Мультикультурное образование в США, Канаде и Австралии (02.03.2009)

Автор: Балицкая Ирина Валериановна

БАЛИЦКАЯ Ирина Валериановна

МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В США, КАНАДЕ И АВСТРАЛИИ

Специальность 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Работа выполнена на кафедре эстетического и трудового воспитания младших школьников Московского педагогического государственного университета

Научный консультант: доктор педагогических наук,

профессор, член-корреспондент РАО,

Джуринский Александр Наумович

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,

профессор, член-корреспондент РАО

Вульфсон Борис Львович

доктор педагогических наук, профессор

Землянская Елена Николаевна

доктор педагогических наук, профессор

Аксенова Эльвира Айсеновна

Ведущая организация: Московский городской

педагогический университет

Защита состоится « » в часов на заседании

диссертационного совета Д. 212. 154. 21 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 119991, г.Москва, ул. Малая Пироговская, д.1, ауд. 317

С диссертацией можно ознакомится в библиотеке Московского педагогического государственного университета по адресу 119991, г.Москва, ул. Малая Пироговская, д.1.

Автореферат разослан « » 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Черкасова Е.Р.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Социальная, политическая, демографическая, культурная трансформация многоэтничных, многокультурных государств вызвала поиск адекватных педагогических решений возникших проблем, учитывая интересы всех представленных в обществе этнокультурных групп. Существует острая необходимость обоснования и реализации образования, противостоящего ксенофобии и межнациональной розни.

В последние десятилетия проблема подготовки людей к жизни в многонациональном обществе в условиях усиливающейся многонациональности и поликультурности находится в центре внимания педагогических исследований.

Вызовы современного многонационального общества нашли своё отражение в идеях и практике мультикультурного образования (multicultural education), которое призвано готовить будущего гражданина к жизни и деятельности в современных условиях, предъявляющих требования воспитания мультикультурной личности.

Для России, одной из наиболее многоэтничных и многокультурных стран мира, где общество обеспокоено вопросами национальной идентификации, поиском путей гармоничного развития и мирного сосуществования культур, обращение к проблематике мультикультурного образования за рубежом, в особенности США, Канады и Австралии, является вполне закономерным.

Потребность глубокого изучения и обобщения опыта стран-лидеров в области внедрения идей мультикультурного образования нарастает в силу того, что российская педагогика и школа остро нуждаются в разработке и внедрении оптимальной политики, теории и практики образования в условиях многоэтнического и многокультурного социума.

США, Канада и Австралия среди зарубежных стран оказались пионерами при пересмотре идей и практики образования в многоэтнической и многокультурной среде в духе мультикультурализма. Необходимость изучения и использования соответствующего целесообразного зарубежного школьно-педагогического опыта тем более злободневна, если учесть, что идеи мультикультурного образования пока не находят достаточного отражения в теории и практике отечественного образования.

Степень исследованности проблемы. Анализ педагогических исследований показал, что вопросы воспитания и образования в многокультурном и многоэтническом социуме издавна занимают значительное место в научных изысканиях отечественных и зарубежных учёных.

Ценные мысли о важности культуросообразного воспитания, взаимодействия национального и межнационального воспитания нашли отражение в трудах классиков мировой и отечественной философской и педагогической мысли – В.Дильтея, Ф.А. Дистервега, И.Канта, Г. Кершенштейнера, Я.А. Коменского, Дж.Локка, Б.Наврочницкого, И.Г.Песталоцци, Б.Рассела, Ж.-Ж.Руссо, Э.Шпрангера, Н.А.Бердяева, С.Гессена, Н.А.Добролюбова, П.Ф.Каптерева, П.Ф.Лесгафта, Н.И.Пирогова, Н.К.Рериха, Л.Н.Толстого, Е.Н.Трубецкого, К.Д.Ушинского и др.

Важный вклад в развитие идей интернационального воспитания в многонациональной среде внесли советские педагоги и деятели просвещения П.П.Блонский, Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, С.Т.Шацкий и др. Философские и культурологические обоснования диалога как пути развития личности в многокультурном обществе в советский период предложили М.М.Бахтин, В.С.Библер, Ю.М.Лотман. Тема соотношения культуры и воспитания получила звучание в трудах И.В.Бестужева-Лады, М.С.Кагана, А.В.Мудрика, М.Оссовской, В. И.Слободчикова, В.А.Тишкова и др.

В российской науке растет интерес к изучению проблем, во многом созвучных тематике мультикультурного образования. Речь идет о воспитании толерантности (С.К.Бондырева, Д.В.Колесов, В.С.Собкин и др.), этнопедагогике, разработке моделей образовательных структур, учитывающих глобальные, региональные и национальные этнокультурные особенности (Ш.М.-Х. Арсалиев, С.Атумуратов, Н.Г.Баженова, В.И.Баймурзина, Л.Ю.Бондаренко, Г.Н.Волков, Н.А.Исмуков, М.Г. Коныгин, С.В.Лурье, О.Д. Мукаев, М.Н.Никитин, Ж.Т.Тумунов, Т.Н.Петрова, Г.А.Романова, Ю.Л.Серебрякова, Э.И.Сокольникова, Р.Е.Тимофеева, С.Н.Федорова, Г.Ф.Хасанов, Ф.Ф.Харисов, А.Ф.Хинтбидзе, З.Б.Цаллагова, А.С.Шаала, В.К.Шаповалов и др.)

Проблемы образования и воспитания в многокультурной и многоэтнической среде с позиций мультикультурализма разрабатываются группой отечественных учёных (В.К.Бацын, В.П.Борисенков, Б.Л.Вульфсон, З.Т. Гасанов, М.Л. Геворкян, О.В. Гукаленко, Ю.С.Давыдов, А.Я.Данилюк, Г.Ж.Даутова, А.Н.Джуринский, Г.Д.Дмитриев, Е.Н.Землянская, В.Ю.Зорин, М.Н.Кузьмин, Н.М.Лебедева, В.В.Макаев, З.А.Малькова, Ф.М.Малхозова, В.И.Матис, Г.В.Палаткина, В.С.Собкин, В.А.Сластёнин, Л.Л. Супрунова, А.А.Сыродеева, В.А.Тишков, Т.А.Якадина, Е.А.Ямбург и др.)

Важные аспекты школы и педагогики США, Канады и Австралии исследованы в трудах В.И.Андреева, В.В.Веселовой, Н.М.Воскресенской, Б.Л.Вульфсона, А.И.Галагана, Б.С.Гершунского, А.Н.Джуринского, Г.Д.Дмитриева, В.И.Корсунова, З.А.Мальковой, Н.Д.Никандрова, В.П.Пилиповского, К.И.Салимовой, Т.А Татарашвили., Т.В.Цырлиной, И.З Шахниной и др.

В целом, тем не менее, анализ источников свидетельствует об отсутствии в отечественной и мировой педагогической литературе специальных сравнительных исследований по вопросам мультикультурного образования в США, Канаде и Австралии. Особый научный интерес представляют труды А.Н.Джуринского, где в контексте мировых тенденций развития мультикультурного образования представлены соответствующие аспекты школьной политики, педагогической теории и практики в США, Канаде и Австралии. Ценные материалы содержат публикации отечественных ученых по отдельным вопросам этнокультурного и мультикультурного образования в США, Канаде, Австралии (А.А.Волкова, Н.М.Воскресенская, О.Г.Гаганова, Г.Д.Дмитриев, Р.З.Хайруллин и др.).

Концепции мультикультурного образования в США, Канаде и Австралии зародились в русле педагогики позитивизма, прагматизма, социал-реконструктивизма, где формулировались идеи либерализма и гуманизма (C.S.Pierce, W. James, J.Royce, J. Dewey, M.G. White ).


загрузка...