Социальная онтология потребления: научные представления, модели, общество потребления (02.04.2012)

Автор: Овруцкий Александр Владимирович

Овруцкий Александр Владимирович

СОЦИАЛЬНАЯ ОНТОЛОГИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ:

НАУЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, МОДЕЛИ,

ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ

Специальность 09.00.11 – социальная философия

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора философских наук

Ростов-на-Дону

Диссертация выполнена в ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет»

Научный консультант: доктор философских наук, профессор

Пигулевский Виктор Олегович

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Золотухин Валерий Николаевич

доктор философских наук, профессор

Коротец Игорь Дмитриевич

доктор философских наук, профессор

Тхагапсоев Хажисмель Гисович

Ведущая организация: Кубанский государственный университет

Защита состоится «27» апреля 2012 г. в 12-00 часов на заседании диссертационного совета Д. 212. 058. 07 при Донском государственном техническом университете «ДГТУ» по адресу: г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1, ауд. 252.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Донского государственного технического университета «ДГТУ» (г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1).

Автореферат разослан «27» января 2012 г.

Отзывы на автореферат, заверенные печатью, просим направлять по адресу: 344000, Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1, ауд. 252, диссертационный совет

Д. 212. 058. 07.

Ученый секретарь

диссертационного совета

к.ф.н., доцент Л.Н. Горбунова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Ретроспективный анализ показывает, что потребление долгое время оставалось на периферии научного интереса гуманитарного и обществоведческого знания, а в этих науках изучали преимущественно человека непотребляющего, считая феномен потребления естественным, биологическим и, в связи с этим, незаслуживающим научного внимания.

В середине прошлого века западные страны переходят в новую общественную формацию – общество потребления. Здесь потребление превращается в принцип общественного устройства, детерминанту и опосредующее звено социогенеза. В последнее время в науке и обществе нарастают критические оценки проявлений такого общества, оно оказалось далеко от идеала: порождает значительное число различных дисфункций, а также содержит большой кризисный потенциал.

Общество потребления и по сей день является феноменом западного мира. Российское общество до последнего времени принято маркировать терминами «транзитивное», в целом индустриальное, но с элементами постиндустриального развития в мегаполисах. Однако, темп социально-экономических преобразований в нашей стране чрезвычайно высок. Поэтому применение к российской действительности тех или иных, разрабатываемых для анализа западного общества, моделей является допустимым и целесообразным.

Глобальный экономический кризис последних лет привел к тому, что потребление стало рассматриваться как наиболее адекватная междисциплинарная категория в описательных и объяснительных схемах социоэкономического кризиса. В частности, отмечается, что данный кризис был детерминирован процессами перепотребления, несущими мощный экономический и социальный деструктивный потенциал.

Потребление оказывает прогрессирующее влияние на все сферы современного общества, становясь детерминационным фактором развития социоэкономической системы, а также причиной ее многочисленных дисфункций, что в свою очередь востребует использование социально-философской методологии для раскрытия его междисциплинарного содержания, интеграции существующих парадигмальных представлений о потреблении, философской рефлексии феноменов общества потребления и направлений его развития.

Таким образом, актуальность проведенного исследования обусловлена следующими причинами.

1. Кардинальными изменениями в социоэкономической системе мира и нашей страны, обусловливающими социальный запрос на разработку социально-философской концепции потребления. Глобальные процессы, в том числе кризисного характера, востребуют высокий уровень обобщения и абстрагирования объяснительных схем, соответствующий социально-философской методологии.

2. Очевидно, что сформирован запрос практики на социально-философскую концептуализацию потребления, в рамках которой бы интегрировались многочисленные и разрозненные научные представления о потреблении и формировались бы описательные и объяснительные схемы феномена на уровне общества в целом. Полагаем, что социально-философская концептуализация здесь должна стать общей теоретической рамкой для разработки конкретных способов коррекции потребительских девиаций и дисфункций общества потребления.

Отмечаем, что интерес философов к экономическим проблемам явно недостаточен. Особенно это очевидно в сравнении с достижениями экономической социологии и экономической психологии. Специфика социально-философского подхода состоит в системности анализа потребления и общества потребления, возможности избежать социологического и психологического редукционизма в объяснительных схемах феномена. Полагаем, что социально-философский подход к потреблению является в высшей степени интегративным подходом, а многоплановость и многоаспектность объекта диссертационного исследования определили общую междисциплинарность работы.

3. Внутренняя логика развития социальной философии эксплицирует интерес науки к анализу актуальных междисциплинарных социальных феноменов, а социально-философская рефлексия темы дает целостный взгляд на закономерности возникновения, функционирования и проявления современного потребления и общества в целом.

4. В теоретическом плане актуальность социальной философии потребления обусловлена возможностью науки представить прогноз развития современной социоэкономической системы и объяснить широкое протестное общественное движение антиконсюмеризма, затронувшее большинство стран мира.

В рамках нашей работы потребление выступает в трех планах. Во-первых, как специфический вид деятельности, включающей многоуровневые взаимодействия потребителя с предметной и социальной действительностью, в результате чего осуществляется приобретение и использование (извлечение благ и удовлетворение потребностей), а также утилизация потребительских объектов. Потребительская деятельность становится самым частотным видом социальной активности в обществе потребления, а также принципом общественной организации. Характеристиками потребительской деятельности являются осмысленность, детерминированность внешними (социальными, культурными) и внутренними (биологическими и психологическими) факторами, активность, интенциональность, функционирование в пространстве и во времени, феноменальных и ноуменальных.


загрузка...