Повышение конкурентоспособности производства мяса и мясной продукции (теория, методология, практика) (02.04.2012)

Автор: Ворошилова Ирина Валентиновна

оптимизации

Объем переработки скотосырья, тыс. т 179,0 179,0 -

Грузооборот, тыс. т/км 16493,0 12316,0 4177,0

Средний радиус доставки скотосырья, км 92,1 68,8 23,3

Транспортные расходы всего, тыс. руб. 89227,1 65274,8 23952,3

в т.ч. на 1 т живой массы, руб. 498,5 364,7 133,8

Себестоимость 1 т/км, руб. 5,41 5,30 0,11

Не менее важным является снижение издержек по доставке продукции от мясокомбинатов к предприятиям оптовой и розничной торговли. Данное направление реализовано нами с помощью аналогичной экономико-математической модели, элементами которой являются мясокомбинаты и предприятия торговли. Оптимизационные расчеты выполнены по фактическим данным за 2010 г. 7 птицекомбинатов и 29 магазинов фирменной торговли ЗАО «Агрокомплекс «Выселковский»». Результаты оптимизации плана перевозки мясной продукции птицеводства от мест производства до мест реализации представлены в таблице 10.

Таблица 10 – Эффективность оптимизации плана перевозки мясной продукции птицеводства от мест производства до мест реализации для ЗАО «Агрокомплекс «Выселковский»

Показатели Факт, 2010 г. Оптимальный

вариант Эффект от

оптимизации

Объем перевозки мяса птицы, т. 27344 27344 -

Грузооборот, тыс. т/км 2619,6 2258,6 361,0

Средний радиус доставки мяса птицы, км 95,8 82,6 13,2

Транспортные расходы всего, тыс. руб. 42589,4 36711,5 5877,9

в т.ч. на 1 т груза, руб. 1557,5 1342,5 215,0

Экономический эффект в виде сокращения затрат на перевозку продукции от мест переработки к пунктам реализации достигается в результате упорядочивания маршрутов и сокращения, вследствие этого, среднего расстояния грузоперевозок на 13,2 км. Общий годовой экономический эффект от оптимизации логистических потоков составляет около 30 млн. руб.

В диссертации для оценки возможностей и угроз, представляемых внешней средой на макро, мезо и микроуровнях, а также внутренних ограничений предлагается использовать SWOT-анализ Strength (сила), Weakness (слабость), Opportunities (возможности), Threats (опасности) и анализ имиджа региона, который имеет особое значение для повышения конкурентоспособности производства мяса и мясной продукции.

Выводы и предложения

1. Эволюция теории рыночной конкуренции показывает, что она не является законченной с точки зрения общей экономической теории и находится в постоянном развитии, является важнейшей функцией и обязательным условием существования рынка, а с другой, результатом его развития. Все это определяет необходимость дальнейшего развития научных основ рыночной конкуренции, периодического переосмысливания и совершенствования теории рыночной конкуренции и конкурентоспособности.

2. В процессе исследования нами уточнены классификационные признаки для систематизации факторов конкурентоспособности, включающие уровень экономики, характер происхождения и воздействия, сферу производства и обращения. В предложенной системе факторов приоритетная роль принадлежит государственному регулированию развития конкуренции и конкурентной среды. Обеспечение высокого уровня конкурентоспособности отечественного производства мяса и мясной продукции России в современных условиях, по нашему мнению, возможно за счет двух взаимосвязанных групп факторов: эффективной деятельности сельхозтоваропроизводителей на основе реализации инновационной модели развития и гибкого механизма воздействия государства на продовольственную систему страны в качестве организатора и координатора процесса широкомасштабной модернизации.

3. Глобализация мирохозяйственных связей, сельского хозяйства, растущая открытость агропродовольственных рынков ведут к необходимости усиления конкурентоспособности отечественной продукции. На международном агропродовольственном рынке конкурируют не столько государства, сколько отрасли и конкретные предприятия. Быть конкурентоспособным - это значит обеспечивать сравнимые с мировым уровнем потребительские, качественные и ценовые характеристики сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия независимо от того, для какого рынка эта продукция предназначена - внутреннего или внешнего.

4. Повышение конкурентоспособности это сложная и комплексная задача, требующая системного подхода, глубокой теоретической и методологической проработки, учета специфики и фазы развития рынка. В качестве предлагаемого методологического подхода к исследованию проблем конкурентоспособности производства мяса и мясной продукции и реализации стратегии конкурентного развития субъектов мясопродуктового подкомплекса АПК нами предложен критериальный показатель оценки конкурентоспособности производства, содержание которого выражает паритетность отношений производителей и потребителей, через себестоимость и цену. Кроме того, разработан методический подход прогнозирования производства мяса, суть которого состоит в использовании в качестве базы для расчета потенциала инерционной и инновационной моделей развития кормопроизводства, первая из которых основана на фактически имеющихся ресурсах, а вторая предусматривает внедрение адаптивных и интенсивных технологий производства в системе полевого и лугового кормопроизводства.

5. В процессе анализа современного состояния производства мяса скота и птицы было установлено, что основными субъектами рынка мяса являются сельхозтоваропроизводители, которые конкурируют друг с другом, но при этом не являются монополистами. Свою деятельность они осуществляют в монополизирующейся среде мясоперерабатывающих и торговых предприятий.

В соответствии с этим особое значение приобретает исследование вопросов формирования механизма повышения конкурентоспособности производства мяса и мясной продукции. Повышение конкурентоспособности мяса и мясной продукции состоит в создании предпосылок, включающих научный анализ тенденций его развития, вариативное предвидение предстоящего развития общественного воспроизводства в рамках мясного подкомплекса, учитывающее сложившиеся тенденции.

6. В целях реализации стратегии кооперации и интеграции наилучшим вариантом для условий Краснодарского края является создание вертикально интегрированного формирования с включением в его состав сельскохозяйственных товаропроизводителей (откормочных комплексов), комбикормового завода, мясоперерабатывающих и торговых предприятий. Это позволит расширить возможности по освоению производства и рынков сбыта, повысить инвестиционный капитал, стабилизировать сырьевую базу мясоперерабатывающих предприятий.

7. Анализ конкурентной среды рынка мяса и мясной продукции предполагает рассмотрение рыночного пространства в виде трех составляющих: оценка производителей мяса и мясной продукции, потребителей и региональные отличия. В целом конкурентоспособность субъектов региона выражается в совокупном взаимодействии элементов рыночного механизма, инструментов государственного регулирования, конкурентных преимуществ субъектов. Результат этого взаимодействия в значительной степени зависит от базовых преимуществ региона.

8. Рынок мяса и мясной продукции активно развивается, но по-прежнему остается ненасыщенным. Конкурентная среда регионального рынка мяса и мясной продукции характеризуется умеренной концентрацией, укреплением рыночных позиций наиболее крупных субъектов данного рынка. Расчеты по предложенной усовершенствованной методике оценки доступности рынка показали, что рынок является доступным для новых потенциальных конкурентов. Целесообразно снижать концентрации данного рынка за счет расширения их географических границ, что будет способствовать оживлению местного производства, расширению ассортимента и увеличению взаимных поставок между регионами.

9. Государственное воздействие на конкурентную среду представляет собой инструмент административного регулирования экономики с целью предотвращения нарушений экономического равновесия или социально нежелательных изменений. Его основными моментами являются: защита и поощрение конкуренции; антимонопольное регулирование деятельности предприятий, занимающих господствующее положение на рынке и диктующих свои условия всем товаропроизводителям; контроль над ценами; защита интересов и содействие развитию мелкого и среднего бизнеса, законодательное регулирование его деятельности, поддержка отечественного производителя.

Управление конкуренцией и конкурентоспособностью на наш взгляд должно идти по 3-м направлениям: создание конкурентной среды, регулирование конкуренции и поддержка конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем рынке. Каждое из них включает в себя более конкретные направления. Практика ведущих в экономическом плане стран мира позволяет сделать вывод о том, что вопросы конкурентоспособности отечественной продукции должны быть возведены в ранг государственной политики, необходим учет специфики сельского хозяйства и создание для него благоприятных условий по сравнению со смежными отраслями.

ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ, ОПУБЛИКОВАННЫЕ

ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Монографии, книги, брошюры

Ворошилова И.В. Методические рекомендации по развитию аграрного маркетинга в мясном подкомплексе /И.В. Ворошилова, В.В. Таран, О.В. Бехчанова и др.// Коллективная монография. – Москва: изд-во ГНУ ВНИИЭСХ, 2008 г. – 4,7 п.л., в т.ч. авторских 1,5 п.л.

Ворошилова И.В. Методические положения по развитию аграрного маркетинга в мясном подкомплексе /И.В. Ворошилова, В.В. Таран, О.В. Бехчанова и др.// Коллективная монография. – Москва: изд-во ГНУ ВНИИЭСХ, 2008 г. – 6,0 п.л., в т.ч. авторских 2,0 п.л.

Ворошилова И.В. Научные основы формирования и функционирования инфраструктуры зернового рынка /И.В. Ворошилова, Н.А. Пролыгина и др.// Москва: изд-во ГНУ ВНИИЭСХ, 2008 г. - 2,1 п.л., в т.ч. авторских 0,5 п.л.

Ворошилова И.В. Теория и методология оценки конкурентоспособности аграрного производства /И.В. Ворошилова, А.Н. Осипов// Москва: ООО «ЭлитГрупп», 2008. – 9,0 п.л., в т.ч. авторских 3,0 п.л.

Ворошилова И.В. Маркетинг фуражного зерна в России /И.В. Ворошилова, Быков Г.Е. и др.// Коллективная монография. – Москва: изд-во ГНУ ВНИИЭСХ, 2008. – 5,0 п.л., в т.ч. авторских 1,0 п.л.

Ворошилова И.В. Развитие рынка фуражного зерна в России и за рубежом /И.В. Ворошилова, Быков Г.Е. и др.// Коллективная монография. – Москва: изд-во ГНУ ВНИИЭСХ, 2008. – 5,0 п.л., в т.ч. авторских 1,0 п.л.


загрузка...