Актуальные проблемы национальных меньшинств Северного Кавказа: социальное положение, трансформация (02.08.2010)

Автор: Мамаев Махач Ильясович

Что касается аграрного сектора, то также по причине длительного проживания на территории региона, адаптации в местные условия, глубоко интегрировано как в экономическую, так и социально-культурную сферу общественного взаимодействия корейское национальное меньшинство. Так, в Республике Северная Осетия-Алания как во Владикавказе, так и в районных центрах, в крупных селениях корейцы заняты предпринимательством, работают учителями, врачами, юристами.

Сложная ситуация в Южном федеральном округе складывается с организацией производственной занятости цыганского населения. Недостаточный социальный уровень цыганского меньшинства обусловлен тем, что основная масса цыган по-прежнему отдает предпочтение жизни на социальные пособия, и не проявляет должной заинтересованности в трудоустройстве. Проблемы цыган связаны с падением их уровня жизни, и нежеланием органов власти оказывать необходимую помощь в интеграции этой части населения. Сказывается и низкий уровень образования общей массы цыганского населения.

Тем не менее, наряду с традиционными формами применения труда российских цыган (кузнечное ремесло, гадание, торговля и т.д.), в последние годы удалось расширить их участие в производственной сфере – в отраслях промышленности и сельского хозяйства. Так, например, по сообщениям администраций, цыгане заняты на сельхозпредприятиях (плодоовощной завод) и на сезонных сельхозработах в Майском районе Кабардино-Балкарской Республики. Некоторые из мужчин занимаются кузнечным ремеслом.

Из Ростовской области сообщалось: «Занимаются этнические цыгане самой разнообразной трудовой деятельностью: торговлей, сельским хозяйством, работают кузнецами, сварщиками и т.д.».

Анализ проблемы трудовой занятости национальных меньшинств позволяет сосредоточить внимание на главных направлениях этого сложного аспекта проблемы. В первую очередь на учете интересов национальных меньшинств, их профессиональной способности, связанными с трудовыми навыками, обычаями и традициями народов. При учете этого важного национального фактора можно было бы в более легкой форме определить нишу народнохозяйственного сектора, в которой использовался бы труд представителей того или иного национального меньшинства. Например, те же российские цыгане и курды могли преуспеть в развитии животноводческой базы с применением новых технологий, повышением производительности труда, последующей организацией фермерских хозяйств.

Корейское этническое меньшинство имеет очень ценные трудовые навыки в решении продовольственной проблемы в масштабе республики, края, области, т.е. регионов проживания, богатые ценные навыки по переработке сельскохозяйственной продукции. Поэтому важной составляющей применения труда национального корейского меньшинства была бы сфера строительства предприятий в агарном секторе по переработке сельхозпродукции, разработке новых технологий по сохранению выращенных урожаев и т.д. Для корейцев, как показывает исследование, важно привлечение в интеллектуальную сферу жизнедеятельности северокавказского сообщества.

Очевидно, требуются программы регионального масштаба по развитию трудовых навыков цыганского национального меньшинства. Эта проблема нуждается в неотложном решении. И в данном случае необходим учет навыков цыган в металлообработке, в изготовлении подсобных конструкций в строительстве, использовании их труда в животноводстве, переориентации психологи цыган с иждивенческих позиций на самостоятельный труд и работу, семейный подряд, а тем самым и проявление индивидуальности в этом труде.

Проблема возрождения самобытной культуры национальных меньшинств остается в числе актуальных и на территории Северо-Кавказского региона. Однако вряд ли возможно решение столь актуальной проблемы без необходимой поддержки со стороны органов государственной власти.

Для национальных меньшинств, особенно в условиях протекающих миграционных процессов актуальной выступает задача формирования нового национального самосознания этнических общностей, подвергшихся ранее репрессиям, выработки приоритетных направлений в воспитании культуры межнационального общения, рассматривая ее как основу для формирования национального самосознания.

Воспитание культуры межнационального общения может стать «неотъемлемой составляющей всего образа жизни и поведения жителей». В этой связи важно и определение механизма для реализации обозначенной меры, который должен включать поощрение и пропаганду между гражданами разных национальностей опыта и традиций мирного, гуманного сосуществования, сотрудничества, дружеское общение, совместное решение многих общих проблем, осуждение различных проявлений экстремизма на национальной почве.

В целях обеспечения единства культурного пространства, равных возможностей доступа к культурным ценностям для жителей различных территорий страны и представителей разных этнических общностей, создание условий для диалога культур в многонациональном государстве постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. № 955 была утверждена федеральная целевая программа «Культура России (2001–2005 годы)». Подпрограмма «Развитие культуры и сохранение культурного наследия России», входящая в состав этой программы, в 2003 г. профинансирована на 3260,2 млн. руб., а на 2004 г. предусмотрены средства в размере 3441,5 млн. рублей.

Кроме того, на реализацию прочих мероприятий (развитие национального образования, культуры российских немцев, развитие научно-методической и издательской деятельности и т.д.) в области социальной политики по программе «Развитие социально-экономической и культурной базы возрождения российских немцев» только в 2003 г. перечислялось из федерального бюджета 40,6 млн. руб. В последующем эти средства возрастали.

Таким образом, несмотря на непростую финансово-экономическую обстановку в Российской Федерации, вызванную переходным периодом в осуществлении демократических реформ, необходимо отметить положительные итоги реализации целевых программ в 2001–2006 гг.

Важная роль в условиях нового развития процессов в Российском государстве отводилась решению общей для всех национальных меньшинств проблемы – повышению роли языков национальных меньшинств. Следует отметить, что в последние годы в России эта проблема приобретает характер общегосударственной проблемы.

В связи с этим особое значение имел упоминавшийся, принятый Закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» от 25 октября 1991 года № 1807-1, которым устанавливались государственные гарантии равноправия языков народов Российской Федерации, устанавливался порядок использования в официальных сферах общения языков компактного проживания населения тои или иной этнической общности, не имеющей своих национально-государственных и национально-территориальных образований, или живущей за их пределами (см. Ст. 2, 3, 4).

Эти положения получили развитие, например, в нормативно-правовых документах органов власти в субъектах Федерации. Так, в Кабардино-Балкарской Республике в принятом «Кодексе Кабардино-Балкарской Республики об административных правонарушениях» устанавливается ответственность должностных и физических лиц за нарушение порядка использования языков народов Кабардино-Балкарской Республики (Ст. 3.1), нарушений требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия.

Однако это не свидетельствует о том, что в этой ситуации не должно придаваться особое значение и положению русского языка. Обязанность органов власти создавать условия для реализации функций русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения для укрепления государственной и национальной безопасности, а также повышения имиджа Российской государственности.

На Северном Кавказе широкая программа мероприятий в сфере культуры проводилась НКА и общественными объединениями греков в Ставропольском крае, Республике Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарской Республике. Так, общественным объединением греков Республики Северная Осетия-Алания «Прометей» были созданы необходимые условия для участия греков в фестивалях греческой культуры (Москва, Геленджик, Владикавказ), проводилась работа по воспитанию патриотизма, увековечиванию памяти греков – жителей республики. В 1994 г. состоялось открытие Колокольни-мемориала памяти П.Е. Мараданова и греков, репрессированных в 1937–1938 годах. Общественное объединение активно участвует в проведении Дней города, Дня независимости Греции (25 марта), Дня «Охи» (28 октября), проводятся благотворительные и молодежные вечера. Функционирует молодежный танцевальный ансамбль, ставший в 1992 г. лауреатом Международного фестиваля культуры в Москве. На счету общественного объединения греков республики много других полезных дел.

Однозначный вывод, что дальнейшее возрождение культуры национальных меньшинств, реализации мер по воспитанию культуры межнационального общения обусловлено прежде всего обновлением экономической и социальной сферы, повышением материального уровня жизни, обеспечением трудовой занятости, обеспечением коммунальным, образовательным, медицинским обслуживанием.

Национальные меньшинства бережно охраняют свои традиции и обычаи, заботясь и о культуре этнической общности. Так, на Северном Кавказе Польский национальный культурный центр «Единство» (Краснодарский край) за счет своих средств и при активной помощи, оказываемой организациями, наладил издание газеты «Польские ведомости» (с 2002 г.) на польском и русском языках. Наряду с этим ведется активная работа по выявлению исторических документов о пребывании поляков в России в целом, и на Северном Кавказе.

Возрождению культуры этнической общности уделяют большое внимание в новых условиях российские корейцы. Каждое из корейских общественных объединений имеет широкую программу мер по решению в первую очередь приоритетных задач, это и возрождение традиций, сохранение самобытности, обычаев, обучения родному языку. Дело в том, что корейцы в силу ряда причин чисто объективного характера остаются русскоговорящим населением.

Для решения образовательной проблемы цыган предпринимаются совместные усилия органов государственной власти и цыганских общественных объединений по проведению разъяснительной работы в цыганских семьях и организации национальных учебных классов.

Всеми национальными меньшинствами придается внимание развитию сферы культуры и сохранению прежде всего своей национальной культуры как одной из возможностей сближения этнических общностей, обогащения их духовности, межнациональных отношений, их наполняемости по разным направлениям связей с другими этническими общностями во имя процветания своей страны.

В Заключении обобщены основные результаты изучения проблемы национальных меньшинств Северного Кавказа, подвергшихся ранее репрессиям. Оценивается значение такого важных аспектов темы как консолидация национальных меньшинств в новых условиях развития Российского государства, улучшение их социального положения на ограниченном географическом пространстве; работа институтов гражданского общества, показаны формы взаимодействия их с органами государственной власти в решении задач, выдвигаемых перед обществом в условия существования Российской Федерации как правового сообщества.

Процессы, протекающие в постмодернистский период, свидетельствуют о необходимости своевременной реакции общества на жизнь национальных меньшинств, определение их роли и места в протекающих национальных процессах, рассмотрение их в качестве органичной составляющей многонационального государства, каким является Россия, ставшая суверенной.

Сохранение этнического, конфессионального и культурного многообразия, межнационального мира и согласия, обеспечение бережного отношения к национально-культурной самобытности народов России является важными стратегическими задачами государства и общества. Их выполнение это гарантия благополучия будущих поколений, фактор стабильного социально-экономического развития страны, согласия в обществе и укреплений позиций в мире.

В связи этим в условиях современного состояния Российского государства чётко выделяется и задача титульных этнических общностей, призванных и обязанных содействовать защите прав, свобод и интересов национальных меньшинств, как на международном, так и на государственном уровне.

Только глубокое изучение темы позволило выявить более значимые формы и методы работы с национальными меньшинствами с целью улучшения их социального положения, материального обеспечения и материального самочувствия, привлечения к активному участию в общественно-политической жизни с учетом подготовленности национальных меньшинств в гуманитарном плане.

В условиях новых форм хозяйствования в государстве решение проблемы активного взаимодействия государственных структур разных уровней с национальными меньшинствами, включая и те национальные меньшинства, представители которых были подвернуты репрессивным воздействиям, становится актуальной проблемой.

Очевидно, изменения в последние годы произошли в государственной миграционной политике, которая, так или иначе, распространяется и на ситуацию с национальными меньшинствами, заметно совершенствование системы регистрации представителей национальных меньшинств по месту жительства. Эта мера неадекватно ранее сказывалась на жизнеобустройстве национальных меньшинств на территории Российской Федерации.

Материалы диссертационного исследования позволят сделать вывод об изменении отношения со стороны государства к положению, общественной функции и роли в обществе языка национальных меньшинств, о чем свидетельствует совершенствование нормативно-правовых актов применительно русского языка и языков национальных меньшинств на Северном Кавказе. Языки национальных меньшинств наравне с языками титульных этнических общностей используются в СМИ, радио и телевидении. Ведется большая работа по созданию учебников, подготовке соответствующего корпуса учителей, устраиваются учебные летние лагеря по изучению языков национальных меньшинств и углублению знаний родных языков.

Вопросы взаимодействия национальных меньшинств с органами государственной власти во многом получат свое решение путем созданных консультативных советов из состава представителей национальных меньшинств, что рассматривается как новаторское начало в происходящем демократизации России. Все это позволило изменить в относительно короткие сроки формы отношений по вектору национальные меньшинства и органы государственной власти. Активизировалось участие представителей национальных меньшинств в принятии государственных решений.

Можно констатировать, что за истекший период функционирования Российской Федерации как суверенного государства органами государственной власти разработан комплекс мер по исправлению допущенных ошибок политикой прошлых лет в отношении национальных меньшинств, связанных с репрессивным воздействием, в частности, применительно турок-месхетинцев, курдов, хемшилов, поляков, российских немцев и корейцев, цыган, крымских татар, греков и других.

Итоги диссертационного исследования позволяют представить схематическую «модель» решения подобных вопросов применительно других регионов Российской Федерации. Она может служить улучшению положения ранее репрессированных этнических общностей, поиску путей выхода из кризисных состояний, иногда и несовершенных по своей направленности, содержанию, конечным целям; решению проблем экономического развития регионов и возрождения национальных культур, сохранения самобытности национальных меньшинств.

Национальные меньшинства в современном Российском государстве, включая и национальные меньшинства Северного Кавказа, получили возможность на законном основании решать свои проблемы в плане экономического и возрождения своих национальных культур. Это еще раз подтверждает тот постулат, что многонациональность – это та основа, которая усиливает генофонд государства, выступает предпосылкой увеличения его потенциала.

Можно утверждать, для решения проблем экономической сферы важным остается в условиях развивающихся современных миграционных процессов дальнейшее формирование национального самосознания этнических общностей, в том числе и подвергшихся репрессивным воздействиям деструктивных сил, воспитание культуры межнационального общения.

Национальные меньшинства занимают ощутимую нишу в производственном секторе страны, применяя свой труд в разных сферах народного хозяйства. Преобладающим пока остается применение труда в сельскохозяйственной сфере (курды, цыгане, хемшилы), однако заметны сдвиги в сторону промышленного сектора экономики (российские греки, немцы, поляки, корейцы). В конкретном случае необходимо учитывать и уровень образованности того или иного национального меньшинства, и пребывание продолжительное время в несколько иных условиях проживания, обусловленных применением системы жестких мер в отношении этнической общности со стороны государства. Остается весомым вклад национальных меньшинств в развитие сферы культуры народов – участие в системе образования, культурно-просветительской работе, спорте.

Итоги проведенного исследования показывают, что исходя из обязательств Российской Федерации перед международным сообществом, союзами, в которых состоит Российская Федерация, органы государственной власти последовательно и целенаправленно решают вопросы по выполнению и соблюдению международных норм в плане подержания национальных меньшинств, включая и ранее подвергшиеся репрессивным воздействиям со стороны органов государственной власти, что позволяет, цивилизовано отстаивать позиции и высокий имидж Российского государства на международной арене.

Национальные меньшинства занимают ощутимую нишу в производственном секторе страны, применяя свой труд в разных сферах народного хозяйства. Преобладающим пока остается применение труда в сельскохозяйственной сфере (курды, цыгане, хемшилы), однако заметны сдвиги в сторону промышленного сектора экономики (российские греки, немцы, поляки, корейцы). В конкретном случае необходимо учитывать и уровень образованности того или иного национального меньшинства, и пребывание продолжительное время в несколько иных условиях проживания, обусловленных применением системы жестких мер в отношении этнической общности со стороны государства. Остается весомым вклад национальных меньшинств в развитие сферы культуры народов – участие в системе образования, культурно-просветительской работе, спорте.

Однозначно, цель любого научного исследования определить и те направления, которые требуют выявления не только слабо разработанных практикой регулирования национальных процессов, связанных с национальными меньшинствами, но и научное обоснование форм и методов осуществления, необходимых в этом случае мер.


загрузка...