Методология развития региональной системы управления охраной труда и промышленной безопасностью на угольных шахтах (01.06.2009)

Автор: Ковалев Владимир Анатольевич

Целью диссертационного исследования является разработка методологических и методических основ формирования и развития системы бизнес-образования в условиях перехода к инновационному типу экономики с помощью всестороннего анализа и выявления проблем социально-экономического развития общества.

В соответствии с поставленной целью в диссертации сформулированы и обоснованы следующие задачи:

исследовать и проанализировать социально-экономические особенности развития и модернизации образования как ключевого фактора инновационного роста;

определить и обосновать особенности управления образовательными услугами в условиях перехода к инновационному типу экономики;

дать оценку состоянию и тенденциям развития сферы бизнес-образования в Российской Федерации;

разработать методологические основы формирования и развития системы бизнес-образования в условиях перехода к инновационной экономике;

сформировать организационно-управленческую концепцию бизнес-образования, сформулировать принципы формирования системы бизнес-образования;

проанализировать институциональные условия развития бизнес-образования, выявить особенности образовательной политики в контексте формирования и развития системы бизнес-образования;

разработать структурно-функциональную модель системы бизнес-образования, определить роли, цели и задачи функционирования, элементов предложенной системы;

исследовать взаимодействие элементов системы бизнес-образования на международном, национальном и региональном уровнях, определить концептуальные подходы к повышению эффективности такого взаимодействия;

выявить особенности функционирования региональных систем бизнес-образования, проанализировать тенденции и перспективы развития региональной образовательной политики в сфере бизнес-образования;

предложить подходы к повышению эффективности функционирования региональных систем бизнес-образования.

Объектом исследования являются образовательные структуры, функционирующие на международных, национальных и региональных рынках бизнес-образования.

Выбор данных объектов исследования продиктован необходимостью реализации системного взаимодействия субъектов сферы бизнес-образования

Предметом исследования являются методологические и методические проблемы формирования и развития системы бизнес-образования в условиях перехода к инновационному типу экономики, а также совокупность организационных преобразований, способствующих устойчивому развитию системы бизнес-образования.

Теоретической и методологической основой исследования послужили фундаментальные положения экономической теории, общеметодологические принципы исследования социально-экономических явлений, прежде всего, сравнительно-исторический подход, принцип системности, диагностики и прогнозирования социально-экономических процессов. Диссертационное исследование опиралось на законодательство Российской Федерации в области профессионального образования, Федеральный закон «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании», Концецпию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, методические и инструктивные материалы Министерства образования и науки Российской Федерации, международных организаций по вопросам развития системы профессионального образования.

В качестве методологической основы исследования выступают структурно-логический и системный подходы, а также следующие методы: экономико-статистический, сравнительного анализа, наблюдения, опроса, аналитического моделирования.

Информационная база исследования. В диссертации использованы результаты исследований и практической деятельности автора, данные экономического, демографического, социального, финансового, правового, организационного характера, полученные автором в ряде региональных органов управления образованием.

Наряду с опубликованными статистическими данными, выводы диссертации базируются на результатах социально-экономических исследований, проведенных под руководством автора. Эти исследования позволили сделать новые выводы, а также пересмотреть некоторые устоявшиеся взгляды.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в проведении комплексного исследования проблем социально-экономического развития и разработке на этой основе авторского подхода к формированию и развитию системы бизнес-образования при переходе к инновационному типу экономики. Наиболее важные научные результаты проведенного исследования, обладающие элементами научной новизны, могут быть определены следующим образом:

проанализированы особенности формирования институциональной среды инновационной экономики на современном этапе; исследованы теоретико-методологические основы управления бизнес-образованием как фактором инновационного развития; определены роль и место бизнес-образования при переходе к инновационному типу экономики; выявлены наиболее существенные проблемы развития бизнес-образования;

реализован новый подход к анализу взглядов на проблемы повышения эффективности управления образовательными услугами, отличающийся акцентом на приоритетной роли коммуникаций; дана оценка процессу формирования рынка образовательных услуг в Российской Федерации; выявлены особенности управления образовательными структурами при переходе к инновационному типу развития экономики;

бизнес-образование рассмотрено в двухмерном пространстве: и как социальный институт, и как один из секторов рынка образовательных услуг, что позволило определить пути повышения эффективности функционирования системы бизнес-образования;

сформирован терминологический аппарат управления бизнес-образованием; предложена авторская трактовка понятий «бизнес-образование», «система бизнес-образования»;

в рамках разработанной организационно-управленческой концепции бизнес-образования, доказана необходимость и сформулированы концептуальные основы формирования и развития системы бизнес-образования в условиях перехода Российской Федерации к инновационному типу экономики; предложены методологические подходы к формированию и развитию системы бизнес-образования; сформулированы принципы формирования системы бизнес-образования, отвечающей потребностям инновационного развития;

в теоретическом и методическом аспекте разработана структурно-функциональная модель системы бизнес-образования с учетом задач долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации; определены факторы, обуславливающие функционирование и развитие системы бизнес-образования; определены роли, цели и задачи элементов предложенной системы; выявлены особенности и исследованы перспективы взаимодействия элементов системы бизнес-образования на международном, национальном и региональном уровнях; предложены концептуальные подходы к интеграции отечественного бизнес-образования в международное образовательное пространство;

исследован генезис образовательной политики Российской Федерации в условиях институциональных политических и социально-экономических преобразований; обоснована необходимость усиления роли регионов и региональной образовательной политики в сфере бизнес-образования как одного из факторов инновационного развития; предложен комплекс мероприятий по активизации роли региональных органов управления образованием;

выявлены особенности и закономерности функционирования региональных рынков бизнес-образования в условиях глобализации и интернационализации образования; исследована и особо отмечена приоритетная и системообразующая роль коммуникационных и интеграционных проектов в сфере бизнес-образования;

дана оценка перспективам реализации в Российской Федерации международного опыта управления сферой бизнес-образования; рассмотрены возможности использования в сфере бизнес-образования Европейской системы трансфера кредитных единиц ECTS, многоуровневых систем профессиональных квалификаций, позволяющих интегрировать различные уровни профессионального образования;

на основе проведенных исследований и практического опыта автора в области реализации международных проектов в сфере бизнес-образования предложены перспективные направления интеграции программ бизнес-образования в международные системы профессионального образования;

определены факторы, определяющие качество образовательных услуг в сфере бизнес-образования; доказана необходимость реализации предложенного комплекса мероприятий по защите интересов потребителей услуг бизнес-образования; рассмотрены особенности и сформулированы принципы продвижения и позиционирования услуг бизнес-образования на региональных рынках бизнес-образования.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что предлагаемые в ней решения методологических и методических проблем формирования организационно-управленческой концепции бизнес-образования направлены на развитие стабильной конкурентоспособности российской системы бизнес-образования, повышения качества образовательных услуг и эффективности функционирования образовательных структур в условиях перехода к инновационному типу экономики. Научные положения работы подкреплены анализом и обобщением фактических данных о развитии рынка образовательных услуг в Российской Федерации, тенденциях функционирования региональных рынков бизнес-образования и отдельных образовательных структур, реализующих отечественные и международные образовательные программы.

Практическая значимость диссертационного исследования определяется возможностью использования результатов комплексного анализа структурных преобразований в сфере бизнес-образования, предложенных теоретических и методологических разработок по формированию и развитию системы бизнес-образования, направленной на построение институциональной среды инновационного развития отечественной экономики, создающей условия для равноправной интеграции россйского бизнес-образования в международное образовательной пространство.

Материалы диссертации используются в учебном процессе филиала Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования – Всероссийского заочного финансово-экономического института в г. Омске. Разработанные автором методические рекомендации по повышению эффективности взаимодействия субъектов рынка бизнес-образования реализованы в деятельности ряда образовательных учреждений, в том числе Омского Центра Английской Ассоциации Менеджмента АВЕ, факультета международного бизнеса Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского.

Апробация основных результатов работы. Основные положения диссертационного исследования докладывались автором и обсуждались на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях, в том числе на Региональном семинаре «Эффективное управление университетом и развитие международного сотрудничества», Омск, 2005; Международной научно-практической конференции «Конкурентоспособность региональной экономики: опыт, проблемы, перспективы», Омск, 2007; международной конференции Teaching and Learning Conference’2007, Университет г. Хаддерсфилда, Великобритания, 2007; международном симпозиуме Annual University of Illinois at Chicago International Research Symposium on Marketing and Entrepreneurship, Стокгольм, Швеция, 2008; Международной научно-практической конференции «Инновационное развитие экономики региона: опыт и перспективы», Омск, 2008; г. Международной конференции «Инновационное обеспечение качества образования в условиях европейской интеграции», Санкт-Петербург, 2009; Международной научно-практической конференции «Инновационный путь развития Российской Федерации как важнейшее условие преодоления мирового финансово-экономического кризиса», Москва, 2009; Международной научно-практической конференции «Университеты России и их вклад в образовательное и научное развитие регионов страны», Омск, 2009; Региональной научно-практической конференции «Национальная образовательная стратегия. Формирование современной модели образования, ориентированной на достижение целей опережающего развития», Екатеринбург, 2009; IX Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы бизнес-образования», Минск, Республика Беларусь, 2010; Международной конференция «Бизнес-образование для инновационного развития регионов России», Ростов, 2010.

Основные научные результаты диссертационной работы автора изложены в монографиях, статьях и докладах, опубликованных в журналах и сборниках научных трудов. Всего по теме диссертации автором опубликовано 32 работы общим объемом свыше 60,0 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, выводов и рекомендаций, библиографии. В первой главе проанализированы и исследованы ключевые аспекты формирования и функционирования рынка образовательных услуг в современной системе социально-экономических отношений; определены роль и место бизнес-образования при переходе к инновационному типу развития экономики; выявлены особенности управления образовательными услугами в условиях инновационной экономики. Во второй главе разработаны теоретико-методологические основы управления бизнес-образованием как фактором инновационного развития; дана оценка месту бизнес-образования в системе профессионального образования с учетом международного и отечественного опыта; исследованы направления организации субъектов рынка бизнес-образования; сформулированы концептуальные основы формирования системы бизнес-образования. Третья глава посвящена разработке методологических аспектов основы формирования системы бизнес-образования в Российской Федерации в условиях перехода к инновационному типу экономики; разработана структурно-функциональная модель системы бизнес-образования; определены подходы к оценке эффективности функционирования системы бизнес-образования. В четвертой главе исследован генезис и перспективы реализации образовательной политики на различных уровнях управления инновационной экономикой; предложена схема взаимодействия элементов системы бизнес-образования на международном, национальном и региональном уровне, отличающаяся системобразующей ролью коммуникационных проектов; предложен комплекс мероприятий по активизации роли региональных органов управления образованием в сфере бизнес-образования. В пятой главе дана оценка особенностям функционирования региональных рынков бизнес-образования в условиях перехода к инновационной экономике, определены перспективы их развития; предложены подходы к организации и управлению региональными системами бизнес-образования.

II. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ВЫВОДЫ ДИССЕРТАЦИИ

Современные политические, социально-экономические и культурные изменения приводят к тому, что в настоящее время осуществляется пересмотр общественного значения профессионального образования. Изначально приоритетным являлся социальный аспект, повышение интеллектуального и образовательного уровня нации, развитие граждан, стимулирование их активной позиции. Сегодня профессиональное образование рассматривается скорее как один из важнейших факторов инновационного развития и экономической конкурентоспособности государства. В то же время развитие как профессионального образования в целом, так и отдельных образовательных структур необходимо сегодня рассматривать в региональном контексте, поскольку современные учебные заведения являются достаточно мощными бизнес-структурами, формирующими региональные экономики и конкурирующие между собой в глобальном масштабе.

Основной проблемой исследований в области управления профессиональным образованием в условиях перехода к инновационному типу развития экономики является необходимость адекватного описания и систематизации современных экономических и социальных процессов и явлений, удовлетворение потребностей в новых теоретических и методологических подходах, принципах и инструментах управления образовательными структурами. Но проблемы управления образованием невозможно рассматривать в отрыве от проблем социально-экономического развития современного общества. Система образования играет важную роль в жизни общества, но, тем не менее, она обладает известным уровнем инерционности и её развитие во многом определяется экономическими условиями функционирования.


загрузка...