Психологические механизмы становления профессионального сознания будущего учителя (02.08.2010)

Автор: Гуслякова Нина Ивановна

ГУСЛЯКОВА Нина Ивановна

Психологические механизмы

становления

профессионального сознания

будущего учителя

Специальность 19.00.07 – педагогическая психология

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора психологических наук

Самара – 2010

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

Официальные оппоненты: член-корреспондент РАО,

доктор психологических наук, профессор

Эвальд Фридрихович Зеер;

доктор психологических наук, профессор

Владимир Петрович Андронов;

доктор педагогических наук, профессор

Антонина Ивановна Смоляр

Ведущая организация – ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский

государственный университет»

Защита состоится 26 октября 2010 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета Д.212.216.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора психологических наук при ГОУ ВПО «Поволжская

государственная социально-гуманитарная академия» по адресу: 443099,

г. Самара, ул. М. Горького, 65/67.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия».

Автореферат разослан « » сентября 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор педагогических наук,

профессор

Л.В.Вершинина

Общая характеристика исследования

Актуальность темы исследования. Кардинальные изменения в российском образовании и в педагогической деятельности предполагают существенную модернизацию профессионального педагогического образования. В качестве целевых ориентиров современного педагогического образования определяются становление будущего учителя как субъекта профессиональной деятельности, развитие его профессионального сознания, воспитание духовно-нравственной личности.

Профессиональное сознание учителя является одним «из мощных факторов, влияющих на перспективы развития всего образования» (Е.Г.Юдина). Профессиональное сознание учителя, отражая, созидая, преобразуя педагогическое пространство, способствует решению задач приобщения ученика к нравственным ценностям, оказания помощи в жизненном самоопределении, развития творческой инициативы и самостоятельности. Профессиональное сознание учителя создает программы и проекты деятельности, включает в себя систему ценностей, целей, мотивов, норм, установок и представлений, определяющих позицию учителя по отношению к ребенку. Профессиональное сознание учителя, делая объектом своих размышлений и самое себя, и отношение к ученику, к коллегам, к миру, является «генеральной способностью, подлинным механизмом саморазвития человека как профессионала» (Е.И.Исаев, С.Г.Косарецкий, В.И.Слободчиков).

В педагогической психологии изучение профессионального сознания учителя, особенно – сознания будущего учителя, относится к числу серьёзно заявленных, но недостаточно реализованных направлений исследования. Психолого-педагогические труды в этой области в основном выполнены либо в рамках психологии учителя, либо в рамках психологии профессионального самоопределения (Р.Бернс, Г.Г.Горелова, И.Ф.Исаев, Т.Д.Дубовицкая, А.К.Маркова, Л.М.Митина, Ю.П.Поваренков, Н.А.Подымов, Е.И.Рогов, Е.С.Романова, В.А.Сластенин, А.Р.Фонарев, В.Д.Шадриков и др.). В то же время специальный анализ содержания вузовского образования показывает, что именно профессиональное сознание является тем главным «узлом», где сосредоточены основные противоречия между существующей практикой подготовки учителя и его конкретной профессиональной деятельностью (Г.В.Акопов, Е.И.Исаев, С.Г.Косарецкий, В.И.Слободчиков и др.). Ученые отмечают необходимость проведения такого рода исследований профессионального сознания, которые открывали бы и обосновывали бы пути его целенаправленного формирования, «поскольку профессиональное сознание требует специальной работы по его развитию, между тем оно зачастую складывается стихийно» (А.К.Маркова).

Отдельные аспекты профессионального сознания учителя в качестве его характеристик отражены в исследованиях профессионально-педагогического мышления (В.П.Андронов, О.С.Анисимов, С.И.Гильманшина, И.И.Казимирская, М.М.Кашапов, Ю.Н.Кулюткин, А.А.Орлов, Г.С.Сухобская и др.), профессионально-педагогической рефлексии (Е.А.Бессонова, О.В.Калашникова, Т.А.Колышева, В.А.Кривошеев, Ю.Н.Кулюткин, А.К.Маркова, Т.Н.Морозова, Е.В.Рогулина, И.А.Серёгина, Г.С.Сухобская и др.), профессиональной самооценки (О.М.Анисимова, Р.Бернс, Е.М.Боброва, Е.Н.Волкова, В.Н.Козиев, М.А.Ларионова, П.В.Лебедчук, Н.Е.Шафажинская и др.), профессионального самосознания учителя (О.С.Богданова, И.В.Вачков, В.Г.Калашников, М.И.Кряхтунов, А.К.Маркова, Л.М.Митина, В.А.Сластенин, А.И.Смоляр и др.).

Анализ научной литературы позволяет выделить философско-этический, социально-психологический и психолого-педагогический уровень анализа профессионального сознания личности учителя.

На философско-этическом уровне определяется статус понятия «сознание личности», анализируются особенности процесса становления сознания с точки зрения усвоения человеком социального опыта, накопленного в ходе культурно-исторического развития общества, раскрываются механизмы «схватывания» сознанием ценностей, механизмы духовно-практического освоения мира, способствующие избирательному превращению объективных общественных форм и условий жизнедеятельности в субъективные значения (ценностные ориентации, установки, мотивы, потребности), выясняется соотношение между общественным и индивидуальным сознанием, раскрывается структура индивидуального сознания человека (К.А.Абульханова, А.Г.Асмолов, А.В.Брушлинский, Е.П.Велихов, Л.С.Выготский, О.Т.Дробницкий, Э.В.Ильенков, Н.И.Жуков, В.П.Зинченко, М.С.Каган, В.А.Лекторский, А.Н.Леонтьев, Л.Н.Роднов, Б.Ф.Ломов, М.К.Мамардашвили, А.В.Разин, С.Л.Рубинштейн, Б.А.Сосновский, С.Д.Смирнов, А.Г.Спиркин). На социально-психологическом уровне указывается ряд качественных особенностей профессионального сознания учителя, высказываются суждения о его структуре и функциях, исследуется влияние социальных и психологических факторов и условий на процесс его развития, называются отдельные механизмы, способствующие его становлению, обосновывается, что профессионально-педагогическое сознание есть не только знание, но и отношение, проявляющееся в деятельности и отношениях с другими субъектами (Г.В.Акопов, В.М.Аллахвердов, С.Х.Асадуллина, Е.И.Бойко, Э.Ф.Зеер, Е.И.Исаев, В.Г.Калашников, Е.А.Климов, М.И.Кряхтунов, Л.Н.Корнеева, С.Г.Косарецкий, Ю.Н.Кулюткин, П.В.Лебедчук, А.К.Маркова, Л.М.Митина, Е.И.Рогов, Д.В.Ронзин, В.И.Слободчиков, Г.С.Сухобская, В.А.Якунин). На психолого-педагогическом уровне профессиональное сознание будущего учителя исследуется в неразрывном единстве с изучением процессов психического развития и личностного становления студентов на различных этапах вузовского образования; определяются содержание, принципы, методы его формирования у студентов педагогического вуза (Е.А.Бессонова, С.П.Будникова, И.В.Вачков, А.А.Вербицкий, Л.В.Вершинина, И.Я.Лернер, И.Ф.Исаев, Л.С.Подымова, О.К.Позднякова, А.И.Смоляр, В.А.Сластенин, В.В.Сериков). Всё это создает необходимые научно-теоретические предпосылки для исследования проблемы становления профессионального сознания будущего учителя.


загрузка...