Проблема ограничения и сокращения стратегических вооружений в американо-советских/российских отношениях в 1969-2010 г.г. (02.07.2012)

Автор: Каширина Татьяна Владиславовна

Объектом исследования является процесс ограничения и сокращения стратегических вооружений в контексте советско/российско-американских отношений в 1969-2010 г.г.

Предмет и задачи исследования. В диссертации не ставится задача рассматривать весь комплекс проблем процесса разоружения между СССР/Россией и США. Задача диссертации состоит в том, чтобы исследовать главные вопросы ограничения и сокращения стратегических вооружений, в первую очередь политические, в указанный период, показать проблемы и выявить причины их возникновения, попытаться обозначить перспективы дальнейшего развития российско-американского переговорного процесса.

Осуществление исследовательского замысла потребовало решения следующих задач:

- проанализировать политико-правовые основы отношений между США и СССР/Россией в 1969-2010 г.г.: определить роль США в советской/ российской внешнеполитической концепции и роль СССР/России во внешней политике Соединенных Штатов;

-исследовать процесс ограничения стратегических вооружений в период разрядки советско-американских отношений в 1969 - первой половине 1974 г.г.: выявить проблемы переговорного процесса по ОСВ-1, причины его активизации, показать значение Временного Соглашения ОСВ-1 и Договора ПРО в становлении договорно-правовой базы процесса разоружения;

-рассмотреть ограничение стратегических вооружений в период спада и разрушения советско-американской разрядки во второй половине 1974-1980 г.г.: определить суть, значение и проблемы реализации Владивостокской договоренности 1974 г., проанализировать переговорный процесс и проблемы ратификации Договора ОСВ-2, причины и последствия разрушения политики разрядки в 1977-1980 г.г.;

-исследовать сокращение стратегических вооружений СССР и США в 1981-1991 г.г.: выявить проблемы переговорного процесса по ограничению ядерных вооружений в Европе (ОЯВЕ) и по ограничению и сокращению стратегических вооружений (ОССВ) в 1981-1984 г.г., проблемы переговоров по ядерным и космическим вооружениям (ЯКВ), подготовки и заключения Договора о ликвидации средней и малой ракет дальности (РСМД) и Договора о сокращении стратегических вооружений (СНВ-1) в 1985-1991 г.г.;

-проанализировать сокращение стратегических наступательных и оборонительных вооружений в российско-американских отношениях в 1992-2010 г.г.: подготовку, заключение и проблемы ратификации Договора СНВ-2, переговорный процесс по Договору о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП), Договору СНВ-3, проблемы и перспективы переговоров по противоракетной обороне.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1969 года, когда был начат переговорный процесс между СССР и США, были заложены политико-правовые основы процесса разоружения и происходило становление советско-американских отношений в этой области, и завершаются 2010 годом, когда был заключен последний значимый российско-американский Договор о сокращении стратегических вооружений (СНВ-3). Процесс сокращения вооружений был продолжен, но американская сторона пытается перевести в практическую плоскость планы создания европейской системы противоракетной обороны (ПРО), что существенно осложняет отношения с Россией.

Степень научной разработанности темы. В отечественной историографии отсутствуют комплексные обобщающие исследования проблемы ограничения и сокращения стратегических вооружений в советско/российско-американских отношениях в 1969-2010 г.г. Хотя отдельные аспекты исследуемой темы нашли отражение в монографиях и статьях отечественных и зарубежных ученых, комплексное изучение проблемы предпринимается впервые.

В отечественной историографии советского периода вышел ряд монографий А.Г.Арбатова, Р.Овинникова, Ю.М.Мельникова, А.А.Фурсенко, Г.А.Трофименко, А.Т.Подлесного, посвященных советско-американским отношениям, в которых рассматривается переговорный процесс СССР и США по сокращению стратегических вооружений в 1969-1985 г.г. как один из аспектов. Эти монографии, написанные в условиях господства идеологии в исторической науке, объединяет некритический настрой по отношению к СССР как стране, проводившей безошибочную миролюбивую политику, и критической настрой к США, проводившим исключительно агрессивную политику. При этом не учитывалось влияние советского ВПК, КГБ и ряда других факторов на принятие внешнеполитических решений, особенно во второй половине 1970-х-первой половине 1980-х г.г.

В советской и российской историографии на рубеже 1980-х-1990-х г.г. выходят исследования американской программы развития космического вооружения – «Стратегической оборонной инициативы» (СОИ), объявленной президентом Р.Рейганом. В этот период в СССР был разработан так называемый «ассиметричный ответ» американской СОИ, одним из авторов которой был заместитель директора ИСКАН, заместитель министра обороны России А.А.Кокошин. В основе «ассиметричного ответа» лежал по сути новый виток дорогостоящей гонки советских вооружений.

В российской историографии в 1990-е г.г. в исследованиях на первый план в работах Т.А.Шаклеиной, В.И.Батюка, А.В.Кортунова, Е.П.Бажанова выдвигалось налаживание экономических, политических связей, нежели военных. Через призму экономических связей рассматривались проблемы ратификации Договоров СНВ-1, СНВ-2.

В 2000-е г.г. начали появляться исследования, посвященные ухудшению стратегической ситуации в России в связи с отказом администрации Дж.Буша-мл. от переговорного процесса с нашей страной, в связи с выходом США из Договора по ПРО 1972 года, обосновывавшие необходимость налаживания и продолжения российско-американского переговорного процесса в области стратегических вооружений.

На современном этапе целый ряд работ отечественных ученых, военных, политологов, посвященных дискуссионным вопросам российско-американских договоров СНВ-1, СНВ-2, СНВ-3, представлен на политических, аналитических и военных сайтах сети «Интернет».

Заметным явлением стал выход коллективной монографии «Ядерная перезагрузка: сокращение и нераспространение вооружений», в которой, не затрагивая советско-американские договоры ОСВ-1, ОСВ-2, процесс сокращения российских и американских вооружений оценивается в положительном ключе, как укрепляющий обороноспособность страны. Основная идея исследования лежит в необходимости отказа от доктрины «ядерного сдерживания», мешающей наладить полнокровное российско-американское сотрудничество. Взамен ее авторы предлагают развивать сотрудничество в целях создания совместной противоракетной системы.

Таким образом, в российской историографии нет работ, исследующих советско-американский и российско-американский периоды разоружения как единый процесс в контексте современного состояния и перспектив развития отношений России и США в области разоружения.

В зарубежной историографии серьезные исследования советско-американских отношений в области разоружения появились на рубеже 1970-х-1980-х г.г., когда в США развернулась широкомасштабная дискуссия о необходимости продолжения политики разрядки и продолжения переговоров с СССР по разоружению. Монографии Р.Батлета, Ст.Тэлботта, Дж.Ленкрзовски, Р.Грана, Ст.Михалака посвящены американо-советским отношениям в целом, вопросы переговорного процесса с Советским Союзом рассматривались как один из аспектов сотрудничества. Несмотря на попытку дать объективный анализ процессу разрядки в советско-американских отношениях, эти работы объединяло убеждение, что СССР был больше заинтересован в разрядке, чем США, и то, что вину за прекращение разрядки авторы возлагали только на Советский Союз. Причины спада разрядки объяснялись авторами упрощенно - количественным наращиванием советских стратегических ракет и активностью СССР в странах третьего мира, направленной, по их совокупному мнению, на подрыв американского влияния в этом регионе. При этом фактически умалчивалось о силе и влиянии американского ВПК, Пентагона на администрацию Картера, о дискуссиях, развернувшихся в этот период в политических и военных кругах, способствовавших ухудшению американо-советских отношений.

Во второй половине 1980-х г.г. выходят монографии Дж.Дохерти, Р.Фальцграффа, М.Макгайвера, С.Байлера, М.Манделбаума, Дж.Ноджи, Р.Дональдсона, посвященные разрядке, развитию американо-советских отношений при президенте США Р.Рейгане и Генеральном секретаре ЦК КПСС М.С.Горбачеве. Работа Дж.Ноджи, Р.Дональдсона «Советская внешняя политика начиная со Второй Мировой войны», в которой одна глава посвящена разрядке, причины, ход и характер которой рассматривались исключительно через призму войны США во Вьетнаме. При этом другие причины разрядки, как достижение военно-стратегического паритета между СССР и США, по мнению американских исследователей, являлись вторичными. В целом, американские исследователи восхваляли М.С.Горбачева и его реформы, но выделяли в них две стороны. Одна (полное разоружение) - пропагандистская, нереализуемая; вторая – практическая, договорная. При этом исследователями подчеркивалось: чтобы воплотить цели Горбачева в советско-американских отношениях, СССР должен был идти на уступки.

В 1980-х г.г. выходят работы американских исследователей, содержащие определенные конструктивные предложения в отношении советско-американских переговоров по ОССВ и ОЯВЕ - необходимость соблюдения интересов обеих сторон в ходе переговоров по разоружению; критика СОИ, как программы, наносившей ущерб конструктивному диалогу с СССР в области разоружения.

В период после окончания холодной войны в США выходит ряд крупных работ по американо-российским отношениям, авторами которых являлись бывшие официальные лица администраций Р.Никсона и Дж.Картера – Г.Киссинджер и Зб.Бжезинский. Монографии этих авторов специально не рассматривали проблему российско-американского разоружения. Но работы Зб.Бжезинского обосновывали военно-политический курс США на мировую гегемонию и недопущение возрождения, в том числе и военного, России. Г.Киссинджер выступал в более конструктивном ключе, в монографии «Нужна ли Америке внешняя политика?» выдвигал аргументы против строительства США национальной ПРО из-за малой вероятности ядерной войны. С другой стороны, по мнению Киссинджера, вероятность строительства американской системы НПРО будет вынуждать Россию вести переговоры с США по вопросам разоружения. В целом исследования Г.Киссинджера настраивают американскую администрацию и общественное мнение на сотрудничество с Россией.

В 2008-2011 г.г. в США выходит ряд монографий и исследований, критикующих внешнюю политику администрации Дж.Буша-мл. Объединяет их и то, что основная цель политики США добиться мирового лидерства должна сохраниться, но надо изменить способы ее достижения, в т.ч. сохранить конструктивные отношения с Россией. Известный государственный деятель А.Гор осуждает отказ Буша от сотрудничества с Россией в области сокращения вооружений и от международных договоров, в т.ч. и о сокращении стратегических вооружений. Буш нанес урон Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) попыткой заключения ядерной сделки с Индией. Автор осуждает выход США из Договора по ПРО. Зб.Бжезинский выделяет «катастрофические ошибки Дж.Буша», после которых Америка должна оправиться и встать в один ряд с переживающим трансформацию остальным миром. Автор указывает на ничем неоправданное безразличие администрации Буша к распространению ядерного оружия.

Современному развитию американо-российского переговорного процесса по СНВ-3 и по европейской ПРО посвящен целый ряд статей в американской прессе Ф.Стивена, М.Ландлера, П.Касперовича, К.Пейн.

Таким образом, в российской и в зарубежной историографии в настоящее время отсутствуют значительные исторические обобщающие монографические работы, комплексно освещающие проблему ограничения и сокращения стратегических вооружений СССР-США и России-США в 1969-2010 г.г.

Источниковая база исследования включает комплекс опубликованных и неопубликованных материалов и может быть сгруппирована в несколько блоков.

Архивные документы. Рассмотрение проблемы ограничения и сокращения стратегических вооружений в американо-советско/российских отношениях в 1969-2010 годах основывается на анализе документов Архива внешней политики РФ (АВП РФ), Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Российского государственного архива новейшей истории (РГАНИ), Российского государственного архива экономики (РГАЭ) и Национального архива США (National Archives of the United States (NA)). В общей сложности были использованы материалы сорока восьми архивных дел, среди которых документы восемнадцати архивных дел впервые вводятся в научный оборот.

Основу исследования советско-американского переговорного процесса по ограничению стратегических вооружений (ОСВ-2) в 1976-1980 г.г. и переговоров по ядерным и космическим вооружениям (ЯКВ) в 1985-1991 г.г. составили впервые вводимые в научный оборот ранее неопубликованные документы ф.84,129,841 АВП РФ: донесения советского посольства в Вашингтоне, содержащие аналитические обзоры политической обстановки в США, заседаний Конгресса США, американской прессы по вопросам советско-американского разоружения; донесения и отчеты советских делегаций на переговорах по ОСВ и СНВ; аналитические справки стран-союзниц СССР по ОВД, советских военных специалистов по проблемам переговоров. Анализ документов ф.129 позволяет прийти к выводу, что в ходе советско-американских переговоров по ОСВ-2 в начале 1977 года в американской прессе развернулась широкая пропагандистская кампания о военном превосходстве СССР над США, особенно в части межконтинентальных баллистических ракет с разделяющимися головными частями индивидуального наведения (МБР с РГЧ ИН). Это доказывает, что стремление американской стороны к ограничению и сокращению наиболее мощных советских вооружений, способных прорвать систему противоракетной обороны США, зародилось уже в 1970- е г.г.; что в США среди конгрессменов сложилась оппозиция, считавшая, что «увлечение» президента Картера проблемой советских диссидентов ухудшает атмосферу на переговорах по ОСВ-2; после Уотергейтского кризиса в США особенно возросло влияние ВПК, деструктивно влиявшего на переговоры по ОСВ-2. Анализ документов ф.84 АВП РФ доказывает, что в ходе переговоров по Договору о ликвидации ракет средней и малой дальности были заложены основы беспрецедентной взаимной инспекционной деятельности советской и американской сторон, использовавшиеся при подписании последующих Договоров о сокращении стратегических вооружений (СНВ-1, СНВ-2, СНВ-3). Одновременно во второй половине 1980-х г.г. НАТО разрабатывало планы по созданию так называемых «компенсационных мер» - размещению новых видов ракет «Лэнс» в ФРГ и усилению обычных вооружений - вместо ликвидируемых по Договору РСМД ракет, которые не осуществились из-за распада СССР и Организации Варшавского Договора. Анализ документов ф.841 АВП РФ позволяет прийти к выводу, что основным вопросом переговоров по ЯКВ было сохранение Договора по ПРО 1972 года. Именно в ходе этих переговоров американская сторона выступила с планами пересмотра Договора по ПРО. На основе исследования архивных источников ф.841 делается вывод, что в ходе переговоров по ЯКВ к 1989 году в проекте Договора СНВ-1 СССР по сравнению с американской стороной занимал позиции, ущемлявшие его военно-стратегические интересы. Первыми на это обстоятельство обратили внимание страны-союзницы СССР по Организации Варшавского Договора, предложения которых были учтены в дальнейшей работе над Договором СНВ-1 и его окончательном варианте.

Исследование впервые вводимых в научный оборот документов ф.7523 (Верховный Совет СССР) ГАРФ показывает, что ратификация советско-американских Временного Соглашения ОСВ-1 и Договора по ПРО 1972 года прошла в кратчайшие сроки, что позволяет сделать вывод о высокой заинтересованности руководства СССР в продолжении и углублении советско-американской разрядки.

Изучение впервые вводимых в научный оборот документов ф.4372 (Госплан) РГАЭ доказывает, что советско-американская разрядка имела позитивные экономические последствия для СССР - в связи с ограничением вооружений произошло увеличение финансирования выпуска товаров для советского населения в 1976-1980 г.г.

В качестве источников были привлечены материалы ф.47 «Отдел международных организаций» АВП РФ о ходе и результатах дискуссий в американских военных и политических кругах по проблеме советско-американской разрядки, что позволяет сделать выводы о политических и военных силах, влиявших как на углубление процесса разрядки, так и на ее свертывание.

В исследовании были использованы архивные материалы ф.1, 5 РГАНИ по съездам КПСС; ф. Р-5446 ГАРФ о деятельности Совета министров СССР.

Основной массив источников для исследования переговорного процесса по ограничению стратегических вооружений (ОСВ-1) в 1969-1974 г.г. составили материалы Национального архива США и АВП РФ, опубликованные в совместном издании МИД России и Госдепартамента США «Советско-американские отношения. Годы разрядки. 1969-1976». Исследование этих документов позволяет доказать, что сложный комплекс причин обусловил начало, ход и результаты переговоров по ОСВ-1; доказать важность решения проблемы вьетнамской войны для администрации Никсона; показать механизм достижения развязок по сложным вопросам переговоров.

Официальные документы. Источниками послужили материалы XX, XXII, XXIV, XXV, XXVI, XXVII, XXVIII съездов КПСС, XIX Всесоюзной конференции КПСС.

Были использованы выступления, доклады, речи советских руководителей – Генеральных секретарей ЦК КПСС Л.И.Брежнева, Ю.В.Андропова, К.У.Черненко, М.С.Горбачева, председателя Президиума Верховного Совета СССР Н.В.Подгорного, министров иностранных дел СССР А.А.Громыко, Э.Шеварднадзе, опубликованные в различных сборниках документов.

По российско-американскому периоду для исследования политико-правовых основ отношений между двумя государствами изучены Послания Президента РФ Федеральному собранию 1994 – 2010 г.г., Программа действий на 1996-2000 г.г. Президента РФ, Послание президента РФ «О национальной безопасности», Концепция внешней политики РФ 1993 г., 2000 г., Военная доктрина РФ 2000 г., 2010 г., заявления и выступления российских президентов. Из анализа этих источников видна динамика российской внешней политики, прослеживаются изменения позиции Москвы по отношению к Соединенным Штатам.

С американской стороны при определении концептуальных основ отношений США с СССР/Россией и по проблеме ограничения и сокращения стратегических вооружений были использованы предвыборные выступления, доклады, официальные заявления, директивы президентов США Р.Никсона, Дж.Форда, Дж.Картера, Р.Рейгана, Дж.Буша, Б.Клинтона, Дж.Буша-мл., Б.Обамы, официальная переписка Р.Рейгана и Л.И.Брежнева. Был использован ряд совместных заявлений президентов США и России Б.Клинтона и Б.Ельцина, Дж.Буша-мл. и В.Путина, Б.Обамы и Д.Медведева, опубликованных на официальном сайте http://newskremlin.ru

В качестве источников были привлечены материалы советско-американских и российско-американских встреч в верхах в Москве, в Вене, в Женеве, в Рейкьявике, в Вашингтоне.

Интересный материал для исследования дали выступления членов администрации президента Никсона министра обороны США М.Лэйрда и его заместителя Д.Паккарда о необходимости создания в Соединенных Штатах противоракетной системы «Сейфгард», доклады госсекретаря и помощника президента США по национальной безопасности Г.Киссинджера, выступления госсекретаря США С.Вэнса, официальные выступления членов рейгановской администрации по вопросу советско-американских переговоров.

При исследовании политико-правовых основ отношений между США и Россией в 1991-2010 г.г. источниками послужили: ежегодный президентский документ «Стратегия национальной безопасности США»; официальные выступления членов администрации Б.Клинтона Э.Лейка, М.Олбрайт; К.Райс из администрации Дж.Буша-мл. В этих документах определены основные принципы и направления внешней политики Соединенных Штатов, в том числе в отношении России.

Изучены материалы заседаний Конгресса США, где проходили обсуждения советско/российско-американских договоров по разоружению, опубликованные в Congressional record. Проанализированы материалы заседаний Государственной Думы РФ, на которых происходила ратификация Договора СНВ-2.


загрузка...