ДРАМАТУРГИЯ ИМАЖИНИЗМА В КОНТЕКСТЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИСКАНИЙ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ ХХ ВЕКА (01.04.2015)

Автор: Николаева Алла Александровна

Николаева Алла Александровна

ДРАМАТУРГИЯ ИМАЖИНИЗМА

В КОНТЕКСТЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИСКАНИЙ

ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ ХХ ВЕКА

Специальность 10.01.01 – русская литература

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

Москва

2015 Работа выполнена на кафедре литературы

ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный университет

имени С.А. Есенина»

Научный руководитель: Воронова Ольга Ефимовна,

доктор филологических наук, профессор

Официальные оппоненты: Наталья Игорьевна Шубникова-Гусева,

доктор филологических наук, главный научный сотрудник, руководитель есенинской группы ФГБУН «Институт мировой литературы имени А.М. Горького Российской академии наук»

Сергей Анатольевич Щербаков,

доктор филологических наук, заведующий кафедрой перевода, русского и иностранных языков ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет леса»

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет»

Защита состоится «4» июня 2015 года в 15 часов на заседании диссертационного совета Д 212.155.01 по литературоведению в Московском государственном областном университете по адресу: 105005, Москва,

ул. Энгельса, 21-а.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Московский государственный областной университет» по адресу: 105005, Москва, ул. Радио, д. 10-а.

Автореферат разослан « » 2015 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

доктор филологических наук, доцент Т.А. Алпатова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Творческое наследие поэтов-имажинистов занимает особое место в русской литературе первой четверти ХХ столетия. Появившись на литературной арене после расцвета символизма, акмеизма и футуризма, имажинисты стремились утвердить новые принципы создания литературного произведения, основанные на абсолютизации образного потенциала художественной речи. «Образ, и только образ. Образ – ступенями от аналогий, параллелизмов – сравнения, противоположения, эпитеты сжатые и раскрытые, приложения политематического, многоэтажного построения – вот орудие производства мaстера искусства».

Литературные эксперименты поэтов-имажинистов нашли наиболее яркое выражение в их поэтических произведениях. Однако в их творческом наследии представлены и произведения драматического характера, в которых, с одной стороны, воплотились теоретические принципы имажинизма, а с другой – театральные искания первой четверти ХХ века. Как известно, театр начала ХХ столетия играл огромную роль в создании художественной картины эпохи. Всеобщая театрализация жизни, смелое экспериментаторство, «жизнетворческая» концепция искусства, стремление найти новые формы воплощения авторской мысли на сцене, присущие авангардной эстетике, были близки и творческим исканиям имажинистов.

Изучение имажинизма началось ещё во время наиболее активной деятельности представителей этого течения. В 1921 г. вышли в свет работы В. Львова-Рогачевского, А. Авраамова, С. Григорьева. В многочисленных статьях 20-х годов велась активная полемика относительно имажинизма.

Впоследствии представители данного литературного течения и их творческие эксперименты были преданы забвению как формалистические, чуждые художественному пафосу советской эпохи. Исследование русского имажинизма продолжалось в основном в трудах зарубежных учёных – таких, как Н. Нильссон, А. Лотон, В. Пиотровский, И. Яжембиньска и др. В отечественном литературоведении второй половины ХХ столетия активно изучалось творчество лишь самого яркого представителя имажинизма – С.А. Есенина. В связи с этим вопросы истории и практики русского имажинизма поднимались, главным образом, в исследованиях, посвящённых есенинской поэзии. В 1960–1980-е годы в трудах известных есениноведов П.Ф. Юшина, Ю.Л. Прокушева, С.П. Кошечкина, Е.И. Наумова, А.А. Волкова, А.М. Марченко имажинизм рассматривается как литературное течение, к которому на определённом этапе своего творческого пути принадлежал Есенин и влияние которого он успешно преодолел. На рубеже XX–XХI вв. появляются исследования Н.И. Шубниковой-Гусевой, Т.К. Савченко, А.Н. Захарова, В.А. Сухова, О.Е. Вороновой, В.А. Дроздкова и др., где, наряду с рассмотрением связи Есенина с этим литературным течением, даётся объективная оценка имажинизма и его роли в развитии творческой индивидуальности поэта. Важное значение для изучения имажинизма имело издание обстоятельной антологии «Поэты-имажинисты» (сост. Э.М. Шнейдерман), а также выход в свет коллективной монографии «Русский имажинизм: История, теория, практика».

Творчество А.Б. Мариенгофа и В.Г. Шершеневича долгое время не было предметом научного изучения ещё и потому, что произведения поэтов после шумного всплеска их литературной известности почти не переиздавались. Лишь с 1990-х годов начали вновь выходить различные издания их творческого наследия. В основном это сборники избранных произведений авторов. В 2013 году вышло в свет первое собрание сочинений А.Б. Мариенгофа в 3-х томах, где наиболее полно представлено всё известное литературное наследие автора: стихотворения, прозаические произведения, пьесы, произведения для детей, очерки, статьи, письма, мемуары, коллективные манифесты имажинистов.

Среди исследований зарубежных авторов особый интерес представляют работы Эдуарда Мекша (Латвия), Гордона Маквея (Англия), Томи Хуттунена (Финляндия).

Исключительно важное значение имеет фундаментальный академический труд – пятитомная «Летопись жизни и творчества С.А. Есенина», во втором и третьем томах которой представлен богатый мемуарный, архивно-документальный материал о творческой деятельности С.А. Есенина в составе литературной группы имажинистов.

Целый ряд новых аспектов в исследовании имажинизма представлен в недавней монографии Н.И. Шубниковой-Гусевой: в главе «Русский имажинизм в национальном и инонациональном контексте» исследовательница выделяет новаторские черты имажинизма: отрицание классового характера искусства, защита права писателя на свободу творчества, стремление найти «способ оживить мёртвые слова» и пафос возрождения национального искусства.

Творческое наследие, биография В.Г. Шершеневича подробно, на широкой документальной базе рассматриваются в работах В.А. Дроздкова, творчество А.Б. Мариенгофа – в исследованиях В.А. Сухова.

Драматическое наследие наиболее ярких представителей имажинизма – С. Есенина, В. Шершеневича и А. Мариенгофа – изучено с разной степенью глубины. Наибольшее количество трудов посвящено драматической поэме С.А. Есенина «Пугачёв». Необходимо отметить обширные и содержательные главы о творческой истории и мировом контексте поэмы в фундаментальных монографиях Н.И. Шубниковой-Гусевой; работы О.Е. Вороновой, исследующей архетипический уровень смыслов и утверждающей особую родовую принадлежность произведения (лиро-драмо-эпос); содержательные работы Т.К. Савченко, рассматривающие поэтику «Пугачёва» в аспекте теории и практики имажинизма; публикации С.Н. Пяткина, С.С. Куняева, вписывающие поэму в широкий контекст литературных традиций – от Пушкина до Шекспира; работы по изучению историко-фольклорной и антропологической поэтики «Пугачёва» Е.А. Самоделовой. Также следует выделить статьи С.С. Лесневского, Н.М. Солобай, Р.Е. Маркина, посвящённые теме «Есенин и театр».

Гораздо меньше изучены пьесы Мариенгофа и Шершеневича. Анализ их драматического наследия ведётся, как правило, в рамках отдельных статей либо в разделах диссертационных исследований, посвящённых более общей проблематике. Это работы Т.А. Терновой, И.В. Павловой, Т.А. Богумил, Н.В. Сарафановой, Н.С. Бандуриной, Г.Г. Чипенко, Е.А. Ивановой.

Анализ степени изученности проблемы показывает, что, несмотря на определённые достижения, многие аспекты драматургического наследия имажинистов остаются малоисследованными. Этим и обусловлен выбор темы диссертации.

Актуальность данной работы заключается в том, что изучение специфики драматургии имажинизма позволяет полнее представить общую картину развития драматургии русского авангарда в её прямой соотнесённости с модернистскими исканиями в отечественной литературе первых десятилетий ХХ в., а также современными модернистскими и постмодернистскими тенденциями, выявившими новый подъём интереса к имажинистскому феномену.

Объектом исследования являются драматические произведения С.А. Есенина («Пугачёв»), А.Б. Мариенгофа («Заговор дураков») и В.Г. Шершеневича («Быстрь», «Вечный жид», «Похождения электрического Арлекина», «Одна сплошная нелепость», «Дама в чёрной перчатке»), созданные с 1916 по 1922 гг., т.е. в период формирования и расцвета имажинизма как самостоятельного литературного течения. Материалом исследования послужили не только художественные произведения, но и теоретические работы имажинистов, отклики современной им литературной критики.


загрузка...