Теория и методика маркетинговой деятельности в учреждениях среднего профессионально-педагогического образования (01.06.2009)

Автор: Ковтун Татьяна Владимировна

Педагогический колледж производит образовательные услуги, предлагая их потенциальным абитуриентам, которые готовы стать специалистами в области воспитания и обучения детей. Качество предлагаемого сервиса отражается в ходе организации, содержания и методики образовательного процесса с последующим выходом на рынок труда в виде системы знаний, умений, навыков. В то же время качественные образовательные услуги способствуют формированию и профессионально-личностных качеств выпускников колледжа. С точки зрения управления маркетингом в условиях педагогического колледжа можно констатировать факт «создания» конкурентоспособного «продукта», востребованного на рынке труда.

:оса была использована анкета, разработанная в научно-методическом центре ИПР СПО. В анкетировании приняли участие 435 студентов очной формы обучения по следующим специальностям: 050312 «Преподавание в начальных классах», 050309 «Технология», 050303 «Иностранный язык», 050301 «Математика», 050302 «Русский язык и литература». Из них 150 человек обучались по стандартам базового уровня, а 285 - по стандартам повышенного уровня среднего профессионального образования. Результаты проведённого опроса позволили составить портрет выпускника колледжа 2005 – 2008 г.г.

Вопрос с трудоустройством окончательно не был решён у 30% респондентов, а самостоятельно его решить могут только 22%; колледж помог 48% выпускникам, но 52% опрошенных настроены оптимистически, ведь за годы обучения они стали лучше разбираться в сложных социально-экономических образовательных проблемах общества (56% опрошенных).

Всего 13% респондентов поменяли бы свою профессию, возможно, изначально эти абитуриенты ошиблись в выборе специальности. Остальные - студенты специальностей «Иностранный язык» и «Русский язык и литература», в ответе на этот вопрос распределились следующим образом: авторитет выбранной специальности повысился у 50% опрошенных и у 37% - не изменился.

Анализ в рамках «количество – качество» позволяет утверждать, что мотивация студентов к обучению в колледже устойчивая, практически не выявлены отрицательные мнения по поводу организации процесса подготовки к овладению будущей профессии.

Определяя качество образования выпускников, как одного из показателей их конкурентоспособности на рынке труда, особый акцент в ходе исследования был сделан на развитии у них инвариантных функций интеллектуальной деятельности. Обучение в педагогическом колледже благотворно повлияло на общий интеллектуальный уровень будущих специалистов за счёт введения в модель маркетинговой деятельности мониторинговых технологий оперативного управления качеством образования, а именно: оценка запросов потребителей образовательных услуг, их удовлетворённости; состояния профессионально-личностных качеств студентов по курсам обучения; состояния качества преподавания; валеологического аспекта образовательного процесса в колледже. В подтверждении сказанного можно сравнить в динамике количественные показатели подготовки выпускников, окончивших педагогические колледжи с дипломами особого образца (рис. 2).

Кроме формирования профессионально-педагогических компетенций выпускников в ходе экспериментальной работы решалась задача по подготовке их к жизни в обществе, к работе в коллективе, ведь в будущем выпускники педагогического колледжа – не только специалисты, но и организаторы детских, педагогических коллективов. Результаты показали, что в процессе обучения у них сформировалось чувство ответственности за качество своей работы (77%), умение оперативно работать (75%), проявились организаторские способности (55%), что, подтверждает достаточно высокую требовательность в процессе обучения, так и активное участие студентов в общественной жизни колледжа.

Рис. 2. Количество выпускников педагогических колледжей, получивших дипломы с отличием

Уровень социальной активности у выпускников оказался не очень высоким – только у 48% появилось желание и умение активно вмешиваться в трудовую и общественную жизнь коллектива, а в группе специальностей «Преподавание в начальных классах» и « Технология» ответ «не совсем» дали 59% респондентов Этот показатель, наверное, не стоит напрямую связывать с образовательным процессом, потому что последние годы действительно приходится отмечать некоторый инфантилизм в молодёжной среде. Зато большинство опрошенных (73%) отметили, что учебный процесс способствовал улучшению отношений со сверстниками, умение находить с ними контакт, идти на компромиссы, принимать совместные решения.

Проведённый своеобразный специальный опрос 650 потенциальных абитуриентов, выявил алгоритм их профессионального выбора. Результаты мониторинга факторов, влияющих на принятие решения выпускников 9 – 11 классов об обучении в педагогическом колледже показал, что основными явились следующие: доступность ценообразования образовательных услуг; выбор необходимых, востребованных специальностей; длительность всего курса педагогической подготовки; качество знаний, дающие возможность устроиться на работу; место расположения педагогического колледжа; высокий уровень преподавательского персонала (рис.3).

Рис. 3. Оценка факторов, влияющих на принятие решения об обучении в педагогическом колледже

Логическим завершением типологического анализа потенциальных абитуриентов педагогического колледжа явилось составление карты маркетинговой стратегии колледжа на рынке образовательных услуг региона. Результаты позволили заключить следующее:

Независимо от реализуемого алгоритма профессиональной ориентации основным его этапом является выбор конкретного колледжа.

Выбор среднего профессионального учебного заведения осуществляется в соответствии с его имиджем, сформированным на основании оценки наиболее значимых для потенциального абитуриента мотивационных факторов.

Основными мотиваторами выбора педагогического колледжа являются: качество образовательных услуг, востребованность выпускников, доступность обучения по финансовому компоненту, известность и открытость образовательного учреждения, социальная привлекательность колледжа.

Доминирующим мотиватором выбора колледжа для большинства респондентов является качество образовательных услуг.

По результатам проведенного анализа ведущим фактором конкурентоспособности педагогического колледжа явилось востребованное качество образовательных услуг. Показатели успеваемости выпускников колледжа по обучаемым специальностям в их положительной динамике представлены в таблице 4.

Обладание полным информационным обеспечением позволило реализовать процессы маркетинговых действий в педагогическом колледже, а именно:

изучать рынок образовательных услуг, анализируя потребности социально-экономической сферы в выпускных специальностях СПО и оценивать результаты собственной деятельности;

обеспечивать проектирование развития педагогического колледжа, создавать новые профили обучения, профессиональные педагогические технологии, обеспечивающие качество конечных результатов;

Таблица 4

Успеваемость по группам специальностей выпускников педагогического

колледжа (%)

С П Е Ц И А Л Ь Н О С Т И Учебные годы

2005 – 2006 2006 – 2007 2007 – 2008

1 Преподавание в начальных классах 76,2 7,4 79,4

2 Русский язык и литература 78,5 80,2 85,6

3 Иностранный язык 77,4 79,2 80,5

4 Математика 76,3 79,5 82,4

5 Технология 73,4 75,4 78,5

За период проведения опытно-экспериментальной работы систематически фиксировались количественные данные мониторинга желающих поступить на обучение в педагогический колледж. Изменения в содержании стратегии деятельности колледжа, ориентация персонала на маркетинговые исследования, создание системы оперативного управления качеством образовательных услуг, согласно критериям их эффективности, систематическое отслеживание результатов деятельности конкурентов, выход на запросы прямых потребителей образовательных услуг – весь этот комплекс обновления содержания деятельности колледжа способствовал постепенному улучшению ситуации на данном рынке в пользу конкурентоспособности учреждения (табл. 5).

Таблица 5

Активизация численности абитуриентов педагогического колледжа

П О К А З А Т Е Л И Учебные годы

2004 /05 2005/06 2006/07

2007/08

1. План приема 150 150 150 135

2. Фактически подано заявлений 194 210 256 320

Представленные данные убедительно свидетельствуют об эффективности маркетинговой деятельности колледжа, так как «индекс доходности» находится в пределах поставленных стратегических целей, их реализации. Затраты на маркетинговые мероприятия учреждения полностью «окупаются» в сохранении своего сегмента и увеличения количества тех лиц, которые заинтересованы приобрести образовательные услуги педагогического колледжа.

В рамках дальнейшего развития маркетингового тезауруса в процессе исследования предпринималась попытка ответить на вопрос, что такое маркетингово ориентированный педагогический колледж? – это образовательное учреждение среднего профессионального педагогического образования, имидж которого определяется удовлетворением образовательных потребностей обучающихся. Если говорить о том, что маркетинговая деятельность это элемент искусства, то прежде всего применительно к её ведущему элементу – анализу потребителя образовательных услуг.


загрузка...