Мультикультурное образование в США, Канаде и Австралии (02.03.2009)

Автор: Балицкая Ирина Валериановна

Значительную ценность для понимания современных идей и концепций мультикультурного образования в США, Канаде, Австралии представляют труды зарубежных ученых, в первую очередь американских, канадских и австралийских.

Развитие концепций воспитания в многонациональной среде в США, Канаде и Австралии во многом опирается на труды американских теоретиков (J. Badets, J.Banks, C.Bennet, R.Garcia, C.Grant, J.Gay, M.Gibson, G. Giroux, D.Goldnik, J.Cummins, L.Lippmann, J.Lynch, М.Lupul, S.Marginson, J.G.Marshall, D. Мossenson, S.May, S.Nieto, D.Ravitch, R.Sacs, C.Sleeter и др.). Весомый вклад внесли и учёные Австралии - М. Curray, B.Elasky, T.S.Elliot, J.Marshall, R.Morginson, J.M. Moody, J. Sachs, R. Sykes, J.J. Smolicz., R.Taft, J.Wood, а также Канады – M.Ashworth, J.W.Berry, D.S. Conner, P.Gorski, F.Henry, R. Kalin, M.Ledoux, М.Lupul, K.A. MacLeod., K.Moodley, S. V. Мorris, K.A. McLeod, J. Porter, R.J.Samuda, D.Taylor, C.Tator.

В трудах этих ученых представлены философские, культурологические и педагогические основы, уточняются понятия, цели, принципы, сформулированы модели содержания мультикультурного образования, предложены пути воплощения мультикультурного образования на практике, приёмы и методы обучения и воспитания в поликультурной среде, обозначены критерии эффективности мультикультурного образования.

Проблема исследования инициирована кризисом образования в гетерогенной культурной среде, несоответствием потребностей и реальности образования в многокультурном и многоэтническом социуме, противоречием между необходимостью формулирования новой системы идей, воспитания и обучения с учетом многокультурности и многоэтничности состава социума и отсутствием соответствующего обобщённого педагогического знания и опыта.

Цель исследования: сравнительное изучение теоретического, законодательного и практического уровней, общего и особенного в развитии мультикультурного образования в США, Канаде и Австралии.

Объект исследования: педагогическая мысль, образовательная политика, учебно-воспитательные заведения США, Канады и Австралии.

Предмет исследования: мультикультурная составляющая педагогических идей и концепций, школьной политики, практики образования в США, Канаде и Австралии.

Задачи исследования:

1. Изучить социально-политические условия становления мультикультурного образования в США, Канаде и Австралии.

2. Исследовать реформирование нормативной государственной базы образования и изменения школьной политики в США, Канаде и Австралии в духе мультикультурализма .

3. Раскрыть как противостоящие концепциям мультикультурализма идеи монокультурного образования в США, Канаде и Австралии.

4. Исследовать философские, культурологические и социологические основы мультикультурного образования в научной мысли США, Канады и Австралии.

5. Изучить генезис основных концепций мультикультурного воспитания в США, Канаде и Австралии.

6. Проанализировать и научно оценить содержание и масштабы мультикультурного образования в деятельности учебно-воспитательных учреждений в США, Канаде и Австралии.

7. Выявить общее и особенное в теории и практике мультикультурного образования в США, Канаде и Австралии.

8. Выявить целесообразный для отечественной науки и образования идейный и методический опыт педагогической деятельности в многокультурной и многоэтнической среде в США, Канаде, Австралии.

Источниковедческая база исследования: законодательные акты в области образования; программно-методическая педагогическая документация; статистические сборники («Statistical Abstract of the United States», «The National Data Book»); монографии, другие научные исследования ученых США, Канады и Австралии; российские и зарубежные периодические издания («Педагогика», «Социально-гуманитарные знания», «США. Канада», «Новые ценности образования», «Вопросы психологии», «Образование в современной школе», «American Educational Research Journal», «Anthropology and Education Quarterly», «Australian Journal of Education», «Canadian Studies», «Comparative Race and Ethnic Studies», «Journal of Teacher education», «Educational Practice and Theory», «Citizenship Education for a New Age» и др.).

Этапы исследования. Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (2002 - 2004 гг.) связан с изучением идей мультикультурного образования в США, Канаде, Австралии; анализом состояния проблемы в педагогике, психологии, социологии, культурологии. В результате были определены проблемное поле исследования, категориальный аппарат, основные базовые понятия.

На втором этапе (2004 - 2006 гг.) изучались вопросы организации мультикультурного образования в США, Австралии, Канаде; анализировалась различные проявления практики мультикультурного образования в этих странах.

На протяжении третьего этапа (2006 - 2008 гг.) уточнялись основные положения, оформлялись результаты исследования, материалы которых нашли отражение в содержании монографий, учебных пособий, научных статей и диссертации.

Теоретико-методологические основы. Общую методологию исследования составляют научные положения о едином мире, все явления в котором представляют собой элементы целостной самоуправляющейся и саморазвивающейся системы, связаны друг с другом и с элементами других уровней через участие в процессе глобальной эволюции. Для создания единой картины мира современная наука позволяет осуществить внутренне противоречивый синтез таких подходов, как:

- социально-исторический детерминизм, рассматривающий социальную реальность как совокупность отношений между людьми, складывающуюся в процессах их совместной деятельности;

- культурологический подход, анализирующий социальные явления, в том числе специфически образовательные и воспитательные, под углом зрения феноменологической социологии;

- междисциплинарный подход, ретроспективно изучающий явления общественной жизни, применяемый в использовании материалов из смежных областей научного знания ;

Указанные методологические подходы формулируются в следующих основных положениях, концепциях и теориях:

- общенаучных системном и деятельностном подходах (Б.Г.Ананьев, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, В.И.Лекторский, С.Л.Рубинштейн, Н.Ф. Талызина и др.)

- философии и методологии образования (Б.Г.Ананьев, А.М.Арсеньев, Ю.К.Бабанский, С.И. Гессен, М.А.Данилов, Б.С. Гершунский, В.И.Загвязинский, В.В.Краевский, Н.Д. Никандров, А.М.Новиков, В.М.Полонский, В.Д.Шадриков и др.).

- сравнительной педагогики (В.П.Борисенков, Б.Л.Вульфсон, А.Н.Джуринский, И.Р.Луговская, З.А.Малькова, Н.Д.Никандров, P.G.Altbach, M.Bray, G.Z.F.Bereday, M.Eckstein, B.Holmes, J.K.Schriewer, H.Noah и др.)

- этнической культурологии (М.М.Бахтин, Ю.В.Бромлей, Л.М.Гумилёв, И.Л.Данилевский, В.О.Ключевский, М.Коул, Д.С.Лихачёв, Ю.М.Лотман, В.А.Тишков, B. Malinovsky и др.).

- межкультурной коммуникации (В.С. Библер, М.Бубер, Э.Холл, К.Ясперс и др.);

- культурной и мультикультурной компетентности, контекстуальных культур (Э.Хирш, Г.Хофштеде , C.Grant и др.)

- культуросообразности образования (С.И.Гессен, Ф.А. Дистервег, П.Ф.Каптерев, П.И.Пирогов, К.Д.Ушинский , C.Kramch и др.).

- социальной составляющей развития личности, образования (Б.Блум, Б.Скиннер, Дж.Брунер, Э.Гатмэн, Г. Джирокс, В.И.Загвязинский, М.С. Каган, В.И. Лекторский, П.МакЛарен, В.А.Мудрик, Н.Д.Никандров, Дж. Спринг и др.)

- феноменологических концепциях развития личности (О.С.Газман, Е.В.Бондаревская У.Джеймс, Ж.Ж.Руссо, З.Фрейд, К.Хорни, Э.Фромм, Э.Эриксон, Г.Олпорт, Г.С.Салливан, К.Юнг, А.Adler, A.Maslow, C.Rogers и др.)

- философской, культурной и педагогической антропологии (А.Adler, R.Benedict, A.L. Kroeber, B. Malinovsky, М. Mead, F.L.K.Hsu и др.).

- соотношении национального и общечеловеческого в культуре, образовании и воспитании (Н.А.Бердяев, В.П.Вахтеров, А. Вентцель С.И.Гессен, П.Ф.Каптерев, Я.А.Коменский, Н.Д.Никандров, Н.И.Пирогов, К.Д.Ушинский и др.)

- национальной школы (П.П.Блонский, П.Ф.Каптерев, Я.А.Коменский, М.Н.Кузьмин, Г.И.Песталоцци, Л.Н. Толстой, К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкий и др.)

- мультикультурного (поликультурного) образования и воспитания (А.Н.Джуринский, М.Н.Кузьмин, J.Banks и др.).

- толерантности и толерантного воспитания (А.Г.Асмолов, С.К.Бондырева, Б.З.Вульфов, В.Н.Гуров, В.А.Лекторский, М.Мацковский, В.С.Собкин и др. )


загрузка...