ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПОДГОТОВКИ ИННОВАЦИОННЫХ КАДРОВ В РЕГИОНАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТСКОМ КОМПЛЕКСЕ (02.08.2010)

Автор: Моложавенко Вера Леонидовна

Практическим аспектам интеграционных процессов в образовании посвящен ряд работ отечественных ученых: В. Атояна, Ю. Чеботаревского, Н. Казаковой, С. Кортова, С. Устелемовой, Е. Жиц, А. Плотникова, Н. Макаркина, Н. Фомина, В. Ивлиева и других. В этих исследованиях показаны формы и направления интеграционных процессов в образовании, проведен анализ типичных проблем функционирования университетских комплексов.

Различные аспекты готовности к инновационной деятельности активно изучаются учёными: принятие решений относительно новшества (Б. Твисс); роль руководящих работников в процессе внедрения (Л. Водачек и О. Лодачкова, П. Дрикер и др.); проблемы эффективности инноваций, направлений взаимодействия нововведений, взаимосвязь общества и инновационного развития (Б. Санто); проблемы инновационной политики, взаимоотношения инноваторов и трудового коллектива (А. Пригожин, К. Кирсанов, Д. Сиверин, Я. Лишняков и др.); инновационная культура и инновационная деятельность как факторы становления и. развития современного предпринимателя (А. Валеева, Д. Вахитов).

В научно-педагогической литературе отражены различные направления исследования инновационной деятельности в работах Ф.Н. Гоноболина, В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, А.К. Марковой, Н.Д. Никандрова. Особенности инновационных явлений в современной системе образования рассмотрены А.Г. Гостевым, М.С. Бургиным, М.Н. Клариным, В.В. Лихолетовым, С.Д. Поляковым, Л.С. Подымовой, В.А. Сластениным. Развитие инновационного потенциала у различных категорий работников рассмотрено И.В. Резанович, Е.А. Пагнаевой, В.В. Сидоровым и др.

При всей несомненной значимости данных исследований без внимания остаются вопросы теоретического обоснования и практического применения содержательных, процессуальных и результативных средств подготовки инновационных кадров в региональном университетском комплексе.

Таким образом, в педагогической теории и практике сложилась ситуация, которая характеризуется рядом противоречий:

– на социально-педагогическом уровне – между переходом экономики России на инновационный путь развития и неготовностью образовательных учреждений различного типа и вида осуществлять непрерывную, целенаправленную подготовку обучающихся к инновационной деятельности;

– на научно-теоретическом уровне – между необходимостью теоретического осмысления процесса подготовки инновационных кадров в региональном университетском комплексе и неразработанностью целостной концепции, раскрывающей сущность и содержание взаимодействия всех субъектов образования, направленного на развитие готовности выпускников к инновационной деятельности;

– на научно-методическом уровне – между складывающейся практикой подготовки кадров для инновационной экономики и недостаточной разработанностью учебных планов, программ, технологий и мониторинга, обеспечивающих повышения уровня готовности выпускников регионального университетского комплекса к инновационной деятельности.

Из вышеизложенных противоречий вытекает проблема исследования: как обеспечить непрерывную подготовку рабочих, служащих и руководителей, способных осуществлять инновационные реформы в региональных предприятиях, организациях и учреждениях различных форм собственности?

На основании анализа актуальности, противоречий и проблемы исследования нами сформулирована тема диссертации: «Педагогическая концепция подготовки инновационных кадров в региональном университетском комплексе».

Цель исследования – разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогическую концепцию подготовки инновационных кадров в региональном университетском комплексе.

Объект исследования – образовательный процесс в региональном университетском комплексе.

Предмет исследования – развитие готовности выпускников регионального университетского комплекса к инновационной деятельности.

Гипотеза исследования: планомерная и поэтапная подготовка инновационных кадров в региональном университетском комплексе будет направлена на удовлетворение потребностей предприятий, организаций и учреждений региона в работниках, способных успешно реализовывать инновационную деятельность, если:

1. Разработана педагогическая концепция, в которой:

методологическим основанием выступает единство системного, синергетического, акмеологического, аксиологического, компетентностного и личностно-деятельностного подходов;

понятийно-категориальный аппарат представлен в виде четырех групп понятий: 1) общие, отграничивающие круг рассматриваемой проблемы; 2) специальные, отражающие специфику построения концепции; 3) основные, выражающие главные авторские идеи; 4) дополнительные, определяющие особенности и взаимосвязи элементов концепции;

теоретический базис образован совокупностью закономерностей и соответствующих им принципов подготовки инновационных кадров в региональном университетском комплексе: внешней закономерности обусловленности и принципа регулируемого эволюционирования; внутренней атрибутивной закономерности и принципов перспективности и регионализации; внутренней закономерности эффективности и принципов развития карьеры, коллективного взаимодействия и взаимовыгодности;

содержательно-смысловое наполнение раскрыто в концептуальной модели подготовки инновационных кадров в региональном университетском комплексе, интегрирующей методологический, перспективно-целевой, содержательный, организационно-деятельностный и интегративно-результативный блоки.

2. Определен и опытно-экспериментальным путем проверен комплекс педагогических условий, включающий:

формирование единой образовательной политики, предполагающей согласование целей и технологий подготовки кадров с изменяющимися потребностями инновационной экономики России;

внедрение единой, интегрированной системы управления качеством образования;

развитие общественно-гражданских форм управления процессами подготовки инновационных кадров;

создание информационно-культурной среды, объединяющей спроектированную медиаобразовательную среду и автоматизированные системы управления университетским комплексом;

непрерывное повышение профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава университета.

3. Создана и реализована технология, предполагающая целенаправленные и систематизированные действия участников образовательного процесса, обеспечивающие достижение прогнозируемого и диагностируемого уровня готовности выпускников регионального университетского комплекса к инновационной деятельности.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. Уточнить состояние проблемы подготовки рабочих, специалистов и служащих для инновационной экономики в теории и практике образования.

2. Обосновать роль, определить структуру и особенности регионального университетского комплекса в подготовке инновационных кадров.

3. Разработать и обосновать педагогическую концепцию подготовки инновационных кадров в региональном университетском комплексе, включающую методологические основания, понятийно-категориальный аппарат, закономерности, принципы и концептуальную модель.

4. Выявить комплекс педагогических условий успешной подготовки инновационных кадров в региональном университетском комплексе.

5. Создать технологию развития готовности выпускников регионального университетского комплекса к инновационной деятельности..

6. Спроектировать критерии и показатели оценки результатов реализации педагогической концепции подготовки инновационных кадров в региональном университетском комплексе.

7. Провести апробацию педагогической концепции подготовки инновационных кадров в региональном университетском комплексе.

Методологической основой исследования явились: диалектическая теория познания, которая в качестве движущих сил развития выдвигает противоречия (Г. Гегель, И. Кант, В.И. Ленин, К. Маркс, Ф. Энгельс и др.); системный подход к отражению процессов и явлений объективной реальности (А.Н. Аверьянов, И.Д. Андреев, В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, В.С. Тюхтин, Э.Г. Юдин и др.); синергетический подход, основывающийся на явлении самоорганизации (В.Г. Виненко, Д.Ф. Ильясов, Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов, И.Р. Пригожин, Г.И. Рузавин, Г.Н. Сериков, И. Стенгерс, Г. Ферстер, Г. Хакен, М. Эйген и др.); акмеологический подход, позволяющий изучать достижения человека, расцвет его учебных и профессиональных способностей (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, В.Н. Максимова, А.А. Реан и др.); аксиологический подход к исследованию явлений объективной реальности с точки зрения заложенных в нем возможностей удовлетворения потребности человека (М.В. Богуславский, Е.В. Бондаревская, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, В.А. Сластенин, В.П. Тугаринов, Е.Н. Шиянов и др.); компетентностный подход в образовании (В.И. Байденко, В.Н. Боденко, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.В. Никандров и др.); личностно-деятельностный подход, предполагающий создание благоприятной среды для личностного роста в процессе деятельности (Б.Г.  Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.).

Теоретическую базу исследования составляют: положения о целостности содержания образования и педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, Е.П. Ильин, В.С. Леднев, М.И. Махмутов, Н.А. Половникова и др.); теоретические исследования, раскрывающие целостность, непрерывность, многоуровневость и многоступенчатость образования (В.А. Беловолов, А.П. Владиславлев, С.Г. Вершловский, Б.С. Гершунский, Н.В. Кузьмина, В.Г. Онушкин, Ф.И. Перегудов, Л.Г. Петерсон, Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова и др.); концепции профессионально-личностного развития (Н.Ш. Валеева, Б.С. Гершунский, А.А. Деркач, Н.И. Калаков, О.В. Лешер, И.В. Резанович, Н.Б. Шмелева и др.); современные стратегии создания и развития университетских комплексов (А.А. Арнаутов, Н.В. Астафьев, В.Е. Бочков, Н.Ф. Григорьев, Н.Э. Касаткина, В.П.  Ковалевский, В.П. Кузовлев, О.Н. Сарычева, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, В.Н. Иванов, Л.В. Федякина, Т.М. Чурекова и др.); исследования в области инноваций и инновационной деятельности (Р. Дункан, П.Н. Завлин, Г. Зальтман, С.Д. Ильенкова, Н.Д. Кондратьев, Л.Я. Косалс, Н.И. Лапин, В.Г. Медынский, Ю.П. Морозов, Э.М. Роджерс, Д.Б. Соколов, А.Б. Титов, Э.А. Уткин, Дж. Хобек, Й. Шумпетер и др.); теоретические разработки, отражающие стратегии развития и закономерности перехода к экономике инновационного типа (С.Ю. Глазьев, В.П. Горегляд, В.М. Полтерович, С.А. Ситарян, Е.Ю. Хрусталев, Ю.В. Яковец).

Нормативно-правовую основу исследования составили: Закон Российской Федерации «Об образовании» (от 10 июля 1992 г. с последующими изменениями и дополнениями); «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» (29 декабря 2001 г.); «Приоритетный национальный проект «Образование» (15 сентября 2005 г.); «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» (17 ноября 2008 г.); Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 годы (28 июля 2008 г.).

Методы исследования: теоретические (междисциплинарный анализ и синтез методологической, философской, экономической, социологической и психолого-педагогической литературы, нормативных и законодательных документов Российской Федерации, федеральных государственных образовательных стандартов общего и профессионального образования; обобщение, сравнение, абстрагирование, моделирование, прогнозирование); экспериментальные (наблюдение, анкетирование, интервьюирование, метод экспертных оценок, тестирование, педагогический эксперимент); количественные и качественные оценки полученных результатов.

Экспериментальная база и этапы исследования.

На разных этапах исследования участвовало около 30000 участников инновационной деятельности: работодатели, студенты, профессорско-преподавательский состав, руководители отделов, исследовательских лабораторий, структурных подразделений. Для изучения различных аспектов предмета было проведено 16 частных эмпирических исследований в региональном университетском комплексе «Тюменский государственный нефтегазовый университет» (6 базовых институтов, 18 филиалов, 7 структурных подразделений среднего профессионального образования). Отдельные положения проверялись на базе Южно-Уральского государственного университета, Тюменской государственной академии искусств, Челябинского государственного университета.


загрузка...