Теория и методология моделирования оценки нематериальной составляющей национального богатства (02.08.2010)

Автор: Карпова Галина Васильевна

Алгоритм оценки:

, приравниваем к индексу эффективности государственной бюрократии по данным «Business International», обобщающему индексы коррупции, волокиты и действенности законов;

представляет собой эластичность замещения и является поведенческой константой функции полезности;

, представляют собой доступные статистические данные по стране;

, которую с учётом численности населения переводим в макроэкономическую величину;

) будет равен росту / уменьшению налоговых сумм от изменения уровня коррупции:

- социальный капитал, накопленный за год, в результате изменения уровня коррупции;

- начальный уровень социального капитала;

определяется как величина роста / уменьшения частного капитала (инвестиций). В случае роста коррупции увеличиваются изъятия из частных доходов и прирост частного капитала уменьшается, и наоборот:

- социальный капитал, накопленный за год, в результате изменения уровня коррупции;

- начальный уровень социального капитала;

Перечисленные следствия позволяют создать модели оценки социального капитала, разработать методику применения таких моделей и завершить измерение нематериального национального богатства прикладной комплексной моделью нематериального национального богатства:

5. Проверка сформулированной теории и методологии моделирования оценки нематериального национального была осуществлена в ходе работы по Целевой программе «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)».

В диссертации были разработаны модели валового и чистого накопления человеческого капитала для проекта «Исследование устойчивости экономических систем и оценка влияния ресурсных факторов на макроэкономическую динамику», выполняемую Центром фундаментальных исследований процессов развития экономики России Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета.

На основании предложенной методологии моделирования, была разработана модель накопления человеческого капитала по источникам расходования средств:

- уровень образования (начальное специальное, среднее специальное и т.д.). Поскольку длительность получения образования различная, получаем величину государственных расходов, равную:

период.

- число регионов, тогда государственные расходы на внутреннюю миграцию работников по линии службы занятости будет равно:

-м регионе. Аналогично могут быть представлены государственные расходы на переобучение:

-м регионе. Поскольку необходимость в переобучении (смене профессии) может возникнуть сразу после окончания работником обучения, период суммирования государственных расходов должен равняться количеству лет функционирования человеческого капитала в экономике.

- уровень образования. Учитывая различную продолжительность получения образования разного уровня, получаем величину расходов домашних хозяйств на образование:

Расходы домашних хозяйств на повышение квалификации и поиск работы будет описан соответственно следующими величинами:

-й период;

-й период;

-й период.

Корпоративные расходы на повышение квалификации своих работников можно рассчитать следующим образом:

- й период.

Таким образом, стоимость накопленного человеческого капитала, рассчитанная затратным методом, равна:

), то величина мигрирующего человеческого капитала можно представить следующим образом:

- средний период жизни работника;

-й период;

-й период;

-й период;

-й период.

Величина мигрирующего человеческого капитала корректирует величину накопленного человеческого капитала, поэтому в итоге получаем скорректированную величину человеческого капитала:

, (28)

, (29)

- скорректированный человеческий капитал;

- накопленный человеческий капитал;

- мигрирующий человеческий капитал.


загрузка...