Теоретические и экспериментальные подходы к разработке технологии производства присадок, повышающих качество дизельных топлив (02.08.2010)

Автор: Гришина Ирина Николаевна

ГРИШИНА ИРИНА НИКОЛАЕВНА

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА ПРИСАДОК, ПОВЫШАЮЩИХ КАЧЕСТВО ДИЗЕЛЬНЫХ ТОПЛИВ

05.17.07 – "Химическая технология топлива и высокоэнергетических веществ"

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора технических наук

Москва - 2010

Работа выполнена в Российском государственном университете нефти и газа им. И.М. Губкина.

Научный консультант:

Доктор химических наук, профессор

Колесников Иван Михайлович

Официальные оппоненты:

Доктор технических наук, профессор

Туманян Борис Петрович

Доктор химических наук, профессор

Агаев Вячеслав Гамидович

Доктор химических наук, профессор

Твердохлебов Владимир Павлович

Ведущая организация: ФАУ «25 ГосНИИ химмотологии Минобороны России»

Защита состоится «__»________ 2010 г в ___ часов в аудитории № ______

на заседании диссертационного совета Д 212.200.04 при Российском государственном университете нефти и газа им. И.М. Губкина по адресу: 119991, Москва, ГСП-1, Ленинский проспект, 65.

С диссертацией можно ознакомиться в научно-технической библиотеке Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина.

Автореферат разослан «__»_______ 2010 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

доктор технических наук, профессор, Р.З. Сафиева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Дизельные топлива (ДТ) в России являются традиционными топливами для крупногабаритных грузовых автомобилей, пассажирских автобусов и всех конструкций, работающих на дизельных двигателях. Наблюдаемое во всем мире в последнее десятилетие углубление процессов переработки нефти и газового конденсата, связанное с вовлечением в их состав «тяжелых» фракций, привело к существенному ухудшению качества получаемых из них продуктов, в том числе и ДТ. В то же время, требования, предъявляемые сегодня в мире к качеству ДТ, достаточно высоки. Для нормирования показателей качества российских ДТ в соответствии с современными требованиями в России введен новый Технический Регламент "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", утвержденный постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. N 118 с изменениями от 25 сентября и 30 декабря 2008 г.

Требования, предъявляемые Техническим Регламентом к выпускаемым топливам, существенно отличается от действующего, вплоть до настоящего времени, ГОСТ 305-82 и по ассортименту ДТ, и по их качеству. Он предусматривает в период до 31 декабря 2011 года выпуск ДТ, содержание сернистых соединений в которых не превышает 350 мг/кг (класс 3), до 31 декабря 2014 года выпуск ДТ с содержанием сернистых соединений не превышающем 50 мг/кг (класс 4) и с 1 января 2015 года выпуск ДТ с содержанием сернистых соединений не более 10 мг/кг (класс 5). Выпуск ДТ с такими показателями, естественно, предполагает использование присадок различного функционального назначения, призванных повышать качество ДТ ГОСТ 305-82, влияя на такие показатели, как: цетановое число (ЦЧ), скорректированный диаметр пятна износа (СДПИ), температура застывания (tз) и предельная температура фильтруемости (tф) и улучшая тем самым способность к самовоспламенению, противоизносные, низкотемпературные и другие свойства ДТ.

Принимая во внимание тот факт, что промышленное производство отечественных присадок для ДТ пока развивается незначительными темпами, а требования к качеству ДТ постоянно возрастают, разработка подходов к созданию новых присадок, в том числе и многофункциональных, позволяющих повысить качество отечественных ДТ до европейского уровня, является своевременной и актуальной.

Цель работы – разработка теоретических и экспериментальных подходов к разработке технологии производства присадок, повышающих качество выпускаемых в РФ дизельных топлив, за счет вовлечения в них присадок различного назначения, в том числе, многофункциональных.

Основные задачи:

Изучить закономерности изменения цетанового числа дизельных топлив от концентрации в них цетаноповышающих присадок и сернистых соединений с созданием параметрических уравнений, описывающих их влияние на цетановое число, что позволяет их оптимизировать при добавлении к дизельным топливам.

Исследовать закономерности влияния депрессорных присадок на понижение температур застывания, помутнения и фильтруемости дизельных топлив.

Установить экспериментальные закономерности изменения дымности выхлопных газов (ДВГ) от концентрации и природы присадок в дизельном топливе.

Исследовать зависимости противоизносных свойств дизельных топлив от концентрации присадок. Предложить параметрическое уравнение, в котором отражена природа присадки.

На основе исследования свойств индивидуальных присадок разного назначения создать композиционную присадку, проявляющую синергизм действия в дизельном топливе. Изучить её эффективность, по сравнению с индивидуальными присадками.

Предложить универсальное кинетическое уравнение растворения композиционной присадки, в котором природа присадки отражена в константе скорости процесса.

Выявить закономерности накопления смол в дизельном топливе при его длительном хранении без присадки (до 100 месяцев), описать процесс, с помощью кинетического уравнения, которое позволит прогнозировать накопление смол в дизельном топливе.

Предложить механизм действия присадок на эксплуатационные свойства дизельных топлив, который учитывает:

- химизм влияния присадок на цетановое число дизельных топлив в условиях горения дизельных топлив с созданием параметрических уравнений;


загрузка...