Возрождение клавесина как культурно-исторический процесс (02.03.2009)

Автор: Шекалов Владимир Александрович

УДК 78.03 + 786.1

Шекалов Владимир Александрович

Возрождение клавесина

как культурно-исторический процесс

Специальность 24.00.01 – теория и история культуры

Автореферат

диссертации на соискание

ученой степени доктора искусствоведения

Санкт-Петербург – 2009

Работа выполнена на кафедре теории и истории культуры

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Российский государственный педагогический университет

имени А. И. Герцена»

Научный консультант:

доктор культурологии, профессор

Махрова Элла Васильевна

Официальные оппоненты:

доктор искусствоведения, профессор,

засл. деятель искусств РФ

Мальцев Сергей Михайлович

доктор искусствоведения, профессор

Гуревич Владимир Абрамович

доктор философских наук, профессор

Махлина Светлана Тевельевна

Ведущая организация:

Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов

Защита состоится «25» мая 2009 г. в 15 часов

на заседании диссертационного совета Д.212.199.23 по адресу:

Санкт-Петербург, Малая Посадская, д. 26, ауд 317.

С диссертацией можно ознакомиться в диссертационном зале

Фундаментальной библиотеки РГПУ им. А. И. Герцена по адресу:

Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48.

Объявления о защите и автореферат соискателя опубликованы «…»………2009 г. на официальном сайте ВАК Минобрнауки России – referat_vak @ministry.ru

Автореферат разослан ….

Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат культурологии, доцент

Шпинарская Е. Н. 

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Клавесин – один из главных символов европейской музыкальной культуры XVI – XVIII веков. Он широко использовался как сольный, ансамблевый инструмент, опора оркестра, оперных постановок. В тот период сложились крупные национальные школы клавесинного производства, клавесинной музыки, исполнительства. Вытеснение клавесина фортепиано к концу XVIII века произошло в процессе напряженной борьбы вследствие развития тенденций, связанных с усилением демократизации, индивидуализации культуры и соответствующих изменений музыкального стиля, предъявлявшего новые требования к инструменту. После периода относительного забвения (продолжавшегося, впрочем, менее столетия) началось его возрождение, вызванное актуализацией огромного пласта музыкального наследия, связанного с клавесином, и надеждой отыскать с его помощью стилистические основы интерпретации этой музыки. Это привело к коллекционированию старинных инструментов, их изучению, возобновлению производства, концертной деятельности, созданию клавесинных классов и т.д. Данный процесс проходил в рамках более широкого процесса возрождения старинной музыки, который, в свою очередь, был частью общей тенденции к возможно более полному освоению исторического культурного наследия.


загрузка...