Психологические основы профилактики наркотической зависимости личности (01.09.2008)

Автор: Лисецкий Константин Сергеевич

В рамках онтосубъектного подхода осуществлено теоретическое обобщение основных источников тревожности в период подросткового возраста – онтологически значимых задач взросления.

Создана теоретическая основа для разработки программ профилактики отклоняющегося поведения подростков.

Теоретически обоснованы условия генерализации тревожности и других негативных эмоциональных состояний до состояния общей неудовлетвоеренности. Доказано, что условием снижения личностной тревожности является преодоление целевого хаоса (разрешение ситуации неопределенности).

Практическая значимость

Результаты диссертационного исследования могут применяться в тех областях психологической и психотерапевтической практики, где субъектность клиента (его свободные и ответственные действия), работа с личностью, зависимыми и созависимыми отношениями играют решающую роль в плане достижения терапевтических эффектов.

Результаты диссертационного исследования открывают перспективы разработки психодиагностических методик, позволяющих диагностировать нерешенные в процессе взросления задачи. Разработка таких психодиагностических методик позволит точнее определять подростков из группы риска.

Операционализация основных идей онтосубъектного подхода расширяет возможности возрастно-психологического консультирования в работе с проблемами в поведении подростков. В практике индивидуального и семейного консультирования открываются возможности разработки средств решения онтологически значимых задач взросления.

Результаты диссертационного исследования могут применяться в сфере социального проектирования (профилактика молодежного алкоголизма, накротизма, табакокурения) при разработке содержания, средств мониторинга, критериев эффективности превентивных программ.

Результаты диссертации отражены в содержании учебных курсов: «Общая психология», «Возрастная психология», «Экспериментальная психология», «Психопрофилактика наркотической зависимости личности», «Психология семейных отношений», «Методы групповой работы», «Психология нормального развития», «Психокоррекция социальных дезадаптаций», «Клиническая психология».

Разработанные в ходе диссертационного исследования методы диагностики и техники групповой работы с подростками могут быть использованы в практической деятельности школьных психологов, социальных педагогов, специалистов социальных центров по работе с детьми.

Результаты диссертации могут быть использованы в практике судебно-психологической и психолого-психиатрической экспертизы.

Методологические основы исследования: культурно-историческая теория Л.С. Выготского, принцип творческой самодеятельности С.Л. Рубинштейна, а также его теоретические взгляды, на развитие личности в деятельности, соотношение субъекта и деятельности, бытия и человека; концепция жизненного пути личности К.А. Абульхановой-Славской; теории деятельности А.Н. Леонтьева; концепция периодизации психического развития детей Д.Б. Эльконина; идея амплификации А.В. Запорожца; социально-психологическая концепция личности и ее развития А.В. Петровского; идеи Д.И. Фельдштейна об общественно-значимой деятельности как основном факторе профилактики асоциального поведения; эпигенетическая теория развития Э. Эриксона; теория неопределенности Д. Каннемана; социогенетическая концепция индивидуальности А.Г. Асмолова; концепция готовности к социальной деятельности как системного качества субъекта Е.Е. Кравцовой; мультисубъектная теория личности, идеи и результаты исследований субъектности В.А. Петровского; концепция базовой личности и базовых схем поведения О.И. Моткова; концепция саморегуляции А.К. Осницкого.

Основные методы и база исследования. Для реализации цели и задач исследования был использован комплекс методов и методик: теоретический анализ, диагностические методы (интервьюирование, семантический дифференциал, методика множественной идентификации (в авторской модификации), методы полиграфной проверки (полиграф «Поларг» DX 3007-07 10-0018) и биологической обратной связи (БОС), социально-психологический тренинг, методы статистической обработки данных (факторный анализ (пакет Statistica 6.0),

Исследование проводилось на базе психологического факультета Самарского государственного университета, городских и районных центров «Семья» г. Самары, реабилитационно-профилактического центра «Второе рождение» г.Самары, реабилитационного центра «Крепкая Башня» г. Сызрань, Самарского Областного наркологического диспансера, Центра Практической Психологии (ЦПП) г.Самары, Жигулевской воспитательной колонии для несовершеннолетних правонарушителей УИН по Самарской области, а также в образовательных учреждениях (школах и ПТУ Самарской области); реабилитационных центрах г.Самары - «Подросток», «Ровесник», «Радуга»; ДОЛ «Восток-2», ДОЛ «Ракета».

Всего в исследовании приняли участие 2470 человек.

Достоверность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных положений, соответствием их поставленной проблеме; применением современных, адекватных задачам исследования, методов, сочетанием качественного и количественного анализа результатов, использованием статистических методов обработки эмпирических данных (критерий (2 Пирсона; t-критерий Стъюдента; T-критерий Вилкоксона; U-критерий Мана-Уитни; факторный анализ; регрессионный анализ); достаточностью экспериментальной выборки, возможностью повторения исследования.

Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования были апробированы на многочисленных методологических семинарах проводимых с 1987 года на психологическом факультете СамГУ; на Первой международной конференции «Предупреждение наркомании в подростковой и молодежной среде» (Самара, 1997г.); на международной конференции «Проблемы интеграции академической и практической психологии» (Самара, 1999г.); на международной конференции «Интеграция науки в высшей школе» (Самара, 2001г.); на III съезде Российского психологического общества «Психология и культура» (Санкт-Петербург, 2003г.); на ежегодных научных конференциях «Психея – Форум» (2004 – 2008гг.); на ежегодных Летних психологических школах г. Самары (2000 – 2007гг.), на ежегодных региональных конференциях «Проблемы и перспективы профилактики негативной зависимости в молодежной среде» (2000-2007 гг.), на парламентских слушаньях по теме: «О законодательном обеспечении предупреждения и профилактики наркомании в Российской Федерации» (14 апреля 2005г. в Государственной Думе Федерального собрания Р.Ф.); на ежегодных областных и городских научно-практических конференциях: «Самара против наркотиков!» (2004 – 2007 гг.); на конференции «Остановим наркоагрессию» организованную Госнаркоконтролем Р.Ф. в Нижнем Новгороде (2006 г.); на межрегиональном совещании по вопросам противодействия наркотизму в г. Чебоксары организованном Госнаркоконтролем Р.Ф. (2006г.); на первых (2001г.), вторых (2006г.), третьих (2008г.) антинаркотических чтениях профессорско-преподавательского состава и студентов вузов Самарской области, организованных Государственной антинаркотической комиссией Самарской области, Управлением Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков РФ по Самарской области, Институтом права СГЭУ, Самарским государственным экономическим университетом, Самарским государственным университетом, прокуратурой Самарской области при содействии Ассоциации юристов России.

Положения, выносимые на защиту.

1. Наркозависимость личности – результат множественной детерминации, не подлежащий редукции к какой-либо одной группе традиционно выделяемых «переменных» развития, как-то травмы раннего детства, акцентуации характера, невротические расстройства, стрессы, наследственность, подражание и т.п.

2. Действительной причиной первых «опытов» употребления наркотиков является потребность «быть субъектом свободного выбора» («причиной себя»), что типично для личности в период взросления.

3. Наркотические вещества стимулируют самовосприятие индивида в качестве субъекта, неограниченного в своих возможностях («всё понимаю», «всё чувствую», «всё могу»), что образует феномен «превосходящего Я», способного заместить собой развитие подлинной субъектности личности («независимого Я», «аутентичной субъектности»).

4. Начальные пробы психоактивных веществ опосредствуются особой открытостью подростка к постановке и решению онтологически значимых задач взросления и провокативностью среды, располагающей подростка к испытанию себя как субъекта (в том числе, и в экстремальных формах).

5.Традиционные программы профилактики наркотической зависимости упускают из виду особенности ценностно-смысловой сферы развивающейся личности, замещая «взрослыми» представлениями и установками специфически подростковые, обнаруживая несостоятельность декларируемых положений в столкновении с особенностями молодежной субкультуры и личными переживаниями подростков, имевших реальный опыт употребления наркотиков.

6. Психологически действенная программа профилактики наркотической зависимости в период взросления основана на выделении зон тематической тревожности , относящихся к постановке и решению задач взросления («имя – внешность – тело», «воля», «независимость», «отношения со сверстниками», «равенство», «смерть – бессмертие» и др.) и подкреплении исключительно субъектных форм разрешения этих задач. В конечном счете, рождается внутриличностная система самоподдержки, – собственная субъектность подростка.

Структура и содержание работы. Структура диссертации соответствует логике исследования и включает введение, пять глав, заключение, список литературы, приложение. Диссертация изложена на 384 страницах основного текста, включая 19 таблиц и 23 рисунка. Приложение содержит 75 страниц. Список литературы содержит 398 наименований, из них 32 на иностранных языках.

В Приложении приведено содержание Программы «Задачи взросления», а также различные памятки и методические материалы.

Во Введении обосновывается проблема и актуальность работы, определяются предмет и объект исследования, формулируются гипотеза, цель и задачи, дается характеристика методов исследования, определяются научная новизна и практическая значимость, а также положения, выносимые на защиту; содержатся сведения о достоверности результатов исследования, сфере их апробации и внедрения.

Первая глава «Наркозависимость: теоретические и практические аспекты проблемы» носит теоретико-методологический характер. Первый раздел «Современное состояние исследований наркозависимости» посвящен анализу основных подходов к изучению проблемы наркозависимости. Медицинский подход включает рассмотрение таких направлений, как: изучение патогенеза наркотической зависимости и механизмов токсических эффектов наркомании; изучение клинических закономерностей возникновения и течения наркоманий и разработка методов лечения и реабилитации наркологических больных; изучение психологических особенностей и личностной динамики больных наркоманией; разработка системы профилактики наркологических заболеваний. С психологической точки зрения наркомания трактуется как вид негативной зависимости, анализируется также понятие «наркотизм». Рассматриваются уровни проявления наркотизма, выделенные на основе диагностической модели Д.Н. Оудсхоорна, а также освещаются различные аспекты наркомании (экономические, демографические, международные, социальные (политические) и моральные).

Во втором разделе «Феномен зависимости в зеркале психологических теорий» приводится анализ психической зависимости в рамках различных психологических теорий и подходов. Представители психоаналитических концепций считают, что в основе возникновения зависимости лежат неразрешенные конфликты детства и эмоциональная зависимость от взрослых, прежде всего, матери (З. Фрейд, А. Фрейд, Г. Гартман, П. Блос, А. Адлер, Э. Эриксон, Э. Фромм). П. Блос пристрастие к наркотикам рассматривал как удовлетворение потребности в «эмоциональном растворении». Зависимость рассматривается как искаженная частная адаптационная система человека и в индивидуальной психологии. По мнению А.Адлера, у каждого человека имеется базовое чувство неполноценности, которое может быть преодолено с помощью развития чувства общности, и если последнее развито недостаточно, то это способствует формированию аддиктивного поведения (алкоголизма, наркомании). Гуманистический психоанализ (Э.Фромм) алкоголизм и наркоманию считает одним из способов удовлетворения глубинной человеческой потребности в преодолении отчуждения и одиночества. Наркозависимый человек представляет собой мазохистский тип личности, который является пассивной формой симбиотической связи. Э. Берн рассматривает аддиктивное поведение как вариант игры, другую сторону эмоциональной зависимость от матери. Согласно бихевиористической теории зависимости (К.Бандура, Р.Уолтерс), при переходе от детской зависимости от взрослых к зависимости от сверстников могут не сформироваться устойчивые эмоциональные отношения. Это, в свою очередь, ведет к развитию у подростков асоциальной агрессивности, развитию чувства тревоги, средством снятия которого может служить наркотическое вещество. Теория процесса противодействия в мотивации связывает формирование наркотической зависимости с мозговыми структурами, а именно с «центром удовольствия» (дофаминовая теория удовольствия). Согласно теории стресса и копинга (Р.Лазарус), каждый человек находит собственный способ совладания со стрессом (копинг-стратегии) на основе имеющегося у него личного опыта (личностные ресурсы или копинг-стратегии). Зависимость – это способ, открытый человеком для совладания со стрессорами. Интеракционистический подход (Т.Шибутани) рассматривает наркотическое вещество как звено в цепочке избегания ситуации фрустрации. При успешном разрешении ситуации это приводит к фиксации данной модели поведения. Дж.Келли основной причиной неврозов, алкоголизма, наркомании и других личностных расстройств считал внутренне конфликтную и противоречивую жизненную концепцию, которая снижает адаптационные возможности личности. В гуманистических теориях наркомания рассматривается как способ избавления от фрустрации значимых потребностей, одиночество, отчуждение, это «болезнь лишенности» (А.Маслоу, Г.Олпорт). Причина личностных расстройств лежит в неконгруэнтности, в сниженном внутреннем «локусе контроля» (К.Роджерс). Зависимый человек – это человек, у которого утрачен или не найден смысл жизни (В.Франкл). По мнению А.Менегетти (онтопсихология) индивид обращается к наркотикам, когда он психологически уже является наркоманом, т.е. наркомания – это следствие нарушений в личности, а не причина. Психосинтез (Р.Ассаджиоли) рассматривает зависимость от наркотиков как личностное поведение, направленное на изоляцию от общества, где человек не признан, это своеобразная форма суицида. Ст.Гроф употребление наркотиков связывал со стремлением индивида к ненасильственному самоубийству, причина которого кроется в патологии III перинатальной матрицы (процесс биологических родов). Алкоголизм, наркомания, как и в психоанализе, связывалась с депрессией и суицидом, с отменой самого процесса рождения. Согласно Ф.Перлзу, у людей с зависимым поведением нарушен процесс «контакт-ухода»: одна доминирующая потребность выступает как фигура, образуя ригидный паттерн поведения. Э.Эриксон считает сформированную аддикцию результатом предшествующего развития личности. В подростковом возрасте искаженное неразрешенными конфликтами развитие результируется в кризисе идентичности или спутанности ролей. В рамках деятельностного подхода зависимое поведение можно описать через понятие ложно опредмеченной потребности. В качестве основного механизма развития аддикции предстает описанный А.Н.Леонтьевым механизм «сдвига мотива на цель». Доминирующим мотивом становится поиск объекта, который удовлетворяет насущную потребность. Согласно этнофункциональному подходу (А.В.Сухарев) личность современного человека формируется из «осколков» различных культур, и поэтому лишена целостности и самоопределенности. В таких условиях человек, испытывая стрессы и депрессивные состояния, обращается к психотропным веществам, как антистрессорам и антидепрессантам. Вероятность возникновения аддикции повышается, если употребляемые психоактивные вещества не свойственны для культуры или региона, в котором родился и проживает человек.

В третьем разделе: «Проблема детерминации наркотической зависимости личности» обобщаются причины приобщения к наркотикам, приводятся факторы наркотизации: объективные (экономическое/социальное неблагополучие семьи, противоречивость и несогласованность в законодательстве, доступность алкоголя и наркотиков, непоследовательность в воспитании, протест и риск в подростковом возрасте, общение с пьющими и употребляющими наркотики сверстниками, положительное отношение окружения и др.) и субъективные (индивидуально-биологические (наследственность, поражения головного мозга и др.), индивидуально-психологические причины (особенности когнитивной и эмоционально-волевой сферы), личностно-психологические (акцентуации характера, сниженная самооценка, низкий уровень духовного и культурного развития).

Исследования, посвященные подростковой наркомании, показали, что обнаружение какой-либо одной решающей причины или комплекса причин наркотизации является невозможным. Распространение наркомании связано с одновременным существованием нескольких групп факторов, каждая их которых, взятая в отдельности, не является определяющей. Обстоятельный анализ отечественной и зарубежной научной литературы по проблемам наркомании показал многообразие точек зрения и подходов к данному вопросу.

Если обобщить причины, перечисляемые авторами, получится достаточно продолжительный и весьма разнородный список, который, однако, не будет исчерпывающим: подражание взрослым, специфика социализации и поиск новых впечатлений, нарушения в эмоциональной сфере; стресс, внушаемость, любопытство, педагогическая запущенность, последствия травм; экономические причины, несовершенство законодательства, традиции употребления легальных наркотиков (кофе, табак, пиво, алкогольные напитки); семейные проблемы, наследственность, психопатологии, неполная семья, деструктивная семья, ригидная семья и т.д.; особенности характера, такие, как уступчивость, чувство вины, нерешительность, внушаемость, тревожность и т.д.; личностные особенности, аффилиативность (поиск покровителя), потребность в признании, подавленность душевных и сексуальных переживаний, психологическая защита, стиль поведения и мышления и т.д. В целом отметим, что группа лиц склонных к аддикции, преморбидно достаточно разнородна, но, в общем для них характерна выраженная личностная незрелость, или невзрослость.

Для удобства мы обобщили и классифицировали все названные различными авторами причины по нескольким основаниям, получив, таким образом, совокупность факторов, находящихся во взаимодействии друг с другом. Факторы наркотизации, представленные и описанные в научных источниках, условно можно разделить на объективные и субъективные. Внутри объективных причин можно выделить макропричины и микропричины. Субъективные разделяются на индивидуально-биологические, индивидуально-психологические и личностно- психологические.

В работе констатируется невозможность определения конкретных причин наркотизации. Наркотическая зависимость – мультипричинна. Генез наркозависимости представляется как процесс с собственной инициацией и условиями самоподдержки, обосновывается необходимость рассмотрения наркотической зависимости с позиции субъектной детерминации.

Вторая глава «Феноменология наркотической зависимости» посвящена изучению различных аспектов наркотической зависимости. В первом разделе «Наркотическая зависимость личности в освещении клиницистов и психологов» приводится разработанная автором совместно с С.В. Березиным классификация направлений исследований проблем наркомании и наркотизма. Обосновано понимание наркомании как многоуровневого явления, имеющего свою специфическую представленность на физиологическом, психологическом, личностном, социально-психологическом и социальном уровнях (табл.1). Имеющиеся научные данные о взаимном влиянии индивида с какой-либо формой зависимости и его ближайшего социального окружения (созависимые) убедительно показывают, что наркомания не просто специфическим образом представлена на разных уровнях, но и взаимовлияние этих качественно разных представленностей друг на друга. Заметим, что в исследованиях наркомании, выполненных в рамках различных дисциплин, этот очевидно системный феномен изучается как комплексный. Это обстоятельство в значительной степени затрудняет разработку эффективных программ первичной, вторичной и третичной профилактики. Весь корпус научных исследований, посвященных различным аспектам наркомании может быть классифицирован по двум основаниям. Во-первых, в зависимости от уровня, на котором рассматривается наркомания: физиологический, психологический, личностный, социально-психологический, социальный. Второй критерий – установка исследователя, определяющая его восприятие наркомании либо как проблемы медицинской (клиницисты), либо как проблемы в большей степени психологической.

Таблица 1

Классификация исследований проблем наркомании

№ Уровень Клинический подход

(наркомания как болезнь) Психологический

(наркомания как онтологическая несостоятельность)


загрузка...