Фундаментализация неспециального лингвистического образования (02.08.2010)

Автор: Краснощекова Галина Алексеевна

УДК 811.111

Краснощекова Галина Алексеевна

ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИЯ НЕСПЕЦИАЛЬНОГО ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания

(иностранные языки, уровень высшего

профессионального образования)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Пятигорск 2010

Работа выполнена на кафедре иностранных языков Таганрогского технологического института Южного федерального университета

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук,

профессор КОМАРОВА

ЭМИЛИЯ ПАВЛОВНА

доктор педагогических наук,

профессор МИЛОВАНОВА

ЛЮДМИЛА АНАТОЛЬЕВНА

доктор педагогических наук,

профессор ЩУКИН

АНАТОЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ

Ведущая организация - Московский государственный

технологический университет

им. Н.Э.Баумана

Защита диссертации состоится "28" октября 2010 г. в 12.00 на заседании диссертационного совета Д 212.193.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций по педагогическим и психологическим наукам при ГОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет» по адресу: 357532, Ставропольский край, г. Пятигорск, пр. Калинина, 9, ПГЛУ, конференц-зал № 1.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет».

Автореферат разослан " " сентября 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат педагогических наук,

доцент Тарасова О.А.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Вхождение нашей страны в качестве полноправного члена в международное экономическое сообщество, стремительное развитие инновационных технологий, реформирование европейской системы высшего профессионального образования в контексте Болонского процесса обусловили новые требования к владению иностранными языками специалистами любого профиля.

Развитие страны, основанное на идее самодостаточности, не удовлетворяет больше современное российское общество. Наступившая эпоха реального международного взаимодействия, сотрудничества и кооперации в значительной мере обострило вопрос о преподавании иностранных языков в вузах технического профиля, поскольку стало очевидно, что без владения иностранными языками выпускниками вузов, международное взаимодействие в различных сферах экономики, науки, техники крайне затруднительно.

Актуальность. Проблемы обучения иностранным языкам в образовательных учреждениях высшего профессионального образования технического профиля в течение десятилетий не утрачивают своей актуальности. Написаны сотни диссертаций и монографий, тысячи статей и публикаций, авторы которых предлагают различные варианты методических решений, способных радикальным образом изменить сложившуюся ситуацию в практике обучения иностранным языкам в технической высшей школе. Наиболее известные методические подходы к обучению иностранным языкам в неязыковых вузах содержатся в монографиях и диссертационных исследованиях С.К.Фоломкиной (обучение чтению студентов неязыковых вузов, 1987); М.А.Акоповой (индивидуализация обучения иностранному языку в техническом вузе с помощью компьютерных технологий, 1989); И.А.Цатуровой (многоуровневая система языкового образования в высшей технической школе, 1995).

Последнее десятилетие отмечено интенсивным ростом исследований, в которых затрагиваются следующие проблемы: когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе (Н.А.Алмазова, 2003); развитие профессиональной компетентности студентов неязыковых вузов в процессе обучения иностранному языку (М.К.Шлангман, 2004); оптимизация процесса обучения иностранному языку в неязыковых вузах на основе компьютерных поддерживающих программ, компьютерная среда в развитии автономности студента (М.Г.Евдокимова, 2001; Е.И.Соколова, 2005); обучение профессионально-ориентированной иноязычной коммуникации (Ю.В.Лопатина, 2005; Т.А.Ларина, 2007); формирование коммуникативной грамматической компетенции (Л.И.Карпова, 2005); когнитивные технологии профессиональной иноязычной коммуникации (Н.Ю.Гришина, 2006); проектная методика обучения английскому языку студентов инженерных специальностей на базе электронного учебно-методического пособия (И.И.Кобыльская, 2008); коммуникативные возможности студентов неязыкового вуза при изучении иностранных языков (А.В.Царькова, 2009) и др.

Однако уровень владения иностранным языком студентами инженерных специальностей остается недостаточным.

Практика свидетельствует: требуется принципиально новое методическое решение для реального повышения уровня владения иностранным языком студентами-нелингвистами, которое видится нам в фундаментализации процесса обучения иностранным языкам в технических вузах.

Фундаментализация как педагогическая проблема, безусловно, не нова. Проблема фундаментализации образования является одним из приоритетных направлений научно-педагогических исследований (В.И.Байденко, Н.В.Бордовская, С.Я.Казанцев, А.А.Реан, Ю.Г.Репьев, В.А.Садовничий, Н.В.Садовников, А.И.Субетто, А.В.Суханов, А.В.Хуторской, Ю.А.Шихов и др.). Однако проблема фундаментализации применительно к процессу обучения иностранным языкам в вузах технического профиля рассматривается впервые.

Фундаментализация в лингводидактической парадигме трактуется нами как процесс и результат обеспечения обучаемых знаниями об иностранном языке, основными принципами и закономерностями функционирования и развития изучаемого иностранного языка, необходимых и достаточных для самостоятельного и самостоятельного под руководством преподавателя овладения полноценной иноязычной коммуникативной компетенцией.


загрузка...