Актуальные проблемы национальных меньшинств Северного Кавказа: социальное положение, трансформация (02.08.2010)

Автор: Мамаев Махач Ильясович

Вряд ли можно согласиться и с выводом автора о том, что «незначительная степень интеграции в кубанский социум (в особенности турок-месхетинцев), «окукливание» этих этнических групп (имеются в виду и армяне)» выступало конфликтогенным фактором в развитии русско-турецких отношений. По нашему мнению, трактовка неверна в двух отношениях. Подобные утверждения не имеют никакого отношения к русско-турецким связям, так как речь идет об отношениях между славянским населением и тюркским на территории одного государства, рассматривая или Советский Союз или Россию. О какой степени интеграции турок-месхетинцев в «кубанский» социум можно вести речь, если в самом начале вынужденного переселения турок на территорию в РСФСР из Узбекистана речь шла исключительно об их временном пребывании, да и не было упоминания о расселении на территории Краснодарского края.

Весьма сомнительным является и такая причина, названная C.В. Маркедоновым как «конфликт между этнической и государственной лояльностью». Очевидно, здесь протекал процесс по регулированию национальными отношениями в сложившейся обстановке. Государственная позиция должна же выражаться в каких-либо конкретных документах – концепции, законодательные акты и др. Однако такого по отношению к туркам-месхетинцам не проявлялось. Кроме того, оказывалась помощь как на государственном, так и на местном, региональном уровне.

Вряд ли будет правильным приписывать «лидерам неоказачьего движения края» озвучивание неоднократно тезиса о невозможности проживания турок и казаков (русских). Подобное утверждение в полной мере не соответствует исторической действительности, так как соответствующий лозунг был оглашен еще в 1920-е годы стратегами и вершителями сталинской национальной политики. В определенной мере этот тезис был одной из ее идеологических составляющих. А потом нельзя сбрасывать и тот факт, что часть турок-месхетинцев поселилась на территории края еще в 1960-е годы. Они безболезненно интегрировались в социум Краснодарского края, расселившись, в частности, в Апшеронском и других районах края. При этом процесс их адаптации в тот период протекал без каких-либо конфликтов.

Для этого этапа характерны публикации трудов обобщающего характера как авторов на федеральном уровне, так и в субъектах Северного Кавказа, в которых значительное место отводилось и названным этническим меньшинствам, а также характеристике общего состояния событий в регионе.

К проблеме национальных меньшинств на всероссийском уровне в последние годы все чаще обращается В.И. Мукомель. Рассматривая эту тему в комплексе, автор не мог пройти мимо состояния ее применительно этнических общностей Северного Кавказа. По его мнению, в регионах России находят распространение четыре «модели» политики по отношению к национальным меньшинствам (отчуждённость, конфронтация с отдельными меньшинствами, балансирование, компромисс между общественным мнением, настроением против меньшинств и защитой их интересов, конструктивное сотрудничество с национальными меньшинствами).

Что касается непосредственно территории Северного Кавказа, то, по утверждению В. Мукомеля, здесь проявляются все четыре «модели» этой политики. При этом В. Мукомель усматривает на Северном Кавказе такую особенность по отношению к национальным меньшинствам, когда «под лозунгом защиты прав большинства ведется явная дискриминация отдельных меньшинств». Подобный вывод не мог не привлечь внимания. Хотя автор и не указывает, кого он подразумевает в конкретном случае «под большинством на Северном Кавказе» и меньшинством. Но, вероятно, речь идет о русском населении, турках-месхетинцах в Краснодарском крае. На наш взгляд, подобным образом ставить проблему применительно к названному региону будет не совсем корректным и правильным.

Перечисленные направления должны быть подчинены главной задаче – последовательному и целенаправленному регулированию национальными процессами в регионах страны, в том числе и Северном Кавказе, где межнациональные отношения наиболее обострены, достижению мира и гражданского согласия в обществе.

Дело в том, что стабилизация отношений между большинством и меньшинством – в достижении сбалансированного соотношения, удовлетворении интересов тех и других, а не в выборе характера отношений к тем или другим этническим общностям (большинству и меньшинству). Необходим в данном случае учёт сложившихся исторических реалий, если исследователь подразумевает в своих рассуждениях русских и турок-месхетинцев. Практика развития национальных отношений показывает, что этим правилом пренебрегать не следует.

Автор анализирует формы реализации на практике защиты прав национальных меньшинств на примере Республики Адыгея, Ставропольского края, однако, не вдаваясь в подробности этих сложных процессов. Эти регионы представляют интерес для исследования, так как именно на их территории проживают такие этнические меньшинства как турки-месхетинцы, ногайцы, курды, крымские татары и другие, ранее подвергшиеся репрессиям со стороны органов государственной власти.

Прибегая к методу сравнительного анализа, В. Мукомель показывает особенности сохранения и защиты языков национальных меньшинств, взаимодействия между органами государственной власти и национальными меньшинствами.

На огромном фактическом материале с учетом результатов исследований ученых обществоведов, богатого комплекса выявленных архивных источников показаны особенности развития межнациональных отношений на Северном Кавказе А.И. Тетуевым. Автор, хотя не касается непосредственно национальных меньшинств, в том числе и предложенных для рассмотрения в настоящем исследовании, тем не менее им разворачивается содержательная картина формирования национальной политики в бывшей российской империи, затем Советском Союзе по отношению к так называемым «инородцам», в число которых причислялись и национальные меньшинства.

Более глубокому изучению рассматриваемой темы способствуют и проведенные исследования обществоведов Республики Дагестан. Это не случайно, так как Республика Дагестан один из многонациональных субъектов Российской Федерации. Он выступает своеобразной лабораторией, где проявляется практическое воплощение принципов регулирования межнациональными отношениями, совершенствования федеративного устройства государства, взаимодействия между этническими общностями, сочетание разных направлений вероисповедания.

Несомненно, заметный вклад внес в разработку темы национальных меньшинств, подвергшихся ранее репрессиям, и особенно национальных меньшинств, проживавших на территории Северного Кавказа, а также появившихся в числе народов Северного Кавказа после известных событий 1990-х годов, связанных с миграционными процессами, Н.Ф. Бугай. Им издана монография «Реабилитация репрессированных граждан России (ХХ – начало XXI века)». М., 2006, в разделах которой представлены обстоятельно этапы реабилитации этнических общностей и групп населения, показана юридическая база этих мер. Несмотря на обобщающий характер труда, в нем обращено большое внимание на положение национальных меньшинств Северного Кавказа. Особый интерес вызывает анализ форм реабилитации граждан, подвергшихся репрессиям со стороны государства.

Вышла в свет монография М.В. Саввы «Новые диаспоры Краснодарского края» (права, интересы, динамика интеграции и восприятие местным сообществом)». Краснодар, 2006. В труде отражено современное положение в Краснодарском крае турок-месхетинцев, курдов, представлен взгляд автора на различные стороны этой сложной проблемы исторической науки. Особую ценность приобретают результаты массовых социологических опросов, интервью автора с турками-месхетинцами, курдами, их непосредственными соседями.

Представляет интерес в плане познания сущности межнациональных конфликтов, разразившихся на национальной почве, в том числе и на территории Кавказа, опубликованная книга В.В. Амелина «Конфликты через призму местных сообществ: научно-публицистические очерки» (Оренбург, 2007). Автор, представив одновременно причины развития конфликтов в разных регионах бывшего Советского Союза, не мог не отразить и события в Нагорном Карабахе, в Республике Северная Осетия-Алания, в Абхазии.

В книге четко прослеживаются социальные предпосылки возникновения конфликтной ситуации в сфере межнациональных отношений на территории многонационального Северного Кавказа. Подробно дается характеристика политических сил, возглавлявших процесс и, благодаря которым, общество было подведено к черте социального взрыва, в основе которого лежали национальные противоречия, закончившиеся в некоторых местах вооруженными столкновениями разных противоборствующих сторон. Эти события явились и отрицательным фактором в ходе решения проблем жизнеобустройства национальных меньшинств на Северном Кавказе.

В плане понимания природы и сущности событий, связанных с чеченским кризисом и конфликтом между осетинами и ингушским селением на территории Республики Северная Осетия-Алания, представляет интерес появившееся исследование Н.Ф. Бугая «Чеченская Республика: конфронтация, стабильность, мир. (М 2006)». На богатой документальной базе, материалах, имеющих в основном государственную направленность, автор представил последовательное изложение общественно-политической картины вокруг чеченских событий, показал роль и место как государственных федеральных структур в этих процессах, так и органов государственной власти на местах. Одновременно раскрыта обусловленность процессов, связанных с жизнью национальных меньшинств на Северном Кавказе, в большей мере выступивших причиной их тяжелого положения, смены ориентации и прочее.

Богатый информационный материал по теме национальных меньшинств содержится в книгах о реализации Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, подготовленных структурами Правительства Российской Федерации. К сожалению, они издавались только по итогам мониторинга за 2001 и 2002 годы.

В частности, представляют интерес и выработанные основные направления на последующие этапы развития Российской государственности. В отчетах субъектов Российской Федерации, включая и Северный Кавказ, содержатся интересующиеся нас материалы о национальных меньшинствах. Они в целом позволяют судить о ситуации, складывавшейся в регионах, о формах взаимодействия органов власти с национальными меньшинствами в период становления России как правового государства, базировавшегося на широких принципах демократии.

Самостоятельным томом изданы материалы Всероссийского совещания «О реализации Концепции государственной национальной политики Российской Федерации», основная мысль которых, сводится к тому, что будущее Российской Федерации, ее развитие как демократического, правового государства, обеспечение национальной безопасности, сохранение целостности возможны только в условиях межнационального и межконфессионального мира.

Однозначно, это вывод и должен быть основополагающим в проведении национальной политики в Российской Федерации. На реализацию этой задачи должны быть направлены усилия как органов государственной власти, так и институтов гражданского общества, в том числе и выражающие интересы национальных меньшинств.

Министерство регионального развития Российской Федерации в 2003–2006 гг. проводило мониторинг состояния национальных и государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации, который получил оформление в выпусках специальных изданий.

Привлекает внимание постановкой проблем статья министра В.А. Яковлева. Он четко и последовательно определил основные направления национальной политики в России, состояние отношений между этническими общностями, показав при этом место экономического фактора в системе хозяйствования в государстве, совершенствование системы управления этой отраслью.

В.А. Яковлев подчеркнул, и это очень важно, особое положение на Северном Кавказе. В этом регионе, по его мнению, по-прежнему в числе актуальных остается проблема стабилизации обстановки, экономического и культурного развития регионов. Интересен и раздел, посвященный положению национальных меньшинств в Российской Федерации в 2004 г., в котором имеются частичные сведения о корейцах, турках-месхетинцах, цыганах, коренных малочисленных народах, о проблемах гражданства национальных меньшинств.

Эта работа была продолжена Министерством регионального развития Российской Федерации и в последующем. Так, в 2006 г. был издан новый выпуск мониторинга проблемы национальных отношений. В специальном разделе тома нашли частично отражение и изучаемые нами национальные меньшинства.

Применительно к Северо-Кавказскому региону обращено внимание на положение курдов, турок-месхетинцев, цыган, ногайцев, выявляется их роль и место в системе межнациональных отношений.

Несомненно, различно содержание рассмотренных научных исследований, их научный уровень, однако все они подчинены обобщению накопленного материала, поиску новых направлений изучения темы национальных отношений в целом, и национальных меньшинств, в частности.

Можно констатировать, что многие стороны рассматриваемой темы еще не изучены, в числе их, такие как международное право, в решении вопросов вынужденно и насильственно переселенных групп населения, историко-правовой аспект национальных меньшинств (в частности, ранее подвергшихся репрессиям), принудительные формы использования труда, реабилитация национальных меньшинств, подвергшихся репрессиям и другие.

Большим подспорьем в изучении проблемы национальных меньшинств являются материалы заседаний научных форумов, «круглых столов» как всероссийского масштаба, так и регионального, а также проводившиеся международные научно-практические конференции, семинары, на которых подводились итоги изучению проблемы, с учетом нового человеческого измерения, достигнутых данных о национальных меньшинствах в разных государствах.

В 1990-е годы – начале ХХI в. состоялись многочисленные научно-практические конференции как общероссийского уровня, так и регионального, на которых предметом рассмотрения выступала тема национальных меньшинств. В сообщениях участниками рассматривались вопросы национальных меньшинств, подвергшихся репрессиям и их реабилитации в условиях новой демократической России, интеграции меньшинств в региональный социум, связанной с миграционными процессами, а вернее, вовлеченными в эти процессы. Предметом исследования были формы и методы взаимодействия в новых условиях России, поиск путей экономического и этнокультурного развития национальных меньшинств, взаимодействие институтов гражданского общества с государственными органами власти.

Начиная с середины 1990-х годов, проводились конференции и под эгидой Миннац России. В серии научных конференций особое место занимает научно-практическая конференция по теме «Месхетинские турки: история и современность», состоявшаяся 21–22 января 1994 г. в Институте российской истории РАН. На конференции были всесторонне рассмотрены вопросы жизнеобустройства 74 тыс. контингента турок-месхетинцев на территории России, ставших беженцами после «ферганских событий» конца 1980-х годов в Узбекистане.

В конце декабря 2000 г. в Москве проходил Межакадемический симпозиум «Трансформирующиеся государства и вызов этнических конфликтов: российский и международный опыт». Участники симпозиума предпринимали попытку разобраться в вопросе: почему так происходит в Краснодарском крае, почему таким злобным остаётся отношение местного населения к «нахлынувшим» стихийно в край туркам-месхетинцам? К сожалению, никто из участников не обратился к существующей в крае живой исторической памяти, которую нельзя сбрасывать со счетов при выводах по столь сложной проблеме взаимоотношений между этносами.

23–24 ноября 2005 г. в Москве под руководством Минрегиона России проходил Международный семинар (Россия-Великобритания) по теме «Охрана правопорядка и уголовное судопроизводство – к безопасности в многонациональном обществе». В работе семинара принимали участие более 50 специалистов министерств и ведомств России и Великобритании. Были рассмотрены вопросы о положении цыган в России и Великобритании. Обсуждались меры по усилению контактов между этническими общностями и правоохранительными органами государственной власти и др. Обращалось внимание на содействие диалогу правоохранительных органов с этническими общностями, в том числе путём проведения совместных с МВД России, других ведомств региональных совещаний по решению вопросов обустройства цыган и поддержания общественного порядка и др.

26 ноября 2005 г. состоялась и первая Всероссийская научно-практическая конференция «Межнациональные отношения в Краснодаре на современном этапе: перспективы устойчивого развития (подходы к решению общероссийской проблемы)». В докладах участников конференции содержатся многие материалы о жизни национальных меньшинств поляков, турок-месхетинцев, цыган и других, анализировался уровень взаимодействия между разными национальными меньшинствами и органами государственной власти.

На заседании «круглого стола»: «Роль и место российских цыган в системе межнациональных отношений», приуроченного к международному дню цыган 8 апреля 2006 г., обстоятельно рассматривались вопросы адаптации и интеграции цыган в российское общество, образования, культурного развития, состояние молодежного цыганского движения, взаимодействия институтов гражданского общества с органами власти. Отмечалось, что в отдельных округах с компактным проживанием цыган отсутствуют национально-культурные цыганские организации, что порождает трудности при решении многих социальных проблем, и особенно в формировании нового национального самосознания, в организации помощи национальным общественным цыганским институтам.

Важным по своему содержанию и направленности был ставший уже традиционным УП Российско-корейский форум по вопросам научного, гуманитарного и культурного обмена, проходивший в марте 2006 года в Дипломатической академии МИД России. Документы форума представляют для исследования особую ценность. В них рассматриваются пути взаимодействия государств в решении социальных проблем мигрантов разных этнических общностей, в том числе и ранее подвергшихся репрессивным воздействиям со стороны государства, прибывающих на поселение в Россию из Узбекистана и других стран СНГ, формы и методы решения этой сложной задачи.

29 июня 2006 г. ФНКА российских цыган совместно с Федеральной службой Российской Федерации по контролю над оборотом наркотиков провели заседание «круглого стола» «Национальные общественные объединения в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, пути совершенствования работы». Среди вопросов – незаконный оборот наркотиков в России, масштабы бедствия, наиболее проблемные в этом отношении регионы, наркотрафик: откуда в Россию идут потоки смертоносного товара, возможные пути повышения эффективности работы по выявлению крупных сбытчиков наркотических средств и другие.

На середину 2006 г., по официальным данным Минздравсоцразвития России, на территории Российской Федерации было зарегистрировано 343 000 наркоманов. Самыми проблемными в этом плане были названы регионы, входящие в Уральский и Сибирский федеральные округа, а также крупные города-мегаполисы.

Примечательной в этом плане явилась международная конференция «Участие национальных меньшинств в общественной жизни: роль совещательных органов», проходившая 7 марта 2006 г. в Брашове (Румыния). Обсуждались вопросы правового обеспечения участия национальных меньшинств в процессах принятия решений, их согласования и координации с органами государственной власти, отношений с другими организациями на национальном уровне и сотрудничества с международными организациями.

Положение роли и места национальных языков в многонациональном государстве при общем функционировании единого языка межнационального общения (в России конкретно русского языка) рассматривалось на заседании «круглого стола» «Защита региональных языков или языков меньшинств: проблемы имплементации международных правовых актов в Российской Федерации». Участники анализировали Европейскую хартию как основополагающий документ Совета Европы по защите языкового многообразия.


загрузка...