Любовно-романтическая поэма в персидско-таджикской поэзии Х-ХII веков (02.03.2009)

Автор: Абдолов Назарбек

АБДОЛОВ НАЗАРБЕК

ЛЮБОВНО-РОМАНТИЧЕСКАЯ ПОЭМА

В ПЕРСИДСКО-ТАДЖИКСКОЙ ПОЭЗИИ X-XII ВЕКОВ

10.01.03 - Литература народов стран

зарубежья (таджикская литература)

Автореферат

диссертации на соискание учёной степени

доктора филологических наук

Душанбе - 2009

Работа выполнена на кафедре истории таджикской литературы Таджикского национального университета.

Научный консультант:

доктор филологических наук, профессор Шарипов Худои

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, Абдусатторов Абдушукур

доктор филологических наук, профессор Ахмадов Мирзо

доктор филологических наук, Мардони Точиддин

Ведущая организация: Худжандский государственный университет им. академика Б. Гафурова

Защита состоится «_14_»____мая______ 2009 г. в «13.30» часов на заседании диссертационного совета Д 737.004.03 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Таджикском национальном университете (734025, г. Душанбе, пр. Рудаки 17).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Таджикского национального университета (734025, г. Душанбе, пр. Рудаки, 17).

Автореферат разослан «____»________________2009 г.

Учёный секретарь

диссертационного совета

доктор филологических наук Нагзибекова М. Б.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. На некотором этапе истории национальной литературы, по определенным историко-литературным закономерностям образуются основные жанры поэзии, устанавливается базовая основа их содержательных и формальных особенностей. Особенности такой закономерности в истории персидско-таджикской литературы проявились в Х веке, когда сложились основные жанры поэзии как лирической, так и эпической формы. Одним из основных жанров, который появился тогда же, является стихотворная поэма (дастан), по внешним признакам называемая маснави (парно-рифмующий стих). Эта поэма в персидско-таджикской поэзии зародилась на волне развития героического эпоса «Шахнаме» и основателем её является Абулькасым Фирдоуси. История становления и развития иранского национального эпоса «Шахнаме», её основных жанров, затрагивается как в общих работах по истории персидско-таджикской литературы, так и в работах о частных проблемах, посвященных творчеству отдельных авторов. Одним из важных жанров эпической поэзии являются лиро-эпические поэмы, историей возникновения и развития которых интересовались известные востоковеды: Г.Эте, Ж.Ж.Ампер, Адольф де Аврил, Генри Массэ, Ян Рипка, иранские ученые Забихуллах Сафо, Кадамали Сарроми, а также Е.Э.Бертельс, И.С.Брагинский, таджикские исследователи Н.Сайфиев, Х.Отахонова, Х.Шарифов, Н.Салимов и многие другие. Особую ветвь поэм составляют любовно-романтические поэмы, изучение которых идет параллельно с изучением всей истории национального эпоса и поэмы в целом.

Одним из первых, кто обратил особое внимание на любовно-романтические поэмы в персидской поэзии, был немецкий востоковед Герман Эте. По его мнению, зачинателем любовно-романтического направления поэм следует считать Абулькасыма Фирдоуси, а других поэтов – его последователями. Е.Э.Бертельс не отрицал роли Фирдоуси в становлении любовно-романтических поэм, тем не менее, он не считает Фирдоуси единственным родоначальником любовно-романтических поэм, так как его младший современник - поэт Унсури также создавал поэмы на любовную тематику.

Бадеуззаман Фурузанфар и Забихуллах Сафо любовными поэмами называют поэмы «Заль и Рудаба», «Сиявуш и Судаба» и «Бежан и Манижа» из Шахнаме Фирдоуси, а Кадамали Сарроми считает любовными восемь поэм «Шахнаме».

Проблемам общей истории и теории поэм в персидско-таджикской поэзии посвящены работы Н.Сайфиева, Х.Отахоновой, Х.Шарифова и Н.Салимова, анализ которых осуществлен в диссертации.

Представления об истории любовно-романтических поэм изменились в первой половине ХХ века. Турецкий ученый Ахмад Аташ нашел в 1954 году рукопись поэмы «Варка и Гульшах» Айюки в турецких хранилищах, а пакистанский исследователь Мухаммад Шафе’ – рукопись отрывков «Вамик и Азра» Унсури. Они показали, что наряду с поэмами Фирдоуси были созданы поэмы Унсури и Айюки. В целом исследования К.И.Чайкина, Ю.Н.Марра, Е.Э.Бертельса, И.С.Брагинского и Д.Абдуллаева во многом выяснили вопросы заложения практических основ любовно-романтических поэм, а книга Инги Каладзе является наиболее полным научным исследованием на тему маснави Унсури. Исследования А.Шпрингера, К.Граффа, К.Г.Залемана, Нассау-Лис, А.Кристенсена, В.Ф.Минорского, С.С.Иорданашвили, И.С.Брагинского и других о «Вис и Рамин»-е Гургани, также являются весомым вкладом в изучении истории любовно-романтических поэм в персидско-таджикской литературе.

Споры востоковедов о нравственных особенностях «Вис и Рамин» Гургани обобщает И.С.Брагинский, который считает события, происходящие в поэме, отображением нравственности и духовного состояния правящей аристократии.

Одной из ранних поэм любовного содержания является поэма «Юсуф и Зулейха», авторство которой приписывают Абулькасыму Фирдоуси. Наиболее древняя из сохранившихся поэм, относящаяся к XI веку и приписываемая Абулькасыму Фирдоуси, написана на основе двенадцатой суры Корана и действительно имеет любовное содержание. В диссертационном исследовании, поэма анализирована именно в этом плане. Коротко в работе мы остановились вокруг споров об авторстве поэмы и рассматривали её как приписываемую Фирдоуси.

Велика роль Низами в развитии любовно-романтических поэм в истории персидско-таджикской литературы. Он продолжил дело, начатое Фирдоуси и его современниками, по созданию поэм любовно-романтического направления, и довёл его до полного совершенства, после которого все подражали ему и по сути ничего нового в основных художественно-эстетических принципах этого жанра не произошло. О творчестве Низами, его любовно-романтических поэмах «Хосров и Ширин» и «Лейли и Меджнун» написано очень много работ. Они касаются источников Низами в создании поэм, их содержания и особенностей формы. В этих работах затрагиваются вопросы истории эпохи сасанидов, жизни и быта арабов, мастерства Низами при создании им поэм на основе иранских и арабских легенд, широкого охвата преданий, истории и быта всех народов Ближнего и Среднего Востока, а также литературно-эстетических и художественных принципов творчества Низами. Наиболее известными в изучении этих вопросов являются работы К.Потканяна, Т.Нельдеке, Н.В.Пигулевский, Г.В.Дуда, Е.Э.Бертельс, Г.Эте, Э.Брауна, Р.Леви, П.Биньон, Шибли Ну’мани, Г.Ю.Алиева, М.Бакаева, А.Афсахзод, С.Асадуллаева, М.Г.Мамаца-швили, Ш.Шомухаммедова, А.Левенда и многих других.

Уровень исследования поэм Низами намного выше и опережает степень изученности интересующих нас поэм. Это связано также с уровнем популярности и влияния поэм Низами в истории персидско-таджикской поэзии.

Вопросы становления и развития любовно-романтических поэм исследователи чаще всего изучают с позиции истоков их происхождения, степени их известности, а также формирования структуры и содержания поэм. Что касается анализа их особенностей в идейно-тематическом и художественно-эстетическом плане, то они остаются малоизученными. В современном востоковедении и литературоведении мы не имеем обобщенного исследования данной проблемы.

Цель и задачи исследования. Основной целью диссертационной работы является подробное изучение основных вопросов истории развития любовно-романтической поэмы в персидско-таджикской поэзии X-XII веков. В связи с этим, диссертант поставил перед собой цель подвергнуть исследованию и научному анализу любовные поэмы «Шахнаме» Фирдоуси, авторов XI века и поэм Низами Гянджеви в целом. При этом рассматриваются такие вопросы, как сюжетные основы, источники произведения, темы, списки сохранности поэм, их место среди других разновидностей поэм, тенденции развития и соприкосновения эпическо-героического повествования с любовно-романтическим изображением, основные особенности создания образов героического и внутренне-духовного характера.

Изучение и описание большого количества поэм позволило приступить к постановке и решению целого ряда научных проблем, значительную часть которых обозначим здесь как статус следующих категориальных позиций:

- определения любовно-романтических поэм в героической части «Шахнаме»;

- содержательная основа поэмы «Заль и Рудаба»;

- особенности образов поэмы «Заль и Рудаба» в любовных и романтических отношениях;

- поэма «Сиявуш и Судаба» - честность и коварство в поведении героев;


загрузка...