, обусловленной воздействиями коммуникативных технологий, плодотворным оказывается обращение к идеям зависимости социальной жизни в целом от средств массовой коммуникации (Т. Адорно, Д. Белл, М. Дефлер, П. Лазарсфельд, Н.Луман, М. Маклюэн, Г. Маркузе, М. Хоркхаймер, У. Эко). Постановочный характер социальной жизни, существенно влияющий на сферу досуга, отражается в концепции общества спектакля (Г. Дебор, И. Гофман). Проблематизация игр, развлечений, туризма и чтения как наиболее распространенных досуговых практик представлена в работах отечественных и зарубежных исследователей. Анализ институциализированных развлечений базируется на исследованиях специфики российской индустрии досуга и развлечений (А. Захаров, Е. Дуков). Рассмотрению различных аспектов современных играизированных практик способствовало обращение к философским концепциях игры (Р. Кайюа, Й. Хейзинга) и играизационному подходу (С. Кравченко). Проблематика туризма как предпочтительного способа проведения досуга заявлена в работах западных авторов (Б. Арчер, Дж. Урри, Э. Коуэн, С. Лэш, Д. МакКеннел) и отечественных исследователей (Н. Покровский, Т. Черняева). Чтение рассматривается как традиционная досуговая практика; исследуются тенденции и проблемы, возникающие в сфере культуры чтения (Б. Дубин, Н. Зоркая).

Таким образом, в отечественной и зарубежной социологии накоплен значительный опыт в исследованиях проблематики досуга. Несмотря на широкий спектр работ, которые могут рассматриваться в качестве научных оснований анализа досуговых и потребительских практик, не сформировалась единая теория, обладающая большим объяснительным потенциалом и возможностью структурирования накопленного материала. При обилии научных трудов и публикаций не выявлена социологическая перспектива социокультурного пространства досуга в контексте консумеризма, не в полной мере представлена социологическая характерология пространства досуга современного российского общества как знания, необходимого для решения насущных научно-практических задач, поэтому данная тематика оказалась в фокусе исследовательского внимания.

В связи с этим целью исследования является социологическая концептуализация социокультурного пространства досуга российского общества в условиях консумеризма. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- определить методологические основания и теоретические подходы к исследованию досуга и культурно-досуговой деятельности с позиций основных парадигм социальной теории; осуществить критическую рефлексию социологических подходов, необходимых для определения и концептуализации социокультурного пространства досуга;


загрузка...