Любовно-романтическая поэма в персидско-таджикской поэзии Х-ХII веков (02.03.2009)

Автор: Абдолов Назарбек

Здесь события сюжета поэмы достигают кульминационной точки. Основа сюжета, конфликта и коллизий - любовь двух молодых людей, в центре событий - Заль и Рудаба. С одной стороны, Мехраб со своей родословной, а с другой - Сам и Манучехр. Сам прибыл с войском под стягом Фаридуна. Заль поцеловал землю у ног отца. Сам сказал ему, что он упорством изранил отцовскую грудь. Заль ответил, что отец явил правду и земле, и людям, но за какой поступок обрушивает удар на него? «Теперь делай что хочешь, но не трогай Кабул». Сам понял, что сын прав. Он отправил письмо Манучехру. Сказав, что он уже стар и не может идти против воли единственного сына: «Отправляю тебе сына и ты царь, разберись в его делах».

Мехраб, узнав о намерениях Манучехра, сказал жене, что выход один: убить её и дочь, после этого царь умерит свой гнев. Его жена – Синдухт - предложила другой план: ради спасенья пожертвовать казной, с чем согласился её муж. Синдухт с очень большим количеством подарков на коне прибыла к Саму. Она не назвала себя и преподнесла свои подарки Саму под видом кабульского посла. Он приказал всё это дать от имени кабульской красавицы. Увидев благосклонность Сама, Синдухт призналась, что она из рода Заххака и жена Мехраба. Затем сказала, что пришла узнать друзей и врагов Сама: «Если наш род виноват, то убей меня, а Кабул оставь в покое». Сам обещал не причинить зла Кабулу.

Манучехр принял Заля, прочел письмо, собрал мубадов (мудрецов) и астрономов разгадать тайну решения этого вопроса. Они предсказали благополучный исход и рождение знаменитого героя. Манучехр приказал сохранить в тайне эти слова. Затем Залю устроили испытание в мудрости и знании. Царь был восхищен им. Залю подарили много ценных подарков. Весть об этом дошла до Кабула. Состоялась свадьба, Сам был поражен красотой Рудабы. Молодые вернулись в Систан, где торжества продолжались три дня. Этим и заканчивается поэма, после чего начинается сказание о Рустаме.

Фирдоуси на тему любви и создания семьи создал величественную любовно-героическую поэму. Хотя она составляет раздел героической части «Шахнаме», в целом она является целостной поэмой во всех отношениях формы и содержания. Непривычным началом поэмы является рождение Заля седым и воспитание его Симургом. Несмотря на мифическую принадлежность такого начала, Фирдоуси объясняет это велением Бога и ошибкой человека, когда не видит суть божественного в рождении человека. Рождение Заля седым и воспитание его Симургом влияет на всю линию сюжета поэмы. Заль своим воспитанием и благородством доказывает ошибочность мнения людей. Второй линией конфликта поэмы, как было сказано выше, составляют родовые противоречия царя Ирана, его богатыря Сама с Мехрабом – царем Кабула, происходящим от рода Заххака. Решается этот конфликт мужеством Заля, предприимчивостью Синдухт, любовью Сама к сыну и мудростью Манучехра. Однако главную роль сыграли советы мудрецов и астрологов в предрешении судьбы влюбленных. Судьба человека и создание семьи предрешены волей Бога, и браки, так сказать, совершаются на небесах. Таким образом, Фирдоуси ставит в зависимость судьбу человека от предрешенности рока и велений Бога.

Все образы поэмы типичны тому времени и соответствуют социальной иерархии общества. Заль, как молодой богатырь, стремится достичь своей цели. Он напоминает отцу обиду детства и не допускает разорения Кабула. Он беспредельно мужественен и целеустремлен. Рудаба и её мать отличаются примерным поведением, к тому же Синдухт предприимчива и благородна. Сам и Мехраб отличаются как отцы. Сам старается не обидеть сына. Мехраб резок и нетерпелив, его гнев усмиряет Синдухт. Такие черты нужны для защиты чести семьи. Манучехр думает о людях с позиции главы государства и будущих его интересов: союз семьи Сама с потомком Заххака является опасным для страны. Убедившись, что он безопасен для государства, Манучехр дает свое согласие. В целом поэма является предисловием к сказаниям о Рустаме и его подвигах.

Второй раздел – Поэма «Сиявуш и Судаба» посвящена истории её создания от легенды до полноценной поэмы. Второй раздел состоит из трех параграфов – «Анализ содержания поэмы», «Основная идея и суть содержания» и «Основные образы поэмы», расположенные в диссертационной работе в логической последовательности.

Поэма «Сиявуш и Судаба» также является самостоятельной частью «Шахнаме», и входит в целостное сказание о «Сиявуше» (9,371). Поэма начинается с предисловия, где речь идет о добре. Затем следует основное содержание.

Однажды богатыри Тус и Гив во время охоты в степи нашли красавицу из рода Гарсиваз. Кавусшах увидев её, наградил богатырей, а красавицу отправил на женскую половину. От неё родился Сиявуш. Звёзды предсказали ему хорошее и плохое. Его отдали на воспитание Рустаму. В Забулистане его учили всему, что необходимо царевичу, и воспитал его Рустам как своего сына. Затем отправил его к отцу.

Жена Кавуса – Судаба - увидев Сиявуша, влюбилась в него и отправила к нему раба с посланием, в котором содержалась просьба о встрече, от чего он отказался категорически. Через Кавуса Судаба заманила Сиявуша в женскую часть дворца. Царь направил в женскую часть Сиявуша вместе с коварным Хирбадом, Судаба обнимала Сиявуша и страстно целовала. Сиявуш понял, что это греховные объятия. Он быстро отправился к сестрам, а затем покинул женскую половину. Сиявуш опасался Судабы и согласился на предложение отца выбрать одну из его дочерей и поклялся, что вовек не оскорбит отца обманом и не заключит союза с Ахриманом. Когда в третий раз Сиявуша заставили войти на женскую половину, Судаба открыто заявила ему о своей любви. Сиявуш сказал, что между ними никогда не будет никаких отношений. Судаба в ярости разодрала ногтями лицо, разорвала свою одежду. Услышав её крики, на женскую половину явился царь, которому она сказала, что его сын сбросил с неё венец и сорвал с неё одежды. Уединившись с ними, царь потребовал объяснений. Сиявуш рассказал всю правду. Судаба сказала, что он говорит неправду и на самом деле любит её. Однако царь выяснил для себя истину, но за былые добрые дела и красоту простил Судабу. Судаба задумала совершенно гнусный поступок: она подстроила так, как будто у неё был выкидыш - два мальчика. Астрологи после семи дней изучения звезд сказали, что та двойня не была потомством ни шаха, ни его жены. Дело дошло до того, что виновного нужно испытать. Кто грешен, тот пусть и будет подвергнут испытанию. Сиявуш, не желая больше терпеть унижения, дал согласие пройти через огонь.

Собрали горы поленьев, оставив между ними узкий проход. Сиявуш на вороном коне поклонился отцу, который стыдился смотреть на него. Входя в огонь, он просил отца очистить его от клеветы. Он вышел из огня невредимым. Судаба плакала и в гневе рвала волосы. Отец попросил у Сиявуша прощенья. Стараниями Судабы шах все-таки стал дурно думать о Сиявуше. Этим и завершается данная поэма.

Сиявуш покинул от обиды страну Иран, отправился к недругу иранцев – Афрасьябу, женился на его дочери Фарангис, но затем был обезглавлен Афрасьябом. Узнав об этом, Рустам собрал огромное войско, дошёл до Кавуса, пристыдил его за содеянное и убил Судабу. Никто не сожалеет о том, что Судаба убита.

В поэме «Сиявуш и Судаба» нет честной любви, которую мы видели в поэме «Заль и Рудаба». Эта любовь одностороння и порочна, противоречит традициям и общечеловеческим ценностям. Она в некоторой степени схожа с поэмой «Юсуф и Зулейха», истоки которой в Древнем Египте, еврейской, христианской мифологии и Коране. Фирдоуси в этой поэме противопоставляет безнравственность с доблестью и праведными поступками. Сиявуш привлек внимание Судабы именно своей красотой и молодостью и ничего другое не интересует её. В основе поэмы внезапная любовь, встретившая препятствия. Вторая линия направлена на идею благородного воспитания, которое ставит выше честь и славу рода. Третьей идейной линией является человеческая честность. В идее победы чистоты и благородства над эгоизмом и самолюбием и выражается мудрость великого поэта.

Центральным героем поэмы является Судаба, на действиях и коварстве которой и основываются все эпизоды. Она дочь царя Хамаварана, женился на ней Кавус после завоевания царства её отца. Она с самого начала отличалась прямотой и бесстрашием, которое в отношении к Сиявушу стало порочным. Судаба выбрала Кавуса, не видя его, то есть не влюбляясь. Сиявуш был красавцем, отражал лучи невинности и этими качествами проник в сердце и душу Судабы. С той же смелостью и упорством она стремилась к новой любви, которая переросла в безумное упрямство и предательство с ее стороны. Выбрав путь предательства, Судаба не может остановиться ни перед чем. Показ двух мертвых младенцев Кавусу - это признак её черствости и жестокости, все эти злые умыслы исходят от её самолюбия. В конце концов, она выбирает преступный и клеветнический путь. Поддерживая предложение Кавуса, чтобы Сиявуш прошел через пламя огня, она, по сути, желает ему смерти. После окончательного позора её жизнь, теряет всякий смысл для людей и общества.

Образ Сиявуша полностью противопоставлен образу Судабы. Трагичность его судьбы подтверждена предсказаниями астрологов. Здесь, как и в других поэмах, Фирдоуси верит в предопределенность судьбы человека. Тому способствует поведение героя. Сиявуш своим мягким характером не хочет обидеть отца и Судабу, а потому он соглашается на брак с их дочерью. Любовь Судабы к Сиявушу является одним из проступков Ахримана, противоречащим человеческой нравственности. Сиявуш честен и считает, что только смерть спасет его от позора. Он не причиняет никому зла. Даже после мучений, причиненных ему Судабой, он просит отца простить её, тогда как все иранцы хотели её смерти из-за её злодеяний. Таким образом, жизнь Сиявуша завершилась трагически. Фирдоуси в конце поэмы оплакивает смерть Сиявуша и осуждает несправедливости, существующие в мире.

В третьем разделе, состоящем из трех параграфов, анализируется одна из центральных любовно-романтических поэм «Шахнаме» Фирдоуси «Бежан и Манижа». Сюжет данной поэмы имеет древнее происхождение. По мнению Забиуллаха Сафо, Фирдоуси написал эту поэму в пору молодости.

Как и другие поэмы «Шахнаме», «Бежан и Манижа» начинается с пролога описания ночи, которая стала предметом подражания у многих поэтов. По его сообщению в этом прологе, он создал эту поэму со слов своей жены, которая цитировала старинную книгу. Предисловия поэм «Шахнаме» намекают на их содержание, и эта поэма также не является исключением. Поэма, собственно, начинается с того, что у царя Кавуса собрались богатыри Ирана: Гаждахам, Гударз, Кашвод, Ферхад, Гив, Гургин Милад. Пахлаваны пили вино. Привратник сообщил о том, что пришли посланцы Ирманиян и сообщили о нашествии огромных диких кабанов. На зов помощи откликнулся молодой Бежан, за молодецкую горячность которого рассердился его отец Гив. Бежан ответил отцу, что он телом «молод, а разумом стар».В благодарность царь подарил много ценных подарков Бежану и отправил вместе с ним Гургина Милада. Однако, обиженный Гургин не стал помогать Бежану. Тот справился с кабанами сам. Гургин решил завлечь Бежана в страну туранцев, сообщив о летней стоянке дочери Афрасьяба Маниже. Таким образом и завязывается сюжет поэмы «Бежан и Манижа». Дальнейшие события происходят с участием обоих героев.

Когда Бежан, оказавшись на лоне природы, появился у кипариса напротив её палатки, она была поражена его красотой и величием. Через няню она узнала, кто он. В итоге Бежан пустился пешком к царевне. Устроили пир. Трое суток он был у неё. Бежану дали какое-то зелье и он потерял сознание, и таким образом его ночью привезли во дворец. Они продолжали веселье, пока Афрасьяб не был осведомлен о тайне местонахождения иранского богатыря. Посланный Гарсеваз отвел его к Афрасьябу. Бежан рассказал ему о том, что произошло с ним. Бежана хотели казнить, но по совету Пирана казнь через повешивание отменили и бросили его в яму, где он не видел над собой света. Из китайских лесов караваном слонов был привезён камень дива Аквана, которым и закрыли вход в подземелье.

Через семь дней ожидания Гургин нашел коня Бежана с разорванной уздечкой и понял, что он попал в руки Афрасьяба. Весть о его возвращении дошла до царя и отца Бежана – Гива, который, увидев коня сына, потерял сознание. Гургин придумал легенду о появлении красивого анагра, за которым гнался Бежан, и после чего он его не нашел. Гив не поверил и привез его к царю и тот, тоже не поверив, заковал Гургина в цепи. Царь при помощи волшебной чаши увидел Бежана в глубокой яме в тяжелых цепях. Для спасения Бежана послали за Рустамом. Рустам попросил царя простить Гургина, а сам, готовясь проникнуть в Туран, оставил свое войско и, с переодевшимися богатырями, вступил в Туран под видом купца, взяв груженых богатством верблюдов, тысячу всадников, стражей и семерых богатырей. Весть о прибытии богатого каравана купцов из Ирана разнеслась повсюду. Манижа, которая подаяниями кормила Бежана, спрашивает главу торговцев, то есть Рустама, о том, знают ли в Иране, где томится Бежен? Рустам, испугавшись ее слов, крикнул, что не знает Хосрова, и приказал ей уходить поскорей. В ответ Манижа сообщила, что она дочь царя. Рустам послал через Манижу пищу, заложив туда своё кольцо, которое оповестило Бежана о прибытии Рустама. Взяв с Манижи клятву молчать, Бежан сообщил, что прибывший торговец пришел за ним. Никто из богатырей не мог поднять тяжелый гранит. Рустам могучей рукой выбросил камень в китайские леса, так что земля содрогнулась. Рустам попросил Бежана простить Гургина и отказаться от мести. Рустам кинул аркан и поднял Бежана, все тело которого было в крови. Сняли цепи, в купеческом доме по велению Рустама омыли Бежана, надели новое платье. Эти сцены являются кульминацией сюжета поэмы «Бежан и Манижа». Освобождением Бежана и его союзом с Манижой завершается сюжет поэмы. Фирдоуси еще раз напоминает о Бежане тогда, когда иранский царь одаривает его.

Второй и третий параграфы третьего раздела первой главы посвящены анализу центральных образов и идейно-художественных особенностей поэмы.

Центральным героем поэмы является Бежан. Бежан - молодой богатырь, и его действия соответствуют его образу. По свойственной юноше горячности, он быстро соглашается на необычный подвиг - битву с кабанами: юноше нужно приключение для своего испытания и самоутверждения. Мудрый Гив не доволен таким поведением сына. Учитывая его молодость, благоразумный царь дает ему опытного проводника. Но Гургин оказался ревнивым и не помог Бежану. Из-за молодости и легкомыслия, он оказался во дворце Афрасьяба. Он несерьёзно относится к Маниже – дочери великого шаха Афрасьяба.

Манижа, дочь царя, проводит время в праздности. Влюбляясь в Бежана, она обманом завлекает его во дворец. Этот поступок также является примером её беспечности. Такая беспечность является результатом того, что она живёт в богатстве и занимает и высокое положение. Вначале её любовь была лишь увлечением и забавой. Но со временем её любовь из-за унижений и нищенства переросла в большое чувство. Манижа не замечает и не придает значения даже вечной вражде Ирана и Турана.

Образы царей, в целом схожи: они часто грубы, решительны, но в основном отличаются мудростью, за исключением, возможно, самого Афрасьяба. Цари в «Шахнаме» прислушиваются к советам мудрецов и предсказателей. На государственном уровне они являются инициаторами решения проблем, ищут выхода из трудного положения. Они предугадывают события. Основной опорой царей являются богатыри и знать. Сам является помощником царя, а в двух других поэмах эту роль выполняет Рустам. Рустам раскрывает все тайны и всегда стоит на страже государства и справедливости. Когда из зависти Гургин предал Бежана, Рустам просит шаха и Бежана простить его.

Во всех трех поэмах мы встречаемся с образами отцов. Мехраб и Афрасьяб, узнав о любви своих дочерей и их связях, приходят в ярость. Это свойственно восточному менталитету, где сильно влияние нравов и традиций. Отношение Кавуса к Сиявушу имеет свои особенности. Любовь Гива к сыну отличается некоторыми деталями.

Образы всех героев оригинальны, весьма логично построены, правдоподобны и соответствуют возрасту и социальному положению.

Центральной идеей поэмы «Бежан и Манижа», на наш взгляд, является гуманность и человеколюбие. Царь и Бежан хотят спасти людей. Когда Бежан забывает о своей цели и обязанностях, то его постигают неудачи и невезение. Он ещё не до конца осознал свою миссию и свою ответственность как иранский богатырь.

Идеи гуманизма и уважения личности наблюдаются в образе Кей-Хосрова. Он с пониманием относится к проблемам народа и направляет Бежана для избавления людей от кабанов. Он затрачивает на это мероприятие и на лжекупеческую миссию Рустама средства из казны. Царь прислушивается к советам. Так, по совету Рустама он прощает Гургина. Он думает о защите личности и поддержке людей в трудный час. Он даже дает много даров Маниже и просит Бежана любить и беречь её в то время когда все её богатства приказал отнять Афрасьяб. Кей-Хосров дарит ей большое богатство, чтобы она жила богато и счастливо. Это тоже пример гуманизма, когда царь заботится о счастье двух молодых.

Другой, не менее важной, идеей поэмы является защита Родины. Если у соседа беда, то ему нужно помочь, как с Ирманийан. По мнению Фирдоуси, защита трона Ирана и защита Родины неразделимы. Родину защищают такие богатыри, как Рустам.

Очень мудро описаны Фирдоуси любовь и любовные отношения. Основной целью любви является брак. Любовь является началом человеческих отношений, средством их объединения и создания семьи. Но любовные отношения, разрушающие нравственные нормы семейного и человеческого отношения, достойны осуждения. Истинная любовь должна выдержать все трудности и невзгоды. Люди в пору молодости должны помогать друг другу, они должны жить счастливо и смотреть в будущее с надеждой.

Глава вторая «Любовно-романтические поэмы в исторической части «Шахнаме» Фирдоуси» состоит из шести разделов и общих заключений, касающихся идейных и художественных особенностей любовно-романтических поэм Фирдоуси. Основным отличием поэм исторической части «Шахнаме» является то, что основные персонажи в них являются историческими личностями. Личность исторического героя соединяется с элементами народных повествований. Синтез исторических событий с народными легендами и преданиями составляют главную особенность этих поэм.

Первый раздел второй главы – «Доблестное и мудрое сказание об Искандере и Кейдофе» посвящен анализу поэмы «Искандер и Кейдофа». Поэма эта является частью событий, посвященных деяниям Искандера, исторического Александра Македонского. В целом повествование о «Царствовании Искандера» состоит из сложного сплетения легенд, исторических событий и других преданий». После множества подвигов он совершил поход в Египет. Правитель Египта принял его с почестями, после чего Александр остался в Египте на один год (9,65). В это время Андалусом правила мудрая женщина с многочисленным войском - Кейдофа. Она отправила своего воина скрытно нарисовать портрет Искандера и привезти его ей. Воин приехал, запечатлел Александра и привез рисунок царевне. Взглянув на портрет, она подумала: кто встретится с этим мужчиной в бою, тому свет станет не мил.

Распознав среди большого количества воинов Кейдофу, Искандер вызвал писца и продиктовал письмо Кейдофе, где говорилось: «На твою державу войной не пойдем! Как прочтешь мое послание, величие и благочестивость яви». Бери пример с Доро и Фура. Прочитав письмо, Кейдофа пришла в ярость из-за требований Искандера. В своём ответе она упрекнула его в хвастливости. Через месяц Искандер был у границ царства Кейдофы. Искандер занял город, правителем которого был Фериён и взял в плен сына Кейдофы Кайдеруша, который был зятем Фериёна. Со своим визирем Бейтакуном он разыграл такую сцену: визирь сыграл роль Искандера и приказал убить сына Кейдофы. Сам Искандер выступил в роли просителя, и пленник был прощен. По велению того же Искандера он сам во главе делегации, состоящей из десяти мужей, под именем Бейтакун отправился с сыном и невестой Кейдофы с посланием к Кейдофе.

От сына она узнала обо всем, что произошло с ними, и сказала, что посол спас его. Она долго расспрашивала его и оказала послу всяческие почести. На следующий день, во время чаепития она по картине, которая хранилась в казне, узнала Искандера. На следующий день хрустальный трон был украшен ветками с драгоценными камнями, в котором Кейдофа, отпустив своих придворных, представила ему картину. В конце концов, Кейдофа сказала Искандеру, что величие царя в его милосердии, отпустила его с миром, сказав, чтобы он впредь такими уловками не занимался. Затем предупредила Искандера о легкомысленности своего сына Тинуша. Искандер успокоил разгневанного Тинуша тем, что он приведет безоружного Искандера к нему, взяв за руку. Тинуш обещал щедро наградить его за это. На следующий день Бейтакун, то есть Искандер, дал клятву не враждовать с сыновьями и других в обиду не давать. Кейдофа, собрав всех старейшин, сказала, что в этом непостоянном мире негоже причинять друг другу зло. Никакое богатство не стоит того, чтобы из-за него проливали кровь. Стремление Кейдофы к миру было поддержано всеми старейшинами. Она открыла двери сокровищницы, достала корону, оставленную отцом, и сказала, что такого венца достоин лишь Искандер. Искандер собрался в обратный путь. В лесу он отправился к королевскому шатру и с царской короной предстал перед Тинушем. Он взял его за руку и сказал, что не держит на него зла. Этим заканчивается поэма. Отношения между Искандером и Кейдофой описаны как отношения между двумя правителями - мужчиной и женщиной. Характер Искандера отличается лукавостью и хитростью. Благодаря своей хитрости он попадает во дворец Кейдофы и таким же образом покидает её. Кейдофа же отличается благоразумием, распознавая и раскрывая суть его замысла. Она наставляет Искандера, воина и завоевателя, истиной, которой является идея мира и спокойствия. Она ради мира жертвует самой дорогой ценностью - памятью об отце. Здесь Фирдоуси утверждает, что мир и спокойствие намного ценнее и дороже любой войны. Мир и спокойствие в отношениях с Кейдофой являются самыми приемлемыми, так как война между ними неприемлема. Искандер является непобедимым героем, а победа над слабым полом не соответствует его положению. Таким образом, характеру Искандера присущи черты героев народных сказаний, а именно благородство и отвага, а Кейдофе – мудрость.

Второй раздел второй главы – Поэма «Гулнар и Ардешир» посвящен известной поэме о деяниях Ардешира, известного основателя династии Сасанидов. Ардешир Бабакан является потомком Сасана, которого берет на воспитание царь Эрдеван. На охоте Эрдеван, обидевшись на Ардешира, назначает его конюхом. Это было началом ссоры Ардешира с Эрдевоном, являющейся центральной частью композиции поэмы. Секретарем и казначеем Эрдевана была прекрасная Гулнар. Она влюбилась в Ардешира. Эрдеван пригласил астрологов и попросил предсказать ему будущее. Они рассказали царю, что от него убежит слуга знатного рода и в будущем он станет владыкой страны. Гулнар подслушала их разговор и все это передала Ардеширу. Поздним вечером она взяла из казны много драгоценностей и, оседлав двух самых лучших скакунов, оба помчались в сторону Персии. Утром Эрдевану сообщили о бегстве Ардешира и Гулнар. Эрдеван взял с собой воинов и поскакал за ними. По дороге преследователи спрашивали у людей, не проезжал ли кто на лошади этой ночью отсюда? Ему назвали двух всадников, за которыми скакал баран. Это был царственный знак (фарри подшоњї) - погоня была бесполезной. Во второй раз Эрдеван спросил у людей о беглецах. Ему рассказали об этих двух всадниках и дивном баране, который бежал за ними. По совету правителя того города Эрдеван перестал преследовать их. Он понял, что ему в этом деле победу не одержать.

Этим заканчивается поэма «Ардешир и Гулнар», несмотря на то, что именно отсюда начинаются подвиги и царствование Ардешира. Вокруг Ардешира собрались все потомки царя Дария (Доро). Ардешир убил сына Эрдевана, его самого, женился на его дочери, овладев всем царским богатством. Отношения Гулнар и Ардешира являются всего лишь частью общих событий истории Ирана. Соединение Ардешира и Гулнар, их бегство являлось велением судьбы. Ардешир был потомком Исфандияра и не мог жениться на служанке. Отношения с Гулнар являются лишь эпизодом в подвигах Ардешира. Гулнар идет на это ради любви и освобождения от рабства. Поэма получила известность и обрела форму романа в эпоху Сасанидов.

Третий раздел второй главы – «Сказание о”Бахраме и Арзу”» посвящен анализу содержания и образов одной из многих поэм, связанных с именем Бахрама, и состоит их двух параграфов: «Содержание поэмы» и «Вопросы любви и интимности» в поэме. «Царствование Бахрама» в «Шахнаме» отличается множеством исторических и легендарных сказаний. Сказание о «Бахраме и Арзу» является одной из поэм этого цикла. Некоторые другие приключения Бахрама остаются на уровне обыкновенного рассказа и не достигают совершенств поэмы.

Поэма о «Бахраме и Арзу» носит приключенческий характер и начинается длинным вступлением. Бахрам в окружении вооруженных мужей отправляется на охоту, на третий день убивает дракона, из желудка которого извлекают мертвого юношу. Местная женщина приглашает его к себе домой. Муж и жена режут барана, хотя из-за своей бедности муж не хотел этого, пьют вино и Бахрам отдаёт это село мужу той женщины. После этого Бахрам занимается своим увлечением - охотой на онагров. За что всё войско возносит ему хвалу. Затем он убивает двух львов. Однажды встретил Бахрам отару овец и спросил у старшего пастуха, чья эта отара? Тот ответил, что овцы принадлежат торговцу жемчугами. Пастух указал Бахраму дорогу в дом торговца, где по вечерам можно услышать звуки чанга.

Бахрам отправился в дом торговца жемчугами. При этом его визир Рузбех сказал ратникам, что следствием визита будет то, что Бахрам увезет его дочь с собой. Со своим слугой Бахрам пршел к дому торговца. Ему открыли дверь, и он увидел дочь продавца жемчугами. Гость поднимал вина и попросил, чтобы зазвучала струна. Таким образом главные герои и познакомились, а вся предыдушая часть является экспозицией сюжета поэмы. Потом Арзу поет оду своему отцу, а затем Бахраму, хотя тот скрывался под именем Гошеспа. В оде воспеваются идеальные качества царя. Следует отметить, что подобное изображение образа царя и прекрасных романтических сцен присущи героическим преданиям. Бахрам был пленен этим и у опьяненного Махьяра попросил руки его дочери. Ответ отца и дочери был положительный. Пьяный торговец только утром узнал, кто был его гостем. Бахрам утром помолился и попросил у Бога милости. Днем был пир, а вечером Арзу, по просьбе отца играла в ченг и её увенчали золотым венцом. Таким образом, заканчивается еще одна поэма о деяниях Бахрама.

Во втором параграфе второго раздела дан анализ основной идеи этой поэмы об интимности любви. Вступлением этой поэмы служат слова визиря Бахрама Рузбеха, который говорит приближенным двора, что Бахрам ведет себя неправильно, что он не насытится дочерью торговца, что девятьсот наложниц находятся в доме. В результате чего теряет авторитет. В действительности, дело обстоит совсем иначе: Бахрам пьет вино с продавцом жемчугами, слышит пение его дочери и игру на чанге, спит один, как богатырь, и относится ко всем по-человечески. Он не обижает пьющего хозяина, к Арзу относится в строгом соответствии с существующими традициями. Целью Фирдоуси в этой поэме является описание услады от трех вместе взятых вещей: мелодии чанга, вина и власти. Властелин наслаждается этим. Тут мы видим усладу жизни трех категорий людей: мечтательная Арзу, мастер игры на чанге, продавец, который жаждет пиршества и беседы с достойным человеком и царя со всеми его пристрастиями. Фирдоуси, таким образом, в идеале изображает образ этих трех слоёв общества.

Четвертый раздел второй главы – «Поэмы Бахрам и Сапенуд», посвящен другой поэме из цикла деяний Бахрама, действия которой происходят в Индии. Визирь сообщает царю Бахраму о намерении индийского царя Шенгола завоевать Иран. Возникшую проблему Бахрам пытается решить мирным путем: посылает послание Шенголу, где ему сказано, что его дед был покорен нами и мы не можем терпеть, когда Хинд не выплатит нам подати. Я посылаю к тебе посланца, или передай дань, или готовься к войне. Сам Бахрам под видом посла со своим посланием отправился в Индию. Встреча начинается с того, что каждый герой хвалит свое царство. Затем в честь посла был устроен прием, и в поэме описываются все прелести угощения и гостеприимства. На пиру Бахрам состязается с индийскими борцами и побеждает их обоих. В состязании стрельбы из лука он одним выстрелом расщепляет мишень. Некоторыми уловками Шенгол хочет раскрыть истинную личность посла, чтобы уничтожить его, но это ему не удается. Он отправляет Бахрама убить носорога. Бахрам отрубает голову носорогу и приподносит Шенголу. Но тот придумал новое средство уничтожения Бахрама: расправу с драконом. Дракон был огромный и его нельзя было сравнить с носорогом. Бахрам, изранив дракона отравленными копьями, клинком рассек дракону сердце. Увидев омертвевшую голову дракона, весь Хинд славил Иран. Все эти события являются введением к поэме «Бахрам и Сапенуд». Если бы мы не знали эти события, то должным образом не поняли бы содержание самой поэмы.

Основное содержание поэмы заключается в том, что Шенгол пытается обезглавить Бахрама, но мудрецы с этим не соглашаются, так как боятся нападения на страну иранского войска. Наконец Шенгол предлагает Бахраму в жены свою дочь. Бахрам дает ему положительный ответ, выбрав из его дочерей Сапенуд. С этого начинается построение сюжета поэмы. Ключи от сокровищниц были отданы дочери. Тут вводится рассказ о том, что Фегфур (царь) Чина, узнав о послах Ирана в Индии, приглашает их к себе, Бахрам в своем ответе резко отказывается, сказав, что его подвиги в Хиндустане совершены только во имя Бахрама. Женившись на дочери Шенгола, он страстно влюбляется в неё и рассказывает ей тайну, что он убежит из Хиндустана и увезет её с собой в Иран, на что получает согласие девушки. Действовали тайно. Когда Шенгол со своими приближенными выехал на праздники за город, Бахрам и Сапенуд сели на лошадей и помчались к реке. Им встретился караван иранских купцов. Купцы узнали Бахрама, но поклялись не открывать тайну. Затем герои сели в челн и на заре доплыли до суши. Услышав о бегстве, Шенгол молнией добрался до беглецов. Он обвинил Бахрама в неблагодарности, сказав, что он отплатил за добро злом. В ответ Бахрам, чтобы не быть неблагодарным, раскрыл свою тайну Шенголу. После чего герои устроили пир, на котором поклялись быть верными друг другу.


загрузка...