Организованная преступность: системные свойства и связи (криминологическая оценка) (01.06.2009)

Автор: Иванцов Сергея Вячеславович

К числу основных направлений общего предупреждения со стороны государства автор относит деятельность по разработке нормативно-правовой базы, закрепляющей на законодательном уровне порядок, организацию, а также содержание мер по предупреждению преступности с определением компетенции федеральных, региональных и местных органов власти в области регулирования общественных отношений по предупреждению преступности; деятельность специализированных комплексных и целевых программ по конкретным проблемам противодействия преступности, а также специальным методам предупреждения отдельных групп преступлений; деятельность основных стандартов безопасности по устранению угроз правам и свободам, а также законным интересам личности, осуществление виктимологической профилактики; концепции правового воспитания населения, основанной на принципе уважения закона и социальной стимуляции активной формы правопослушного поведения; деятельность системы информирования населения о приоритетности предупредительной деятельности и привлечения общественности к подобной деятельности, в том числе общественных объединений правоохранительной направленности.

В этой связи отмечается, что при отсутствии единой федеральной общероссийской программы борьбы с преступностью на ближайшие годы отдельные задачи государственной политики все же нашли свое отражение в реализуемых целевых программах. Однако от фрагментарных действий в сфере профилактики правонарушений необходимо переходить к более наступательной и четко выверенной стратегии, и в этой связи стратегия государства наряду с определением оптимальных путей и системой наступательных мер борьбы с преступностью в целом, и организованной в частности, должна получить отражение в специальном политико-правовом документе, принятом на самом высоком уровне.

Круг субъектов, вовлеченных в «орбиту» предупреждения и социально-правового контроля над организованной преступностью, достаточно широк. Таковыми являются органы государственной власти и органы местного самоуправления, различные ведомства, должностные лица, общественные организации и граждане. Вместе с тем все элементы предупреждения преступлений, его уровни, формы и виды в реальной действительности проявляются не сами по себе, а лишь в результате активной и целенаправленной деятельности определенных субъектов.

Профилактическая деятельность правоохранительных органов как специализированных субъектов предупреждения преступлений, совершаемых организованными группами и преступными сообществами, реализуется, как правило, на уровне специального предупреждения преступлений, но в ряде случаев включает решение задач общесоциального предупреждения. Меры, направленные на коррекцию личности, а также предупреждение рецидива преступлений, осуществляются самими правоохранительными органами с использованием в необходимых случаях помощи других субъектов.

Органы внутренних дел занимают особое место в системе предупреждения преступности. Из всех органов, ведущих борьбу с преступностью, органам внутренних дел чаще других приходится иметь дело с непосредственной реализацией соответствующих предупредительных мер. Связано это прежде всего с тем, что первоначальные сведения о преступлениях, как правило, поступают в органы внутренних дел, которые выполняют основной объем работы по предупреждению преступлений со стороны конкретных лиц. При этом органы внутренних дел опираются в своей деятельности на помощь других государственных органов, коллективы трудящихся и общественность.

В качестве основной меры повышения эффективности такой деятельности должно выступать четкое нормативное регулирование координационного процесса субъектов воздействия на преступность и ее организованных структур, прав и обязанностей субъектов координационной практики, форм координационного взаимодействия и т.п. Кроме того, необходимы меры по усилению контроля за исполнением координационных решений, в том числе установление ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а также стимулирование субъектов такого предупреждения. Проблема может быть разрешена приведением в конституционное русло координационной функции прокуратуры за деятельностью правоохранительных органов. Прокуратура по своей правовой природе - орган надзора за соблюдением законности при уголовном преследовании, и возложение на нее функции координации деятельности не подчиненных и не подотчетных ей органов правоохраны в борьбе с преступностью теоретически не обоснованно, а практически не выполнимо. Являясь формально руководящей в процессе координации и не обладая властными полномочиями по воздействию на других субъектов предупреждения, прокурорская деятельность в этой области превращается в формальную и зачастую дублирующую деятельность других органов исполнительной власти. В этой связи представляется целесообразным нормативно закрепить возможность оказания административного воздействия на других членов координационной деятельности при раскрытии и расследовании преступлений, совершенных членами организованных преступных групп.

Кроме того, предупреждение организованной преступности предполагает единство общеорганизационной и специальной правоохранительной деятельности. Большое количество специализированных и неспециализированных субъектов, вовлеченных в сферу борьбы с организованной преступностью, и многоаспектность их деятельности требуют сосредоточения основного внимания на согласовании и объединении усилий правоохранительных органов по обеспечению законного и обоснованного уголовного преследования указанных лиц с момента обнаружения виновных, их разработки, пресечения их преступной деятельности, привлечения к уголовной ответственности, осуждения и контроля за отбыванием ими уголовного наказания, а иногда и постпенитенциарного контроля.

В рамках системы общего предупреждения организованной преступности, совместного участия субъектов предупреждения в правотворчестве, информационно-аналитического обеспечения и других направлений координации эта деятельность должна строиться на условиях тесного взаимодействия с органами государственной власти, местного самоуправления, общественными объединениями и другими субъектами с четким закреплением прав и обязанностей каждого из участников этой деятельности.

Для решения этих вопросов потребуется внести необходимые изменения в нормативные правовые документы, в частности, целесообразно разработать Положение о координационной деятельности правоохранительных органов, в котором определить механизм осуществления координации, включающий в себя порядок выработки решений, взаимоотношения правоохранительных органов в процессе реализации их функций, отчетность и ответственность должностных лиц за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей.

В заключении автор подводит итоги проведенного исследования и формулирует основные выводы и предложения по ключевым направлениям научного поиска.

Основные положения исследования изложены автором в следующих научных публикациях:

Монографии, учебные, учебно-методические пособия

Иванцов С. В. Обеспечение органами внутренних дел системного подхода в изучении и предупреждении организованной преступности : монография / под ред. С. Я. Лебедева. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 16 п.л.

Иванцов С. В. Предупреждение органами внутренних дел организованной преступности // Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность» / под ред. В. Я. Кикотя, С. Я. Лебедева. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 1,5 п.л.

Иванцов С. В. Предупреждение органами внутренних дел профессиональной и рецидивной преступности // Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность» / под ред. В. Я. Кикотя, С. Я. Лебедева. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 1,5 п.л.

Иванцов С. В. Правовое предупреждение создания преступных организаций (преступных сообществ) в республике Беларусь: монография. М. : МосУ МВД России, 2005. - 6 п.л.

Иванцов С. В. Правовые и организационные меры борьбы с незаконным оборотом наркотиков : учебное пособие / под общ. ред. Н. В. Тарасова. Смоленск : Смоленский регион IРА, 2004. - 3,25 п.л.

Иванцов С. В. Вопросы обеспечения противодействия созданию преступных сообществ, преступных организаций в государствах – участниках Союза Беларуси и России : учебное пособие / под общ. ред. Н. В. Тарасова. Смоленск : Смоленский регион IРА, 2003. - 3,75 п.л.

Иванцов С. В. Ответственность за создание преступной организации по уголовному законодательству Республики Беларусь : учебное пособие. Смоленск : Смоленский регион IРА, 2002. - 3,6 п.л.

Иванцов С. В., Тарасов Н. В. Ответственность несовершеннолетних по Уголовному кодексу Российской Федерации и Уголовному кодексу Республики Беларусь // Проблемы преступности несовершеннолетних : курс лекций / под общ. ред. Соловьева Л. А. Смоленск : Смоленский регион IРА, 2002. - 0,6 п.л.

Иванцов С. В. Историография противодействия незаконному обороту наркотиков // Правовые и организационно- тактические меры борьбы с незаконным оборотом наркотиков : курс лекций / под общ. ред. Л. А. Соловьева. Смоленск : Смоленский регион IРА, 2001. - 2 п.л.

Иванцов С. В., Конарев В. А. Характеристика отдельных институтов Уголовного кодекса Республики Беларусь и Уголовного кодекса Российской Федерации. Преступное сообщество, преступная организация // Уголовное законодательство Республики Беларусь и Российской Федерации: сравнительный анализ : учебное пособие. М.-Мн. : Российская академия юридических наук, Юридический институт МВД России, Академия МВД Республики Беларусь, 2000. - 0,25 п.л.

Статьи, опубликованные в перечне периодических изданий, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки России

для публикаций по диссертациям на соискание

ученой степени доктора наук

11. Иванцов С. В., Лебедев С. Я. Системный подход в криминологических исследованиях преступности и организованных форм ее проявления // Российский криминологический взгляд. 2009. № 1. - 0,5 п.л.

12. Иванцов С. В. Координация правоохранительной деятельности субъектов предупреждения организованной преступности // Вестник Московского университета МВД России. 2008. № 8. - 0,5 п.л.

13. Иванцов С. В.Оценочные признаки организованных форм преступной деятельности: вопросы квалификации // Вестник Московского университета МВД России. 2008. № 3. - 0.4 п.л.

14. Иванцов С. В.Криминальный профессионализм в системе российской организованной преступности и вопросы его предупреждения органами внутренних дел // Человек: преступление и наказание. 2008. № 3. - 0,5 п.л.

15. Иванцов С. В.Экологический терроризм как новое проявление современной организованной преступности // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2008. № 1. - 0,4 п.л.

16. Иванцов С. В. Социально-демографическая характеристика участников организованных преступных формирований // Человек: преступление и наказание. 2007. № 2. - 0,3 п.л.

17. Иванцов С. В. Преступные сообщества (преступные организации): характеристика основных показателей 2000-2005 гг. // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2007. № 2. - 0,3 п.л.

18. Иванцов С.В.Основные тенденции российской организованной преступности ХХI века // Вестник Московского университета МВД России. 2007. № 2. - 0,3 п.л.

19. Иванцов С. В. Криминологическое предупреждение организованной преступности // Вестник Московского университета МВД России. 2006. № 10. - 0,3 п.л.

Статьи в иных изданиях

20. Иванцов С. В. Некоторые аспекты уголовно-правового регулирования борьбы с организованной преступностью в России и Республике Беларусь // Наркотизм и организованная преступность : материалы - научно-практической конференции. Смоленск : Смоленский филиал Юридического института МВД России, 1999. - 0,2 п.л.

21. Иванцов С. В. Особенности уголовной ответственности за организованные формы преступной деятельности по УК РСФСР 1926 г. Проблемы профилактики преступлений, совершаемых сотрудниками правоохранительных органов : материалы межвузовского научно-практического семинара. Смоленск : Смоленский филиал Юридического института МВД России, 2000. - 0,2 п.л.

22. Иванцов С. В. Вопросы борьбы с организованной преступностью в условиях образования Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь // Власть: криминологические и правовые проблемы. М. : Российская криминологическая ассоциация, НИИ проблем укрепления законности и правопорядка, 2000. - 0,2 п.л.

23. Иванцов С. В. Преступления в сфере незаконного оборота оружия по УК РФ и УК РБ (сравнительный анализ). Проблемы борьбы с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и их использованием в преступных целях : материалы научно-практической конференции. Москва – Тула : ЮИ МВД России, 2000. - 0,3 п.л.

24. Иванцов С. В. Некоторые особенности истории развития уголовной ответственности за организованные формы преступной деятельности по законодательству Беларуси // Унификация законодательства, борьба с преступностью в условиях союзного государства : материалы международной научно-практической конференции. М. : РАЮН, ЮИ МВД России, Смоленск : Универсум, Мн. : Академия МВД Республики Беларусь, 2000. - 0,4 п.л.


загрузка...