Управление состоянием соревновательной готовности высококвалифицированных баскетболистов в процессе многолетней спортивной подготовки (02.03.2009)

Автор: Елевич Сергей Николаевич

ЕЛЕВИЧ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

УПРАВЛЕНИЕ СОСТОЯНИЕМ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ В ПРОЦЕССЕ МНОГОЛЕТНЕЙ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

13.00.04 - Теория и методика физического

воспитания, спортивной тренировки,

оздоровительной и адаптивной физической культуры

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Санкт-Петербург

Работа выполнена на кафедре теории и методики спортивных игр Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург.

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Курамшин Юрий Федорович

доктор педагогических наук, профессор

Григорьев Валерий Иванович

доктор педагогических наук, профессор

Хуббиев Шайкат Закирович

Ведущая организация: Санкт-Петербургский научно - исследовательский институт физической культуры

Защита состоится «_____» мая 2009 года в 13 часов на заседании диссертационного совета Д 311.010.01 в Национальном государственном университете физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

(190121, Санкт-Петербург, ул. Декабристов, 35).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург и на сайте (http://www.lesgaft.spb.ru).

Автореферат разослан «_____»____________2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Егоренко Л.А.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Как известно, в последние 25-30 лет стали появляться различные взгляды, порой крайне противоречивые, по изменению традиционных теоретико-методических положений построения подготовки сильнейших спортсменов мира. Это касается как полугодичных и годичных, так и многолетних тренировочных циклов, [Аросьев Д.А., 1965, 1975, 1979; Туманян Г.С., 1984; Верхошанский Ю.В., 1985, 1993, 1998, 2005; Бондарчук А.П., 1986, 1987; Ивойлов А.В. с соавт., 1986; Платонов В.Н., 1987, 1995, 1997, 1998, 2005; Portmann M., 1986; Horwill F., 1992; Zanon G., 1997; Иссурин В., Шкляр В., 2002].

Возникновение таких взглядов применительно к современной системе подготовки спортсменов явление закономерное и неизбежное, так как в развитии спорта высших достижений в последние годы наблюдается непрерывное стремление к профессионализации и коммерциализации. Профессионализация и коммерциализация спорта выражается в увеличении соревновательной практики у спортсменов высшей квалификации, как на международном, так и на российском уровне. При этом увеличение количества соревнований влечет за собой сокращение времени на подготовку к ним и, как следствие, снижает качество подготовленности спортсменов [Гомельский Е.Я., 1972; Шидловский А.П., 1982; Портных Ю.И., 1988; Портнов Ю.М., 1996; Суслов Ф.Л., 1999; Фураева Н.В., 2001].

Все это порождает противоречия и в современной теории спортивной тренировки. Некоторые авторы предлагают отказаться от классической структуры годичного цикла, включающего подготовительный, соревновательный и переходный периоды, с присущими им специфическими задачами и содержанием, и использовать новые модели построения тренировочного процесса в форме «блоков» и «модулей», «тренировочно-соревновательных комплексов» (Мацак Л.Б., 1998; Голенко В.А., 2003; Карнаухов Г.З., 2003). Другие продолжают выдвигать аргументы в пользу традиционных представлений [Матвеев Л.П., 1991, 1998, 1999, 2005; Суслов Ф.П., Филин В.П., 1998; Платонов В.Н., 1998, 2005; Фураева Н.В., 2001; Brittenham G., 1996].

Эта ситуация остро стоит и перед тренерами баскетбольных команд. Важнейшей целью подготовки баскетболистов высокой квалификации является сохранение оптимального уровня работоспособности игроков и команды на протяжении длительного соревновательного периода (8-9 месяцев). Ситуация усугубляется еще и тем, что при подготовке команд в игровых видах спорта следует учитывать неодновременность достижения состояния спортивной формы отдельными игроками и командой в целом [Матвеев Л.П., 1991; Сахарова М.В., 2005 и др.].

Таким образом, налицо проблемная ситуация – существующая теория подготовки спортсменов высокой квалификации не отвечает новым требованиям, с которыми тренеры сталкиваются на практике. Отсюда и высокий научно-практический интерес к вопросам формирования соревновательной готовности баскетболистов высокой квалификации в годичных и многолетних циклах подготовки.

Работа выполнена в рамках тематического плана НИР и ОКР Росспорта на 2001-2006 и 2006-2010 годы, направление 02 «Научные основы спорта высших достижений», тема 02.04.00 «Формирование и совершенствование технического мастерства, специальной физической подготовленности высококвалифицированных спортсменов».

Объект исследования – структура и содержание годичных циклов в процессе многолетней подготовки баскетболистов высокой квалификации.

Предмет исследования – динамика и структура подготовленности баскетболистов различного игрового амплуа, а также технология управления этими показателями на отдельных этапах годичного цикла в процессе многолетней подготовки.

Гипотеза исследования: предполагалось, что добиться повышения результативности и надежности соревновательной деятельности, как отдельным спортсменам, так и командой в целом можно за счет организации процесса их подготовки с учетом следующих инноваций:

- обоснования содержания понятий «факторы оптимизации» и «критерии оптимальности»;

- оценивания состояния спортивной формы игроков и команды в целом по совокупности следующих показателей: эффективности выполнения игровых действий; уровня специальной физической подготовленности игроков; показателей функционального состояния игроков. При этом статистическими методами следует определить перечень характеристик необходимых и достаточных для оценивания каждого из названных показателей;

- корректировки состояния спортивной формы игроков по данным использования программно-компьютерного комплекса «Омега-спорт» в целях оценивания динамики адаптационных процессов на различных этапах соревновательного периода;

- разработки содержания целевых установок планирования учебно-тренировочного процесса в годичном макроцикле и технологических операций управления процессом этой подготовки.

Цель исследования – теоретико-методическое и экспериментальное обоснование технологии проектирования развития спортивной готовности баскетболистов высокой квалификации на каждом из годичных этапов многолетнего макроцикла.

Задачи исследования:

1. Определить специфические особенности структуры годичного цикла и построения тренировочного процесса баскетболистов высшей квалификации на разных его этапах.


загрузка...