ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПОДГОТОВКИ ИННОВАЦИОННЫХ КАДРОВ В РЕГИОНАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТСКОМ КОМПЛЕКСЕ (02.08.2010)

Автор: Моложавенко Вера Леонидовна

Анализ проблем в сфере образования позволил определить основные ориентиры преодоления социально-экономического и духовного кризиса, пути обеспечения высокого качества жизни граждан и национальной безопасности страны, перспективы создания основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России. Установлено, что движущей силой восстановления статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере культуры, науки, высоких технологий и экономики отводится образованию. В соответствии с этим особое внимание в диссертации было уделено анализу основных тенденций развития образования, обусловленных изменениями структуры российского общества в последние десятилетия. В частности, были выявлены следующие тенденции:

усиление роли общественной составляющей в осуществлении политики в области образования при сохранении доминирующей позиции государства;

интеграция в отечественном образовании европейских тенденций с самобытностью российской культуры, обусловленная участием России в Болонском процессе;

расширение спектра источников финансирования образования, отражающее легализацию неформальных норм в виде развития платного образования, спонсорства и т.п.;

регионализация образования, создающая возможности для включения внутренних потенциалов саморазвития регионов в процесс модернизации образовательных системы на основе институционального разнообразия;

преобразование деятельности образовательных учреждений и организаций, в частности, диверсификация образовательных программ, развитие платных образовательных услуг, формирование органов самоуправления, реструктуризация сети образовательных учреждений и систем управления;

рост общественных затрат на образование, ориентация человека на непрерывное образование, овладение информационными технологиями, создание условий для проявления индивидуальных способностей личности.

Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что оптимальным средством повышения эффективности образования являются инновации как результат научных поисков, передового педагогического опыта отдельных людей и целых коллективов. В диссертации показано, что основные пути решения проблем российского образования осуществляются через программные мероприятия направленные на получение организационного, экономического, педагогического, инновационного эффектов. Это внедрение моделей непрерывного профессионального образования; введение нового перечня направлений подготовки (специальностей) и профессий; внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса; повышение эффективности управления; внедрение федеральных государственных стандартов на основе компетентностного подхода; внедрение «системы управления качеством».

Доказано, что особое место в этой системе повышения эффективности образования занимает создание региональных университетских комплексов, результатами функционирования которых является подготовка специалистов для инновационной сферы, разработка различного рода нововведений и объектов интеллектуальной собственности.

В контексте рассмотрения социально-педагогических предпосылок подготовки инновационных кадров специальное внимание в первой главе отведено уточнению сущности понятия «инновационные кадры». Подчеркивается, что данное словосочетание появились в научном обороте сравнительно недавно в связи с широким обсуждением перспектив перевода экономики России на инновационный путь развития. Именно инновационный путь экономического развития для нашей страны признан единственной альтернативой зависимости от экспорта природных ресурсов. Это отражено не только в многочисленных декларациях, но и в различных правительственных программах, призванных создать условия как для реализации существующего потенциала такого развития, так и для его роста.

Ключевым документом, в котором закрепляется решение о переводе российской экономики с инерционного энерго-сырьевого на инновационный путь развития, является «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года». В ней фактически признается, что реализация сценариев инновационного развития возможна только за счет качественных изменений в факторах производства, значительного накопления социального и человеческого капитала. Важнейшим условием конкурентоспособности страны становится наличие инновационных кадров. Экономике знаний соответствует общество знаний с высоким уровнем творческого потенциала личности.

При всем при этом в научной и нормативно-правовой литературе обходится вниманием вопрос о том, что понимается под инновационными кадрами. Исключение составляют отдельные работы, в которых делаются попытки определить ключевые признаки инновационных кадров. Инновационные кадры определяются как кадры, обладающие инновационным потенциалом, т.е. совокупностью взаимодействующих и взаимосвязанных ресурсов, необходимых в процессе осуществления инновационной деятельности и обеспечивающих достижение стратегических целей и задач (Г.В. Варламов); мотивированные к осуществлению профессиональной деятельности в условиях инновационной экономики (Н.В. Астафьева); проявляющие высокий уровень креативности, умения понимать и выявлять проблемы и находить для них нестандартные решения, умения работать в команде (И.И. Харченко); владеющие компетенциями, востребованными в инновационной экономике (В.П. Бусыгин).

В ряде исследований называются отличительные особенности инновационных кадров. Например, упоминаются способности, которыми должны обладать инновационные кадры. К числу таких способностей относят: способности к позитивно-критическому восприятию новой информации, способности к приращению общих и профессиональных знаний, способности к выдвижению новых конкурентоспособных идей, способности к нахождению решений нестандартных задач и новых методов решения традиционных задач, способности к использованию знаний для практической реализации новшеств (М.Е. Вайндорф-Сысоева, Е.М. Родионова).

В исследовании отмечается, что эти фрагментарные представления об инновационных кадрах могут быть дополнены, если обратиться к родовидовому анализу данного понятия. В результате показано, что в основе данного понятия лежит термин «кадры», который имеет достаточно однозначную интерпретацию и определяется как совокупность людей, занятых вполне определенной работой, причем осуществляющих ее на профессиональном уровне.

Видовое отличие образовано современным пониманием слова «инновация», которое в последние годы стало «рейтинговым» или даже «атрибутивным». Нами выявлено, что инновация обычно понимается как новшество, введенное в систему общественных отношений для практического использования (Р. Дункан, П. Друкер, Г. Зальтман, Э.М. Роджерс, Дж. Хобек и др.). Инновация рассматривается также как конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, нового или усовершенствованного технологического процесса (Д.Б. Соколов, А.Б. Титов и др.). По мнению некоторых авторов, к инновациям могут относиться продукция или технологии, которые не являются абсолютно новыми, но представляют новизну для данного лица или предприятия (организации) (Л.Я. Косалс, Ю.П. Морозов, Б. Санто и др.). Также отмечается, что ключевым моментом инновации являются следующие признаки: новшество, введенное в сферу практического применения; достижение высокого уровня развития системы относительно принятых критериев (Л. Водачек, И.В. Конев, Н.И. Лапин, В.И. Патрушев, Ю.М. Плотинский, Э.А. Уткин и др.).

Обобщая выделенные подходы, мы определили инновацию как явление, направленное на качественное изменение системы, вносящее в нее новые, относительно стабильные элементы, в результате которых данная система приобретает новое, более совершенное состояние.

В результате проведенного родовидового анализа понятий «кадры» и «инновация», предложено следующее определение. Инновационные кадры (ИК)– это работники предприятий, учреждений и организаций различных форм собственности, способные нестандартно мыслить, умеющие внедрять новые разработки и стремящиеся к инновационным преобразованиям своей деятельности с целью получения технологически или экономически выгодных результатов.

В диссертации на основе результатов проведенного анализа основных направлений и форм модернизации российской системы высшего образования обоснована специфика функционирования, предпосылки и направления развития российских университетов в процессе перехода России к инновационному типу общественного развития и экономике, основанной на знаниях. Красной нитью проходит идея о том, что современные университеты в стремлении удержать и закрепить свои позиции в подготовке инновационных кадров нацелены на постоянное развитие. При этом они руководствуются уникальной для каждого вуза стратегией, отвечающей характеристикам конкретной социально-экономической ситуации в регионе и учитывающей перспективу инновационного развития внешних и внутренних экономических условий. Основополагающим направлением в подготовке инновационных кадров становится трансформация университетов в университетские комплексы.

Возникновение университетских комплексов обусловливается интеграционными процессами, которые отражают закономерный этап развития системы образования и представляют собой положительное явление. Подтверждается это тем обстоятельством, что создание университетских комплексов обеспечивает наращивание учебного и научного потенциала, а также возможностей учебных заведений по осуществлению образовательной, научно-исследовательской и научно-прикладной деятельности.

Исходя из анализа работ А.А. Арнаутова, Н.В. Астафьева, В.Е. Бочкова, Н.Ф. Григорьева, Н.Э. Касаткиной, В.П. Ковалевского, В.П. Кузовлева, О.Н. Сарычевой, Н.К. Сергеева, В.В. Серикова, В.Н. Иванова, Л.В. Федякиной, Т.М. Чурековой и др., установлено, что университетские комплексы обеспечивают создание открытой многопрофильной высокотехнологичной образовательной среды, которая позволяет динамично реагировать на вызовы в образовании, науке и культуре, ориентироваться на потребности реальной экономики и запросы рынка труда. Это означает, что университетские комплексы способствуют повышению роли образовательных учреждений и некоммерческих организаций в социально-экономическом, технологическом, образовательном и культурном развитии общества. Университетские комплексы имеют значительный потенциал в создании условий для реализации крупных программ и проектов образовательного, экономического, социального и технологического характера, имеющих федеральный, региональный, межрегиональный и отраслевой уровень, активизации научных исследований и инновационной деятельности.

В соответствии с этим в диссертационном исследовании за основу принято определение университетского комплекса как объединения на базе университета (академии) образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различных уровней, иных учреждений и некоммерческих организаций или выделенных из их состава структурных подразделений с целью повышения эффективности и качества образовательного процесса, использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов для подготовки специалистов и проведения научных исследований по приоритетным направлениям развития образования, науки, культуры, техники и социальной сферы.

Анализ нормативно-правовых документов и научных разработок М.В. Аристовой, Н.В. Астафьевой, О.В. Видякиной, П.Н. Захарова, Ю.А. Новикова, Л.В. Федякиной позволил установить три явно выраженных типа университетских комплексов: 1) университетский комплекс – университет (единое юридическое лицо); 2) университетский комплекс (региональный, межрегиональный, отраслевой) – ассоциация; 3) ассоциация – университетский образовательный округ, не имеющий статуса юридического лица.

Все три типа университетских комплексов имеют как свои преимущества, так и определенные недостатки. В диссертации доказано, что с точки зрения решения задачи подготовки инновационных кадров (ПИК) предпочтительным является второй тип университетского комплекса – региональный университетский комплекс. Это обусловливается тем обстоятельством, что создание такого комплекса позволит четко и продуктивно координировать деятельность всех образовательных учреждений, организаций и предприятий, входящих в комплекс, независимо от их ведомственной принадлежности, будет способствовать достижению нового качества образования, обеспечивая приближение общеобразовательных и образовательно-профессиональных программ к потребностям инновационной экономики региона.

При уточнении содержания понятия «региональный университетский комплекс» мы опирались на исследования, в которых изучаются вопросы адаптации и инновационного развития современных институтов высшего образования в России, прежде всего, их региональные аспекты (А.О. Груздинский, П.Н. Захаров, М.А. Казаков, А.М. Кимбрег, Т.Л. Клячко, Я.И. Кузьминов, Н.П. Макаркин, О.Б. Томилин, М. Хиту, Т.М. Чурекова и др.). В результате чего региональный университетский комплекс (РУК) был определен как объединение образовательных учреждений различного типа и вида, научно-исследовательских институтов и центров, производственных, социальных и иных организаций, обеспечивающих реализацию многоуровневой непрерывной подготовки компетентных, конкурентоспособных специалистов различного профиля и уровня с учетом потребностей регионального рынка труда.

В работе показано, что системообразующей базой регионального университетского комплекса является региональный университет. Он интегрирует всю цепочку образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные и профессиональные образовательные программы. Сюда входят общеобразовательные учреждения, учреждения начального и среднего профессионального образования. Научно-исследовательские институты и центры, осуществляющие прикладные и фундаментальные исследования, обеспечивают генерирование знаний. Производственные, социальные и иные организации представляют сферу практической деятельности.

Специальное внимание в диссертации уделяется обоснованию ведущей роли регионального университетского комплекса в подготовке инновационных кадров. В качестве аргументов были выбраны результаты исследований М.В. Аристовой, М.Е. Вайндор-Сысоевой, П.Н. Захарова, И.В. Краковецкой, Е.Б. Ленчук, Т.Е. Мжачих, О.В. Перфильевой, Е.М. Родионовой и др. Основным лейтмотивом проанализированных нами работ является мысль о том, что характерной особенностью современного этапа развития отечественной экономики является переход человеческой цивилизации от индустриального к постиндустриальному обществу, связанного с глобальным характером усиливающегося воздействия науки и техники на все стороны жизни общества. Соответственно меняется набор основных факторов и источников экономического роста. Важнейшим из них становятся научные знания, превращающиеся в интегральный ресурс, который, наряду с природными ресурсами и капиталом, способен оказывать влияние на уровень развития экономической системы.

В практической плоскости это выдвигает на первый план инновационный процесс, обеспечивающий превращение нового знания в продуктивные или технологические нововведения. Инновационный процесс становится доминантой функционирования всех систем хозяйствования, изменяя, по сути дела, тип воспроизводства, качество социально-экономических отношений и формируя новый инновационный тип экономики.

В диссертации доказывается, что в этих условиях на передний план выдвигается РУК, который обладает значительным потенциалом в осуществлении планомерной и поэтапной ПИК, соответствующих потребностям региона. Подчеркивается, что РУК не просто объединяет образовательные учреждения, научно-исследовательские институты, производственные и социальные организации, но и ориентирован на взаимодействие, посредством которого через обучение университет получает данные о реальном состоянии предприятий и организаций региональной экономики, а организации, в свою очередь, решают те проблемы, которые интересуют предприятия. Хозяйствующие субъекты, в частности, в лице бизнес-сообщества получают конкретные решения конкретных проблем, поскольку РУК предполагает объединение консалтинга, обучения и проведения научных исследований.

С целью обеспечения достаточного уровня теоретизации и обоснованности выдвигаемых положений педагогической концепции подготовки ИК в региональном университетском комплексе в первой главе получил разработку вопрос о методологических основаниях исследования. Обобщая имеющийся в работах П.В. Алексеева, И.Д. Андреева, М.С. Бугрина, В.Е. Гмурмана, Д.П. Горского, С.В. Панина, А.М. Новикова, В.С. Швырева опыт представления методологических оснований, мы сочли возможным представить их в парадигматическом и синтагматическом планах. Исходя из понимания подготовки ИК в региональном университетском комплексе как сложного процесса, осмысление которого может и должно осуществляться с разных точек зрения, нами в качестве парадигматического аспекта методологии определены системный, синергетический, акмеологический, аксиологический, компетентностный и личностно-деятельностный подходы.

Системный подход (А.Н. Аверьянов, И.Д. Андреев, В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, В.С. Тюхтин, Э.Г. Юдин и др.) позволяет рассматривать процесс подготовки ИК в РУК как целостное образование, наиболее важными признаками которого являются: определение его (процесса) как элемента в системах более высокого порядка, его способность делиться на элементы (подсистемы), представление его в виде открытой системы. Использование системного подхода позволило обеспечить целостность и структурированность исследуемого процесса, взаимосвязь его отдельных компонентов и установление наиболее значимых связей между ними.

Синергетический подход (М.А. Весна, В.Г. Виненко, В.А. Герович, Д.Ф. Ильясов, Е.Н. Князева, В. Крон, А.М. Ковалев, С.П. Курдюмов, И.В. Лупандин, Г. Николис, Л.Я. Няпинен, И.Р. Пригожин, Г.И. Рузавин, Г.Н. Сериков, И. Стенгерс, Г. Хакен и др.) применялся к исследованию процесса подготовки ИК в РУК по причине сетевой структуры последнего, которая обусловливает нерегулярность, изменчивость и неустойчивость развития. Синергетический подход определяет направление и многовариантность путей подготовки ИК, обосновывает многообразие аспектов взаимодействия субъектов этой подготовки как разновекторного процесса, указывает на источники развития готовности выпускников к инновационной деятельности во внутренней и внешней средне РУК.

Акмеологический подход (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, В.Н. Максимова, А.А. Реан и др.) предполагает необходимость рассмотрения готовности выпускников РУК к инновационной деятельности в контексте их целостного развития, когда их индивидуальные и субъективно-деятельностные характеристики рассматриваются в единстве. Акмеологический подход позволял обнаружить внутренние возможности обучающихся (учащихся, студентов и слушателей), зачастую ранее не востребованные. Он помог определить факторы, содействующие и препятствующие достижению вершин в учебной и профессиональной деятельности, а также закономерности в организации разных этапов обучения, воспитания и развития учащихся, студентов и слушателей в РУК.

Аксиологический подход (М.В. Богуславский, Е.В. Бондаревская, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, В.А. Сластенин, В.П. Тугаринов, Е.Н. Шиянов и др.) позволил подойти к изучению процесса подготовки ИК в РУК с точки зрения заложенных в нем возможностей удовлетворения потребностей обучающихся (учащихся, студентов и слушателей) в самореализации и самосовершенствовании в учебной и профессиональной деятельности. С позиции аксиологического подхода появилась возможность воссоздания условий для эмоционально-ценностного проживания и становления у выпускников РУК ценностной ориентации на инновационную деятельность, направленности на осуществление предстоящей профессиональной деятельности в условиях инновационных экономических преобразований. Реализация аксиологического подхода способствовала упорядочению процесса подготовки ИК в РУК, его ориентации на подготовку работников, способных нестандартно мыслить и стремящихся к инновационным преобразованиям в своей деятельности.

Компетентностный подход (В.И. Байденко, В.Н. Боденко, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.В. Никандров и др.) обеспечивал нацеленность проектируемого процесса подготовки ИК на достижение ожидаемого результата – наиболее оптимальным образом. Целесообразное использование положений компетентностного подхода позволило определить место готовности к инновационной деятельности в структуре компетентности (профессиональной компетентности) выпускников РУК. Кроме того, появилась реальная возможность выявить критерии и уровни качества подготовки ИК, а также разработать оптимальную содержательно-методическую стратегию развития готовности выпускников РУК к инновационной деятельности как единства их инновационного мышления, направленности на инновационную деятельность и умений ее осуществлять.

Личностно-деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) позволил рассмотреть процесс подготовки ИК в контексте мотивов, ценностных ориентаций, целее, интересов и перспектив обучающихся (учащихся, студентов и слушателей), учесть их прошлый опыт, а также личностные особенности в субъект-субъектном взаимодействии. Существовала возможность придать результатам развития готовности выпускников РУК к инновационной деятельности социально и личностно значимого смысла. В структуре самого процесса ПИК были выделены основные промежуточные результаты развития готовности к инновационной деятельности, выраженные в терминах ключевых задач, которые были положены в основу выбора и структурирования предметной деятельности. Личностно-деятельностный подход концентрировал внимание на этапном характере процесса ПИК в РУК, каждый этап которого характеризуется определенными изменениями и образованиями в их личностной сфере.

Указанные подходы в своей совокупности обеспечивают методологическую основу проектирования процесса ПИК в РУК. При этом каждый из них несет свою уникальную функцию. Так, системный и синергетический подходы образуют общенаучную основу исследования и раскрывают общий план и целесообразную иерархию в представлении изучаемого процесса в форме концептуальной модели. Акмеологический и аксиологический подходы выступают в качестве теоретико-методологической стратегии. Они дают возможность зафиксировать смысловую направленность процесса ПИК, определить его особенности и условия осуществления. Компетентностный и личностно-деятельностный подходы выступают практико-ориентированной тактикой, играют ведущую роль при проектировании содержания, форм, методов и средств ПИК в РУК.

Таким образом, в первой главе определены социально-педагогические предпосылки ПИК в РУК; показана его роль в подготовке инновационных кадров для инновационной экономики региона. Специальное внимание уделяется выявлению методологических оснований ПИК в РУК.

Во второй главе «Теоретические основания подготовки инновационных кадров в региональном университетском комплексе» завершается оформление понятийно-категориального аппарата концепции; выявлена сущность ПИК в РУК и присущие ей внешняя и внутренние закономерности, на основе которых сформулированы принципы реализации рассматриваемого вида подготовки и построена соответствующая концептуальная модель.

В соответствии с общепринятым пониманием термина «подготовка» в качестве основного результата ПИК в РУК в диссертации предложено рассматривать готовность его выпускников к инновационной деятельности.

Обосновано, что готовность к инновационной деятельности как один из видов готовности к деятельности представляет собой вполне самостоятельное явление, которое обладает собственными сущностными признаками. Причем в значительной степени они обусловливаются спецификой инновационной деятельности как аспекта или стороны учебной или профессиональной деятельности. В этой связи во второй главе специальное внимание уделено анализу сущности инновационной деятельности. Несмотря на многообразие точек зрения (Р. Дункан, П.Н. Завлин, Г. Зальтман, С.Д. Ильенкова, Н.Д. Кондратьев, Л.Я. Косалс, Н.И. Лапин, В.Г. Медынский, Ю.П. Морозов, Э.М. Роджерс, Д.Б. Соколов, А.Б. Титов, Э.А. Уткин, Дж. Хобек, Й. Шумпетер и др.), нам удалось обобщить существующие подходы и принять за основу определение инновационной деятельности как деятельности, связанной с зарождением, подготовкой и выпуском новой продукции, а также ее потреблением, созданием и практической реализацией новшеств, приводящих к коммерческому использованию продукции и технологий, обладающих научно-технической новизной и удовлетворяющих новые общественные потребности.


загрузка...