Методология развития региональной системы управления охраной труда и промышленной безопасностью на угольных шахтах (01.06.2009)

Автор: Ковалев Владимир Анатольевич

КОВАЛЕВ Василий александрович

Формирование и развитие системы бизнес-образования при переходе к инновационному типу экономики

Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – сфера услуг)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Санкт-Петербург – 2010

Работа выполнена в Филиале Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования – Всероссийского заочного финансово-экономического института в г. Омске.

Научный консультант - доктор экономических наук, профессор

Дятлов Сергей Алексеевич

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Лукин Геннадий Иванович

доктор экономических наук, профессор

Смирнов Сергей Борисович

доктор экономических наук, профессор

Розанова Татьяна Павловна

Ведущая организация –

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет»

Защита состоится "____" октября 2010 г. в _____ часов на заседании диссертационного совета Д 212.237.02 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов" по адресу: 191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 21, ауд.________.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов".

Автореферат разослан "_____" сентября 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

Сигов В.И.

общая характеристика работы

Актуальность темы диссертационного исследования. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечается, что переход к инновационному социально-ориентированному типу развития невозможен без формирования в России соответствующей институциональной среды. Одной из причин низкого уровня инновационной активности на современном этапе можно назвать то, что проводимые ранее преобразования, радикально изменившие в нашей стране экономические условия хозяйствования, почти не затронули основ старой институциональной модели. При этом институциональная среда инновационной экономики характеризуется развитой конкурентной средой; благоприятными условиями для массового появления новых компаний, в том числе в инновационных секторах экономики; эффективностью государственного управления и местного самоуправления, отвечающих современным потребностям социально-экономического развития.

Более того, в условиях постиндустриального общества человеческий потенциал, человеческий капитал являются доминирующими факторами инновационного развития. Первоочередной задачей является создание правовых, экономических и, что мы особо отмечаем, организационных условий, обеспечивающих решение задач повышения качества человеческого капитала и социально-экономического развития.

Одним из важнейших направлений формирования инновационно-ориентированной институциональной среды, как в долгосрочной, так и в среднесрочной перспективе, несомненно, является образование. Модернизация системы профессионального образования, становящейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны, является необходимым условием формирования инновационной экономики. Значимость модернизации системы образования определяется её ключевой ролью в повышении конкурентоспособности страны и ускорении темпов экономического роста.

Облик современной системы профессионального образования России обусловлен существенными политическими и социально-экономическими изменениями, происходившими в нашей стране с конца 80-х годов ХХ века и продолжающими происходить в настоящее время. Одной из наиболее значимых, по нашему мнению, особенностей этих изменений стала диверсификация профессионального образования, обусловленная либерализацией экономики, развитием института частной собственности на средства производства и предпринимательства. Возник значительный как в количественном, так и в качественном отношении сегмент рынка образовательных услуг, ориентированный на подготовку предпринимателей, бизнесменов, функциональных специалистов коммерческих структур – сфера бизнес-образования.

При этом бизнес-образование занимает, по нашему мнению, особое место. С одной стороны, являясь частью важнейшего социального института, бизнес-образование обеспечивает формирование и развитие человеческого капитала, являющего основой инновационных преобразований общества, характеризующегося постиндустриальными тенденциями. С другой стороны, именно бизнес-образование активно взаимодействует с другим, не менее важным для достижения поставленных приоритетных задач инновационного развития, институтом – институтом предпринимательства.

Инновационный экономический рост определяется институциональной средой, стимулирующей предпринимательство. Важнейшим фактором инновационного развития является наличие инновационной инфраструктуры, к элементам которой, как правило, относят бизнес-инкубаторы, технопарки, инновационно-промышленные комплексы, ресурсные центры и т.д. Наличие развитой инфраструктуры создания и реализации инноваций, эффективного механизма инновационной деятельности являются обязательными условиями инновационного роста.

Предусматривается реализация целого ряда мер институционального характера для содействия развитию малого и среднего предпринимательства, которые включают: развитие инфраструктуры поддержки новых предприятий в рамках бизнес-инкубаторов, технопарков и промышленных парков, упрощение для малых предприятий доступа к покупке и аренде недвижимости; расширение системы микрокредитования; сокращение количества контрольных и надзорных мероприятий, проводимых в отношении малого бизнеса. Совершенно очевидна особая роль системы бизнес-образования, ориентированной на подготовку и профессиональное развитие не только менеджеров и функциональных специалистов крупных компаний, но и предпринимателей, представляющих малый и средний бизнес. Именно малый и средний бизнес является фундаментом инновационного развития экономики, и именно бизнес-образование формирует необходимую институциональную среду построения этого фундамента.

В сфере бизнес-образования, как и на большинстве быстро развивающихся рынков, фаза бурного роста, характерная для периода формирования отечественного рынка образовательных услуг, в настоящее время переходит в организационную фазу или фазу систематизации. Очевидна актуальность формирования и развития системы бизнес-образования, которая объединила бы в себе не только государственные и негосударственные учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования, вписывающиеся в существующую на сегодняшний день формальную систему профессионального образовании Российской Федерации, но и такие субъекты рынка бизнес-образования как образовательные структуры коммерческих организаций; образовательные структуры саморегулируемых профессиональных ассоциаций и объединений; отраслевые образовательные структуры; негосударственные специализированные структуры дополнительного профессионального образования (негосударственные образовательные учреждения) и др. Отсутствие такой системы в настоящее время, по нашему мнению, является наиболее серьезной проблемой, тормозящей развитие данного сектора рынка образовательных услуг.

Нельзя не отметить и актуальность укрепления позиций нашей страны в международном образовательном пространстве. Несмотря на то, что темпы развития Болонского процесса и других международных интеграционных образовательных инициатив существенно отстают от поставленных целевых ориентиров, процесс глобализации образовательного пространства объективен. Содержательный и методический уровни российского профессионального образования по-прежнему высок, тем не менее, очевиден целый ряд проблем организационного характера, в первую очередь, неэффективные коммуникационные процессы, что препятствует не только решению задачи повышения качества образования, но сужает перспективы интеграции российского образования в международное образовательное пространство. Важно и то, что формирование системы бизнес-образования не противоречит целям, приоритетам принципам государственной образовательной политики Российской Федерации на современном этапе. Более того, сегодня созданы благоприятные условия не только для внешней, но и для внутренней интеграции бизнес-образования в систему профессионального образования нашей страны. В этой связи требует особого внимания роль региональных систем образования, для которых в настоящее время характерны разнонаправленные тенденции. Усиление социально-экономической роли регионов в целом, являющееся объективной реакцией на глобализационные тенденции, в сфере образования сопровождается относительной пассивностью региональных органов управления образованием, неэффективной деятельностью различных образовательных структур, неспособных предложить потребителям конкурентоспособные образовательные продукты.

Безусловно, и профессиональное образование в целом, и бизнес-образование как его неотъемлемая часть, являются важнейшими факторами экономического роста и социально-экономического развития на современном этапе перехода к инновационному типу экономики. В настоящий момент бизнес-образование необходимо рассматривать в качестве одного их ключевых элементов инновационной инфраструктуры. Сфера бизнес-образования, в свою очередь, также является объектом организационных инноваций, ориентированных прежде всего на формирование системы бизнес-образования, повышения эффективности взаимодействия субъектов рынка бизнес-образования на международном, национальном и региональном уровнях.

Таким образом, настоящее исследование направлено на формирование организационно-управленческой концепции бизнес-образования, разработку концептуальных основ формирования и развития системы бизнес-образования, являющегося одним из факторов инновационного развития экономики. Этим и обусловлен выбор темы исследования, её актуальность и народнохозяйственное значение.

Степень разработанности научной проблемы. Исследованию социально-экономических процессов, оказавших влияние на сферу профессионального образования, посвящены работы А. Абалкина, В. Макарова, А. Аганбегяна, Е. Гайдара, Н. Петракова, Н. Федоренко, С. Шаталина, Б. Мильнера, Д. Белла, Э. Тоффлера, Г. Клейнера, Дж. Ходжсона, В. Брюса, О. Ланге, Л. Самуэли, О. Шика, Р. Дорнбуша, Дж. Сакса, Т. Стоуньера, М. Кастельса, М. Оулсона, М. Бруно, С. Фишера, Я. Джефриза, Р. Лейарда, А. Ослунд и др.

Проблемы инновационного экономического роста рассматривали такие авторы как У. Баумоль, Дж. Гэлбрэйт, Дж. М. Кейнс, Дж. Кларк, Я. Корнай, Д. Норт, Дж. Робинсон, П. Самуэльсон, Р. Солоу, Дж. Стиглиц, М. Фридман, П. Дракер, М. Портер, Т. Питерс, Д. Миропольский, Т. Селищева, В. Марьяненко и др.

Вопросам управления системой профессионального образования посвящены исследования Б. Кларка, С. Маргинсона, М. Консидайн, А. Грудзинского, А. Егоршина, Н. Никандрова, И. Захарова, Е. Ляхович, И. Майбурова, С. Дятлова и др.

Исследованию теоретических и методологических основ формирования системы бизнес-образования в условиях перехода к инновационному типу развития экономики посвящены работы Л. Евенко, С. Филоновича, Я. Кузьминова, В. Мау, Т. Клячко Е. Карпухина, Г. Константинова, А. Зобова и др.


загрузка...