Концепция налогообложения инновационной деятельности малых предприятий (02.08.2010)

Автор: Мандрощенко Ольга Валентиновна

КОНЦЕПЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Специальность 08.00.10 – Финансы, денежное обращение и кредит

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Москва, 2010

Работа выполнена на кафедре «Финансы и кредит» Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации

Научный консультант: доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист РФ, академик РАЕН

ЧЕРНИК Дмитрий Георгиевич

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

КАРП Марина Викторовна

доктор экономических наук, профессор

МАРШАВИНА Любовь Яковлевна

доктор экономических наук, профессор

ПУШКАРЕВА Валентина Максимовна

Ведущая организация: Российский государственный социальный университет

Защита состоится «25» октября 2010 г. в 1200 на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 226.003.01 при Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации по адресу: 109456, Москва, 4-й Вешняковский пр., д. 4, ауд.113.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации.

Автореферат разослан «___» сентября 2010 г.

Ученый секретарь

совета по защите докторских и кандидатских диссертаций, кандидат экономических наук, доцент

В.М. Смирнов

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Развитие инвестиционной деятельности малых предприятий является основой для успешного функционирования национальной экономики. Малые предприятия выполняют ряд важнейших социально – экономических функций, таких как обеспечение занятости, формирование конкурентной среды путем внедрения инноваций, нивелирование социального неравенства. Однако, в России доля малого и среднего бизнеса в валовом внутреннем продукте составляет не более 13%, в то время как в западных странах в среднем 40%. Для развития созидательного потенциала малого предпринимательства должна быть создана благоприятная экономическая среда - именно такой подход заложен в долгосрочной стратегии Правительства РФ до 2012 года.

Главная проблема отечественного малого бизнеса состоит в недостатке финансовых ресурсов для развития собственной материально – технической базы, поэтому ее характерными признаками являются низкий уровень технического вооружения труда, изношенность парка оборудования, отсутствие необходимых помещений для осуществления предпринимательской деятельности.

Одной из сложных задач на данном этапе развития российской экономики является повышение инвестиционной активности малых предприятий. Эта задача должна обеспечиваться с помощью механизма регулирующего воздействия государства на инвестиционный процесс. В условиях рыночной экономики государственное вмешательство в инвестиционные процессы всегда ограничено, поскольку перевод предприятий на инвестиционно – инновационный путь развития – это многогранный, сложный процесс, находящийся под влиянием многочисленных факторов. Вместе с тем, из общего ряда таких факторов по степени влияния на формирование инвестиционных ресурсов малых предприятий выделяется налогообложение.

Состояние и развитие малого предпринимательства в значительной степени определяется проводимой государственной экономической политикой, составной частью которой является налоговая политика. С помощью системы налогообложения государство не только обеспечивает наполняемость налоговыми доходами бюджетной системы всех уровней власти, но и влияет на процессы производства и обращения товаров (работ, услуг), стимулируя, либо сдерживая их рост, корректируя развитие экономики, в целом. Поэтому на современном этапе развития экономики возникает необходимость активизации работы по определению концептуальных основ и важных приоритетов в системе налогообложения инвестиционной деятельности предприятий малого бизнеса с целью формирования собственных источников финансирования капитальных вложений.

В ходе налоговой реформы в России произошли существенные изменения в сфере налогообложения малого бизнеса. В частности, для повышения активности предпринимательской деятельности были введены специальные режимы налогообложения, применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями на основе патента, регионы получили право устанавливать пониженную ставку единого налога в случае применения налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения, расширен состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли и другие.

Позитивные результаты налоговой реформы вовсе не означают решение всех проблем в области налогообложения предприятий, относящихся к малым. С формальной стороны, специальные налоговые режимы не являются таковыми исключительно для субъектов малого предпринимательства, поскольку налоговое законодательство устанавливает другие основания, дающие право предприятиям применять данные налоговые режимы. Многие малые предприятия работают по традиционной системе налогообложения и не имеют преференций по сравнению с другими субъектами хозяйственных отношений. Поэтому особое значение приобретают вопросы изучения теоретико – методологических аспектов формирования налоговой политики предприятия и налогового механизма управления инвестиционной деятельностью.

Налоговый механизм регулирования инвестиционной деятельности включает различные инструменты, способствующие увеличению объема финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, используемых, прежде всего, как инвестиции в форме капитальных вложений в основной капитал. Наибольшие потенциальные возможности для регулирующего воздействия на темпы, масштабы и направления инвестиционной деятельности имеют налоги и среди них – налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, единый налог по упрощенной системе налогообложения.

Действующее налоговое законодательство является сложным и противоречивым, что вызывает неоднозначность трактовки его норм. В результате возникают финансовые проблемы, сдерживающие деловую активность предприятий малого бизнеса, что подтверждается уровнем налоговой нагрузки и финансовыми показателями инвестиционной деятельности. Задача минимизации налоговых рисков заключается в разработке модели оптимизации налогообложения инвестиционной деятельности, с помощью которой можно прогнозировать налоговую нагрузку при условии устойчивого развития предприятия, целенаправленно влиять на финансовые показатели деятельности, обоснованно планировать развитие инвестиционной деятельности за счет собственных и заемных источников финансирования капитальных вложений.

Малые предприятия, в силу отсутствия достаточных финансовых ресурсов для обеспечения инвестиционных потребностей, нуждаются в изменении финансового построения своего бизнеса путем создания действенных механизмов самоорганизации. Для стимулирования инвестиционной активности малых предприятий важное значение имеет интеграция с крупным бизнесом в форме организации холдинговых компаний. В этой связи заметную актуальность приобретает консолидация налоговой отчетности. Отсутствие методики расчета налога на прибыль в условиях консолидированного налогоплательщика сдерживает процессы взаимодействия малого и крупного бизнеса.

Следовательно, разработка концептуальных подходов налогообложения инвестиционной деятельности малого бизнеса с целью изыскания дополнительных источников финансирования инвестиций представляет важное направление научного поиска. Его результаты позволят получить систему эффективной реализации налоговой политики государства в отношении предприятий малого бизнеса и вывести его на качественно новый, инновационный путь развития.

Степень разработанности проблемы. До настоящего времени налогообложение инвестиционной деятельности малых предприятий не исследовалось комплексно, во взаимосвязи с финансовыми показателями. Однако, общие теоретические вопросы развития налоговой системы, управления и финансовой устойчивости малых предприятий, налогового регулирования нашли широкое отражение в работах российских ученых.

Теоретические вопросы налогообложения получили развитие в трудах российских ученых – Л.А. Аносовой, И.И. Бабленковой, Л.И. Гончаренко, Н.В. Горского, А.А. Исаева, В.Г. Князева, И.Х. Озерова, Л.П. Павловой, В.Г. Панскова, Г.Б. Поляка, В.М. Пушкаревой, М.В. Романовского, Н.А. Сердюковой, А.А. Соколова, Д.Г. Черника, С.Д. Шаталова и других.

Методологической сущности налогового администрирования посвящены работы А.В. Аронова, В.А. Кашина, В.В. Коровкина, В.А. Красницкого, А.В. Лобанова, О.А. Мироновой, И.А. Перонко, И.Л. Юрзиновой, Т.Ф. Юткиной и других. Однако единства в понимании экономической и управленческой природы понятия налоговой политики предприятия и повышения эффективности, в настоящее время не достигнуто.

Профессиональный интерес для настоящего исследования представляют работы отечественных ученых и практиков А.В. Брызгалина, Ф.А. Гудкова, А.З. Дадашева, А.С. Кизимова, И.В. Мамоновой, Н.Н. Тютюрюкова, в которых рассматриваются практические и некоторые теоретические аспекты налогообложения инвестиционной и инновационной деятельности.

Вместе с тем, в отечественной науке отсутствуют исследования, комплексно охватывающие проблемы налогообложения инвестиционной деятельности малых предприятий. Особенно актуальны вопросы влияния налоговой составляющей на формирование собственных источников финансирования капитальных вложений, что позволяет предложить систему показателей, отражающих взаимосвязь между налоговой нагрузкой и показателями, оценивающими инвестиционную деятельность предприятий. Кроме того, в экономической литературе не рассматриваются вопросы интеграции малых предприятий с крупным бизнесом и определение возможного налогово – инвестиционного эффекта вследствие консолидации налоговой отчетности.


загрузка...