Развитие системы среднего образования на Урале (1808 – февраль 1917 г.) (01.06.2009)

Автор: Егорова Мария Васильевна

ЕГОРОВА Мария Васильевна

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРАЛЕ

(1808 – февраль 1917 г.)

Специальность 07.00.02 – отечественная история

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора исторических наук

Москва – 2009

Работа выполнена на кафедре истории Института переподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова

Научный консультант: доктор исторических наук, профессор

ЗМЕЕВ Владимир Алексеевич

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

БОРИСОВ Валерий Михайлович

доктор исторических наук, профессор

КОСУЛИНА Людмила Геннадьевна

доктор исторических наук, профессор

ЮДИНА Людмила Сергеевна

Ведущая организация: Курганский государственный университет

Защита состоится 14 сентября 2009 г. в 11.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.01 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 117571 Москва, проспект Вернадского, д.88, кафедра истории МПГУ, ауд. 817.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического государственного университета по адресу: 119992, ГСП-2, Москва, ул. Малая Пироговская, д.1.

Автореферат разослан « » 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Киселева Л.С.

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. В современных условиях становится все более очевидным, что экономическое, социальное, политическое, культурное развитие страны, конкурентоспособность государства в мировом пространстве, во многом будет зависеть от уровня подготовленности подрастающего поколения к предстоящей взрослой жизни. Появление в последнее время в России ряда проектов и программ, направленных на модернизацию системы образования, говорит о том, что и государство обеспокоено состоянием народного образования. Идут интенсивные поиски наиболее приемлемых для современных условий форм и методов образования и воспитания. Немало интересных и перспективных методик обучения заимствуется с Запада. Однако не следует забывать, что исторический опыт родной страны в ряде случаев может быть не менее полезен, чем западный опыт.

Современное российское образование уже использует ряд интересных педагогических наработок дореволюционного обучения подрастающего поколения. Здесь мы можем говорить и о частных школа, и о гимназиях и лицеях. Понятно, что в большинстве случаев современные педагоги используют в основном название и в какой-то степени общий дух дореволюционных школ. Нет необходимости копирования дореволюционной системы обучения. Время не стоит на месте и необходимы новые поиски, находки в образовании. Наверное, следует внимательнее присмотреться как к положительному, так и к негативному опыту, который был накоплен в дореволюционной школе, чтобы не повторять тех же ошибок.

Сегодня все более актуальным становится вопрос о доступности хорошего образования, способного соотноситься с реальной жизнью. В обществе поднимаются такие актуальные вопросы как компетенция современных учителей, финансовая поддержка общеобразовательных школ, создание необходимых бытовых условий для успешного функционирования учебных заведений, налаживание наиболее гибких и действенных связей между школой и семьей, соотнесение молодежной субкультуры с задачами образовательного процесса, выработка в среде современных школьников такого понятия как «престиж образования». Довольно много говорится сегодня и о социальном партнерстве, о привлечении к функционированию школ самых различных субъектов начиная от представителей родительской общественности, федеральных и региональных институтов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных и педагогических сообществ, до научных, культурных, коммерческих и общественных институтов.

Сегодня некоторые бизнесмены, политики, представители различных общественных организаций добровольно, безвозмездно вкладывают средства в сферу образования. Набирает силу попечительское движение. Вместе с тем гражданские институты, выступая в роли заказчиков и потребителей, приобретают и реальные рычаги управления в сфере образования. Они могут принимать реальное участие в формировании и реализации образовательной политики, выработке стратегий и программ образования, гражданского заказа на содержание и качество образования. Создание ресурсной базы, бюджета системы образования и осуществление контроля за его эффективным управлением, осуществление общественного контроля качества образовательных услуг – все это говорит о превращении сферы образования из традиционно государственной в государственно-общественную.

Перечисленные выше моменты не являются новыми в истории отечественного народного образования. Столетие назад практически те же вопросы волновали как государство, так и общество. К 1917 г. российской школой был проделан огромный путь в поисках оптимальной системы среднего образования, были как достижения, так и ошибки. Не делаем ли мы и сегодня тех же ошибок, может быть стоит обратиться к своему историческому опыту, чтобы избежать их, а возможно в нашем прошлом найти и решения тех проблем, которые стоят перед средним образованием сегодня.

Заявленная тема исследования актуальна в контексте становления системы среднего образования на Урале на протяжении XIX – начала ХХ в., как своеобразное, неповторимое историческое полотно. До сих пор отсутствует обобщающая работа по анализу функционирования всей системы среднего образования на Урале. Актуальность видится также и в том, что сегодня есть возможность изучить те стороны этой темы, которые раннее затрагивались как фон при анализе других вопросов. В первую очередь речь идет о повседневной жизни учащихся и учителей средних школ Урала.

Объектом диссертационного исследования является вся система среднего образования на Урале. Под системой образования понимается «исторически сложившаяся общенациональная система образовательных учреждений и органов управления ими, действующая в интересах воспитания подрастающих поколений, подготовки их к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности, а также удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей. Охватывает учреждения дошкольного воспитания, общеобразовательные, профессиональные (начальные или профессионально-технические средние) и высшие учебные заведения, различные формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, внешкольные и культурно-образовательные учреждения». В предлагаемой диссертации рассматриваются общеобразовательные и профессиональные средние учебные заведения Министерства народного просвещения и других ведомств правительства царской России. В Российской империи существовали средние учебные заведения духовного ведомства (духовные семинарии и епархиальные училища) и образовательные учреждения военного ведомства (кадетские корпуса), которые также входили в общую систему среднего образования, поэтому и им уделяется должное внимание при изучении поставленной проблемы.

Предмет диссертационного исследования – взаимодействие государственной власти, частных лиц и общественных организаций в области среднего образования, их влияние на повседневную жизнь учащихся и учителей средних школ Урала.

Хронологические рамки исследования – период с 1808 г. до февраля 1917 г. Данные хронологические рамки связаны с тем, что в 1808 г. на Урале появляется первое среднее учебное заведение (Пермская мужская гимназия). До середины века на Урале функционируют всего три мужских гимназии – в Перми, Вятке (1811 г.) и Уфе (1828 г.). Именно эти школы и представляли среднее образование на Урале в первой половине XIX в., благодаря им начали складываться традиции уральской средней школы. Во второй половине XIX века ряд тенденций, проявившихся в начальный период, продолжились в различных сферах среднешкольной системы, а также проявились и новые. Вплоть до февраля 1917 г. в Уральском регионе учреждаются все новые и новые средние школы, как мужские, так и женские, профессиональные, частные. И хотя и после февральской революции эти учебные заведения продолжают существовать, в них начинаются коренные преобразования, изменяющие облик этих школ.

Территориальные рамки исследования – Урал, который включал до 1864 г. Вятскую, Пермскую, Оренбургскую, и часть Тобольской губерний. В 1864 г. Оренбургская губерния (или Уфимское наместничество) была разделена на Оренбургскую и Уфимскую губернии. Необходимо отметить, что с 1803 г. все учебные заведения этих губерний относились к Казанскому учебному округу. В 1875 г. был образован Оренбургский учебный округ, в который вошли школы Пермской, Оренбургской и Уфимской губерний, а учебные заведения Вятской губернии остались в Казанском учебном округе.

Степень изученности темы. Данная проблема попала в сферу интересов историков и краеведов уже в первой половине XIX в. Однако целенаправленное исследование становления системы среднего образования на Урале началось со второй половины XIX в. Многие известные уральские краеведы, учителя, историки, понимая важность развития средней школы, пытались осмыслить процессы, происходившие в этой сфере. Выдвинутые на первый план дореволюционными историками такие вопросы как правовая база становления средней школы, повседневная жизнь школ, исторические характеристики учащихся и учителей, роль школы в жизни региона, влияние общества на становление средних учебных заведений в дальнейшем изучались советскими и постсоветскими исследователями. Подробно историография проблемы рассматривается в первой главе диссертации.

Цель исследования – изучение истории становления системы среднего образования на Урале. Исходя из этого, определяются следующие задачи:

- выявить, какие социально-экономические и культурные факторы способствовали развитию среднего образования в регионе;

- проанализировать, как на протяжении столетия происходила реализация российской государственной политики в области становления системы среднего образования на Урале;

- оценить роль общественности в развитии средних учебных заведений в уральском регионе;

- определить, степень влияния государственной образовательной политики и общественной инициативы на повседневную жизнь учащихся и учителей средних учебных заведений Урала.


загрузка...