Управление социализацией осужденных в системе высшего образования в условиях исправительного учреждения (01.03.2010)

Автор: Волов Вячеслав Теодорович

Реализация концепции управления социализацией осужденных при получении ВО в ИУ осуществлялась в рамках социального эксперимента по программе, состоящей из трех блоков: организационно-управленческого, образовательного и социально-правового.

I Организационно-правовой блок включает:

выполнение инструкции сотрудниками ИУ по обеспечению учебного процесса на базе ДОТ;

коррекцию распорядка дня ИУ для осужденных, получающих ВО на базе образовательных технологий СГА;

контроль за выполнением инструкции.

II Образовательный блок включает:

организацию учебного процесса осужденных на базе спутниковых телекоммуникационных технологий СГА с учетом согласования с режимными условиями ИУ;

инсталлирование спутникового телекоммуникационного оборудования в ИУ;

социальный и психолого-педагогический мониторинг осужденных, получающих высшее образование на базе ДОТ в ИУ.

III Социально-правовой блок включает:

организацию дополнительных социальных контактов осужденных с родственниками и преподавателями;

проведение организационных мероприятий по отпускам в период сессий осужденных, получающих высшее образование в ИУ;

ослабление режимных условий содержания для обучающихся осужденных в ИУ;

оказание социально-правовой поддержки обучающимся осужденным в ИУ при оформлении условно-досрочного освобождения;

создание информационной социологической базы осужденных, получающих ВО в условиях ИУ.

В диссертации разработан механизм преодоления последствий пенитенциарной изоляции осужденного за счет специально организованной образовательной среды на базе спутниковых телекоммуникационных технологий обучения в вузе в условиях ИУ, включающий три составляющих:

изменение социальной роли – оставаясь осужденным, находящимся в условиях пенитенциарной изоляции, он становится студентом, обучающимся в вузе в экстремальных условиях жизнедеятельности ИУ.

изменение микросоциальной среды – в условиях ИУ локально создается специально организованная образовательная среда, где студенты (осужденные) получают навыки и знания, контактируют с преподавателями СГА.

изменение социальной активности осужденного осуществляется за счет образовательной деятельности при изменении режимных условий ИУ. Определенную часть времени обучающийся затрачивает на подготовку к занятиям, просмотр видео- и телелекций, тренинги и тестирование, написание курсовых и дипломных работ (во время, не регламентированное как свободное для необучающихся осужденных).

Помимо механизма преодоления последствий пенитенциарной изоляции в диссертации (глава 2) разработан механизм дисбаланса периодов персональной изоляции и социальной коммуникации.

При этом механизм преодоления последствий пенитенциарной изоляции за счет специально организованной образовательной среды представляет собой качественную сторону общего механизма управления социализацией осужденных, а механизм компенсации дисбаланса – количественную.

На основе данных механизмов разработана процессная модель инновационного механизма управления социализацией осужденного, получающего ВО по месту отбывания наказания на базе спутниковых телекоммуникационных технологий обучения СГА.

Блок контроля и обратной связи в процессной модели опирается на разработанный энтропийный метод анализа динамики нормативно-ценностных характеристик осужденного, позволяющий дать критериальную оценку эффективности выбранной стратегии управления социализацией индивида в ИУ (Рис. 3).

Рис. 3. Динамика ценностных характеристик студентов-осужденных

В дополнение к количественному анализу нормативно-ценностных характеристик осужденных в диссертации использованы качественные методы социологического исследования, позволяющие получить наиболее точную информацию об изучаемом объекте. В связи с этим на заключительном этапе социального эксперимента использовался метод глубинного интервью с бывшими осужденными, закончившими СГА в ИУ.

Результаты опроса выявили мнение освободившихся, прошедших обучение в ИУ осужденных, получивших диплом о ВО. Всего было опрошено 30 человек. Целью интервью было выявление мнения о полученном в ИУ образовании, его роли в судьбе бывших заключенных, а также определение успешности их социализации и адаптации после освобождения. Данные интервью свидетельствуют, что все респонденты, оказавшись на свободе, социально адаптировались, некоторые сделали успешную карьеру, завели семью. Никто из осужденных не совершил повторного преступления.

В диссертационном исследовании были выявлены негативные социально-психологические феномены пенитенциарной изоляции (социальной отчуждение и стигматизация, утрата социальной идентичности, ощущение замедления времени, однотипность и монотонность режимных условий жизнедеятельности ИУ, формирование коммуникационных и эмоциональных блоков). Полученные навыки и знания при обучении на базе СГА с использованием информационно-телекоммуникационных технологий во время отбывания наказания в дальнейшем позволили респондентам легко ориентироваться в новых информационных потоках, необходимых в профессиональной деятельности.

Среди ценностей респондентов безусловной ценностью является семья, образование и благосостояние семьи. Свое будущее и будущее своих детей многие из респондентов связывают именно с образованием.

Таким образом, образование для бывших осужденных становиться не только «шансом», порталом свободы и т.п., но и общесемейной ценностью, тем фактором, с которым они связывают благополучие и развитие свое и своих близких.

С момента обучения время в ИУ по ощущениям респондентов как бы ускорялось. Время стало исчисляться и мыслиться в масштабе учебных семестров, сессий, т.е. стало наполненным, в противоположность обычному бессодержательному внутритюремному времяпрепровождению. Невзгоды и тяготы заключения, связанные с социальной изоляцией, стали переноситься легче. Эффект изменения в восприятии течения времени раскрывает механизм компенсации дисбаланса персональной изоляции и социальной коммуникации, происходящий в ИУ, за счет создания виртуального портала свободы, инициированного специально организованной образовательной средой.

Все респонденты однозначно негативно относятся к возможности рецидива преступления и криминалу в целом, что связывают как с переоценкой прежних ценностей, связанной с полученным во время заключения ВО, и, соответственно, с новыми перспективами в жизни.

Важнейшим социальным эффектом реализации разработанной процессной модели по управлению социализацией осужденных в ИУ в рамках социального эксперимента является существенное снижение уровня рецидива преступности осужденных (около 3%), прошедших курс обучения в СГА, после освобождения (в среднем по России этот показатель равен 30%, а по некоторым регионам 65%) (Рис. 4).

Рис. 4. Гистограмма рецидивной преступности в зависимости от использования технологии обучения осужденных в ИУ по системе высшего образования

Важным социально-правовым актом реализации социального эксперимента, проведенного автором, а также исследователями Северо-западного заочного технического университета (г. Санкт-Петербург), МЭСИ (г. Москва) и РУДН (г. Москва), явилась поправка (2001 г.) к статье 108 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, согласно которому администрация исполнительного учреждения, с учетом имеющихся возможностей, создает условия для получения осужденными среднего (полного) общего и высшего образования.

Заключение

В диссертации на основе выполненных автором исследований разработаны теоретико-методологические основы управления социализацией осужденных в экстремальных условиях жизнедеятельности ИУ, включающие вскрытую феноменологию пенитенциарной изоляции, традиционные социологические и инновационные принципы управления социализацией осужденного, метод диагностики устойчивости нормативно-ценностных характеристик индивида, инновационные механизмы социализации осужденного, процессную модель управления социализацией личности осужденного при обучении в вузе в условиях ИУ.

В проведенном исследовании нашла свое подтверждение выдвинутая гипотеза об эффективности социализации осужденного при получении ВО на базе спутниковых телекоммуникационных технологий обучения в условиях ИУ.

Основные выводы и рекомендации:

1. Анализ управления пенитенциарной системой как социальным институтом выявил историческую тенденцию перехода от карательной доктрины к воспитательной, от абсолютной доминанты интересов государства к доктрине перевоспитания преступника, к главенству интересов индивидуума, хоть и осужденного.

2. Анализ пенитенциарного образования, включая начальное, среднее и профессиональное образование, показал, что оно не соответствует реалиям современного общества, а уголовно-исполнительное законодательство и социальные условия жизнедеятельности осужденных безнадежно отстали от европейских и мировых стандартов.


загрузка...